Ирак: что стоит за военной помощью Ирана, России и США

Подтвержденная  официально в Тегеране информация о гибели иранского военного летчика в Ираке  свидетельствует о том, что правительство Н.аль-Малики фактически официально  обратилось к своему стратегическому союзнику за военной помощью. Мы уже говорили,  что три батальона иранского спецназа были скрытно переброшены в Ирак в самом начале конфликта и в настоящее время прикрывают основные направления возможного  наступления отрядов суннитского ополчения и боевиков «Иракского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) на столицу Багдад. Еще десять полнокровных иранских дивизий стоят в полной боевой готовности на границе и готовы в случае необходимости войти в Ирак. Естественно, имеется в виду реальная угроза установления контроля со стороны суннитов не только над столичным округом, но и над шиитскими религиозными святынями. Кстати, и иранский летчик погиб, защищая таковые в городе Самарра. Обнародование этого факта является ясным предупреждением иракским суннитам, как минимум, о той «красной черте», за которой последует немедленное иранское военное вторжение.

В данном случае Россия также перестала соблюдать видимый нейтралитет. По некоторым данным, утром 28 июня в Ирак по просьбе правительства было переброшено пять штурмовиков Су-25, которые в настоящее время дислоцируются на базе Аль-Мутхана неподалеку от Багдада, о чем иракское национальное телевидение показало репортаж. При этом можно было заметить явно свежевыкрашенные фюзеляжи самолетов, что говорит о том, что они ранее находились в авиапарке ВВС России, а не изготавливались специально для продажи Ираку. Это логично, поскольку времени на это просто нет. Очевидно, что в иракских ВВС нет летчиков, которые бы имели навыки пилотирования российских Су-25. Последние офицеры проходили курс обучения еще в 80-х годах во времена С.Хусейна. Ко всему прочему традиционно ВВС страны укомплектовывались исключительно суннитами, на которых сейчас нет никакой надежды. Отсюда появление иранских летчиков в иракском небе, которые единственные на Ближнем Востоке, за исключением сирийцев, имеют необходимую подготовку. В Багдаде также говорят неофициально о скором прибытии в Ирак группы российских летчиков, техников и вероятнее всего – авианаводчиков. Су-25 показывают свою наивысшую эффективность именно при грамотном авианаведении с земли. Иранские власти также направили свои Су-25 в Ирак, но проблема взаимодействия может заключаться в разных системах «свой-чужой» у российских и иранских машин. Однако, учитывая отсутствие авиации у суннитов из ИГИЛ, эта проблема, возможно, и не будет играть решающего значения.

Тегеран также перебросил в Ирак партию своих разведывательных беспилотников «Абабил», которые дислоцируются на базе Рашид под Багдадом и управляются иранскими техниками. Они не несут вооружения и предназначены только для доразведки целей. В рядах шиитской иранской милиции уже сейчас воюют в качестве инструкторов несколько десятков офицеров из КСИР. Напомним, что именно наличие господства в воздухе является на сегодняшний день основным препятствием для организации со стороны суннитского ополчения любых широкомасштабных наступательных операций, и теперь оно фактически достигнуто за счет помощи со стороны Москвы, Тегерана и Вашингтона.

В этой связи некоторые источники указывают на то, что нарушение видимого нейтралитета со стороны России и участие в той или иной степени в конфликте в Ираке было темой спешного блиц-визита министра иностранных дел РФ С.Лаврова в Эр-Рияд 21-22 июня с.г. Во время встречи с наследным принцем Салманом, его заместителем принцем Мукрином и министром иностранных делпринцем Фейсалом обсуждался именно вопрос военного сотрудничества Москвы и Тегерана в рамках сдерживания исламистской экспансии в Ираке. Саудовцы высказались категорически против присутствия иранских войск в стране. Но отметим, что их просто поставили перед фактом, и этим объясняется спешная переброска 30-тисячного саудовского воинского контингента на границу с Ираком. Эр-Рияд не питает никаких симпатий к ИГИЛ, который фактически вытеснили подконтрольную им основную группу иностранных джихадистов «Джабхат ан-нусра» из Сирии. Но в Ираке он старается играть на перспективу, начиная поддерживать суннитские племена в целом, абстрагируя их от прокатарской ИГИЛ. И делается это в формате глобального шиитско-суннитского противостояния.

Отметим и еще один важный момент. С учетом переброски американских беспилотников и групп спецназа ВС США в Ирак в рамках поддержки режима Н.аль-Малики можно констатировать возникновение нового альянса по линии США-Россия в рамках решения задачи по ликвидации «свежего» очага исламистского радикализма. Вашингтон «глухо» молчит как в отношении присутствия российских Су-25 в Ираке, так и о наличии там иранских военных. Это является косвенным доказательством единства целей всех сторон, что происходит впервые после начала украинского кризиса. Заметим и резкое изменение позиции США в отношении снятия экономических санкций против Ирана. Ясно, что цели у сторон явно разные. Вашингтон стремится защитить свои инвестиции в области добычи углеводородов; Россия и Иран заинтересованы в этом также. Но помимо этого существует еще Сирия, и политическая выживаемость режима Б.Асада напрямую зависит от поставок топлива и продовольствия по логистическим каналам через территорию Ирака. Понятно, что спасение сирийского режима во внешнеполитических приоритетах Белого дома не стоит.

Но есть одно важное обстоятельство: Иран, США и Россия категорически против возникновения на территории Ирака нового очага исламистского джихадизма или «второго Афганистана» со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для стабильности всего региона Ближнего Востока. И решать эту проблему американцы вновь вынуждены не «в одиночку», а с привлечением Москвы и Тегерана.

52.34MB | MySQL:103 | 0,510sec