Военно-политическая обстановка в Ираке (июнь 2014 года)

В июне 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке кардинально изменилась. В результате решительных наступательных действий боевиков суннитской экстремистской исламистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), поддержанных многими местными суннитскими племенами и отрядами бывших баасистов, иракская правительственная армия и силы безопасности в течение нескольких дней и во многих случаях практически без сопротивления оставили значительные территории на севере, западе и в центре страны, в том числе Мосул — второй по величине иракский город. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, курдские вооруженные силы пешмерга по приказу руководства иракской курдской автономии взяли под свой контроль спорные территории в провинциях Ат-Таамим (Киркук), Найнава, Дияла и Салах-эд-дин. Большая часть этих территорий была покинута иракской армией. Одновременно руководители курдской автономии заявили о возможности уже в ближайшее время выхода Курдистана из состава Ирака. На фоне военных поражений в стране усилился политический кризис, противостояние между различными политическими силами, большинство из которых жестко настаивает недопущении занятия Н.аль-Малики поста премьер-министра Ирака в третий раз подряд. Само же правительство Н.аль-Малики пытается организовать отпор исламистским экстремистам и их союзникам, но пока без особого успеха. В сфере внешней политики в минувшем месяце иракское правительство пыталось заручиться политической поддержкой и получить материальную помощь, в первую очередь военно-техническую, у зарубежных стран (США, Россия, Иран и др.).

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в начале июня резко ухудшилась. 5 июня исламистские боевики атаковали город Самарра (120 км к северу от Багдада), но были отбиты. 9 июня боевики ИГИЛ при поддержке ряда местных суннитских племен начали масштабное наступление на севере Ирака, нацелившись на Мосул — административный центр провинции Найнава. Уже 10 июня экстремисты почти без боя установили контроль над Мосулом (около 1,8 млн жителей) и большей частью провинции Найнава. Число беженцев из этого города достигло 500 тыс. человек. Из тюрем боевики выпустили более 3 тыс. заключенных. В Мосуле и прилегающих к городу районах боевики захватили большое количество вооружения, военной техники и снаряжения, включая вертолеты, танки, артиллерийские орудия, легкую бронетехнику. Часть трофеев противник незамедлительно использовал в боевых действиях против правительственных войск, а частично трофеи были преданы боевикам ИГИЛ, воюющим в Сирии против режима Б. Асада. ИГИЛ также захватила активы ряда банков в Мосуле, в которых находились до 500 млрд иракских динаров (429 млн долларов).

Затем экстремисты овладели рядом городов и населенных пунктов в центральной провинции Салах-эд-Дин, а на севре продвинулись в сторону Киркука. Причем правительственные войска оставили этот город без защиты. 11 июня антиправительственные формирования установили контроль над городом Тикрит — родиной Саддама Хусейна и административным центром провинции Салах-эд-Дин. Вслед за этим затяжные бои завязались в районе крупнейшего в Ираке нефтеперерабатывающего завода в Байджи. Боевики ИГИЛ и отряды местных племен активизировались также в западной провинции Анбар. В эти же дни в Багдаде, преимущественно в шиитских районах, и других провинциях Ирака была совершена серия терактов. К середине июня боевики ИГИЛ и их союзники подошли к Багдаду на расстояние 40-50 км, а в отдельных местах и ближе. Боевики также вновь подошли к Самарре, но здесь их наступление было отбито подразделениями спецназа при поддержке шиитского ополчения. Элитные части иракской армии под прикрытием авиации 12 июня сумели вернуть под контроль отдельные районы Мосула. В то же время боевики ИГИЛ вступили на территорию северо-восточной провинции Дияла, приблизившись к ее центру — Баакуба, но взять город не смогли. Цель наступления экстремистов в провинции Дияла – отрезать территорию курдской автономии от остальной части Ирака, а также блокировать Багдад с северо-востока. В район боев к северу от Багдада были переброшены дополнительные армейские части из западной провинции Анбар.

В условиях фактического бегства правительственной армии из спорных между Багдадом и властями Курдистана территорий на севере Ирака туда были введены части курдских вооруженных сил пешмерга с задачей быть в готовности к борьбе с боевиками ИГИЛ, «не предпринимая никаких наступательных действий». В первую очередь, силами пешмерга был занят Киркук и прилегающие к городу районы. Курды также взяли под свой контроль стратегический пункт на границе с Сирией – Рабиа и некоторые районы в провинциях Найнава и Дияла. В курдской автономии была объявлена мобилизация. Вместе с тем, курды не идут на военное сотрудничество с Багдадом в борьбе с экстремистами, а «борьбу между иракской армией и ИГИЛ» в Эрбиле называют «сектантской» войной. Подчеркнем также, что курдские политики считают, что силы пешмерга должны остаться на занятых землях, в первую очередь в Киркуке, а не оставлять их после окончания конфликта. На деле речь идет о фактическом подчинении «спорных территорий» курдскому региональному правительству. Одновременно власти автономии обвинили центральное правительство в бездействии при отражении нападения экстремистов. В июне в провинциях Найнава, Салах-эд-Дин и Дияла велись бои между подразделениями пешмерга и отрядами боевиков ИГИЛ. Причем их инициатором в большинстве случаев были исламистские экстремисты. Таким образом, «курды на севере укрепили свою линию фронта и противостоят исламистам без оглядки на центральные власти».

По информации курдских СМИ, в конце июня подразделения пешмерга пытались противостоять боям между шиитскими отрядами М.ас-Садра и боевиками ИГИЛ в районе Киркука, так как «силы пешмерга не хотят, чтобы Киркук стал местом сектантской войны между шиитами и суннитами». В то же время шиитская милиция «Асаиб Ахль аль-Хак» — первая отреагировавшая на призывы Н.аль-Малики и духовных лидеров шиитов взять в руки оружие, пообещала бороться не только и суннитскими экстремистами, но и с курдами. Как сообщили курдские СМИ, в конце июня шиитские ополченцы передали вооружение отрядам туркоман в Киркуке. Сообщается, что арабские шиитские группировки хотят создать в районе этого города «сильную базу» для противостояния боевикам ИГИЛ. Ранее шиитские военизированные группировки провели в Киркуке военные парады, что вызвало напряженность между различными этническими группами, населяющими город.

Президент Иракского народного туркоманского фронта Э.Салихи 16 июня объявил мобилизацию в туркоманскую милицию в Киркуке, отметив при этом, что если силы пешмерга «откажутся вернуть Киркук иракскому правительству, то мы будем сражаться». Ранее Салихи обратился к Турции с призывом защитить иракских туркоман. По его словам, в настоящее время иракские туркоманы, проживающие на севере страны, не чувствуют защиты правительства Ирака, а их положение еще более ухудшилось после того, как боевики ИГИЛ установили контроль над рядом городов севера страны.

В целом в первые дни наступления отряды боевиков практически не встречали организованного сопротивления со стороны правительственной армии и сил безопасности, которые без боя оставляли свои позиции, дезертировали или сдавались в плен. Сотни солдат и офицеров перешли на сторону противника. В то же время боевики ИГИЛ неоднократно устраивали массовые казни пленённых иракских военнослужащих.

В итоге всего за несколько суток отряды группировки ИГИЛ и её союзников совершили рывок на глубину свыше 200 км в направлении Багдада. 12 июня силы экстремистов контролировали около 50 тыс. кв. км или 15% иракской территории, где проживают 4,5 млн жителей (примерно 12% населения страны). Остатки разгромленных 2-й пехотной и 3-й механизированной дивизий федеральной полиции Ирака перешли на территорию курдской автономии или бежали на юг Ирака. Оперативное командование «Тигр» в провинции Найнава фактически прекратило свое существование. Входившие в его состав 4-я и 12-я пехотные дивизии были разгромлены и бежали с поля боя. По информации из офиса Н.аль-Малики, всего в первые дни наступления боевиков ИГИЛ и их союзников на севере и в центральной части Ирака из армии и сил безопасности разбежались примерно 90 тыс. человек.

Как видится, основные причины столь быстрых и крупных военных успехов ИГИЛ и ее союзников стали тщательная подготовка наступательных действий, хорошая подготовка и вооружение боевиков, их высокая мотивация на ведение вооруженной борьбы. В то же время иракская армия и силы безопасности продемонстрировали свою неустойчивость, крайне низкое морально-психологическое состояние всех категорий личного состава. Политическими причинами успеха экстремистов стал, прежде всего, фактор усиливавшегося в последние месяцы недовольства суннитов, в т.ч. суннитской элиты политикой возглавляемого шиитами правительства Н.аль-Малики. Катализатором же последних событий явились итоги апрельских выборов в парламент Ирака, на которых победу вновь одержали шииты. В итоге «терпение суннитов закончилось, и они не стали сопротивляться исламским экстремистам, оставив свой спор с шиитами на решение вооруженным путем».

К причинам поражения следует отнести «сектантский, узко религиозный характер иракского государства, обремененного шииитско-суннитским противостоянием. Солдаты-шииты не желают сражаться за суннитские провинции и наоборот». Особо подчеркнем «превышающий все мыслимые границы уровень коррупции в иракской армии и по стране в целом. Ни о какой боеспособности в этих условиях не может быть и речи».

По мнению некоторых экспертов, ««неожиданное» наступление в Ираке исламистов ИГИЛ стало результатом тщательно спланированного плана суннитской верхушки и ответом на итоги прошедших в Ираке парламентских выборов. «Выдвижение» на острие атаки ИГИЛ в данном случае необходимо рассматривать как тактический шаг с целью официального дистанцирования суннитской верхушки Ирака от прямого военного противостояния с властями в Багдаде».

Говоря о союзниках радикальных исламистов из ИГИЛ, в первую очередь, следует упомянуть бывших баасистов из «Общего командования джихада и освобождения», костяком которого является группировка «Армия мужчин тариката Накшанбандия» во главе с бывшим заместителем С.Хусейна И.И.ад-Дурри. К ним примыкают террористические группировки «Армии муджахедов», «Союз солдат революционных племен» и некоторые другие. Причем группировка «Накшанбандия» располагала значительными силами на севере Ирака, а И.И.ад-Дурри, «принял самое активное, но очень замаскированное участие в разработке и реализации плана по «захвату» отрядами ИГИЛ Мосула». Вооруженные формирования бывших баасистов сыграли важную роль и при взятии Тикрита. Во-вторых, большую часть антиправительственного сопротивления в западной провинции Анбар составляют местные бедуинские племена дулейм и шаммар. К последнему из них примыкают муфтий суннитских провинций Ирака шейх Р.ар-Рифаи и руководитель влиятельной Ассоциации мусульманских улемов Х.аль-Дари. Они являются представителями умеренного традиционного ислама и не подвержены салафитским и ваххабитским настроениям. Костяк ополчения племен составляют вооруженные формирования «Сахва», которые власти всячески притесняли. Примкнули к ИГИЛ и ряд других суннитских племен на севере и в центре Ирака. В целом, по мнению многих экспертов, ИГИЛ не смогла бы «в считанные дни захватить обширную территорию на севере и западе Ирака» без поддержки местных племен и отрядов бывших баасистов.

Вместе с тем, союзнические отношения ИГИЛ с местными суннитскими племенами и бывшими баасистами никак нельзя назвать прочными. Скорее всего, это временный союз по обоюдному расчету. «Их цели различны, из чего можно сделать вывод, что после первых успехов между различными боевыми силами суннитов начнется борьба. Стратегической целью ИГИЛ является создание джихадистского халифата на севере Сирии и Ирака». Что касается баасистов, то они «стремятся вернуть довоенный саддамовский статус-кво». В то же время лидеры суннитских племен в большинстве своем «являются иракскими националистами, ориентированными на сохранение единства страны. Их целью является прекращение репрессий против суннитов, а также справедливый раздел власти в Багдаде».

В июне уже имели место боестолкновения отрядов «Накшанбандия» с боевиками ИГИЛ. Сообщается и о том, что руководство ИГИЛ не может достичь договоренностей с другими суннитскими группировками, участвовавшими в захвате Мосула. Споры касаются управления этим городом. Как утверждают суннитские повстанцы, они не имеют никакого отношения к террористам, и называют происходящие в стране события как восстание или «народную революцию» против правления Н.аль-Малики. В частности, как заявляют представители военного командования «революционеров племен», Мосул, Тикрит, ряд других городов и других населенных пунктов находится в их руках, а не под контролем ИГИЛ.

Численность боевиков ИГИЛ к началу наступления в Ираке, по различным оценкам, составляла от 6 до 15 тыс. человек. При этом часть боевиков осталась для продолжения войны в Сирии. С присоединением к ИГИЛ отрядов местных суннитских племен, бывших баасистов, выпущенных из тюрем террористов и перебежчиков из правительственной армии общая численность боевиков-суннитов оценивается от 35 до 50 тыс. человек. ИГИЛ возглавляет Абу Бакр аль-Багдади. Он считается весьма опытным полевым командиром.

Вооруженные формирования боевиков передвигаются главным образом на внедорожниках, хорошо вооружены. В частности, имеют большое число крупнокалиберных пулеметов, ПЗРК, ПТРК, минометы, гранатометами. Большинство боевиков хорошо обучены, умело используют имеющееся в их распоряжении оружие. Так, в первые дни наступления были подбиты 28 танков М1А1 «Абрамс» правительственной армии, причем 5 из них были полностью выведены из строя ПТРК «Корнет-Э», захваченными у войск Асада в Сирии. Экстремисты хорошо подготовлены тактически – в том числе для совершения терактов в городах, ведения партизанской войны в пустынной и горной местности. В ходе боевых действий экстремисты применяют «гибрид терроризма, партизанской войны и обычной войны». Руководство ИГИЛ создало разветвленную агентурную сеть на иракской территории, что значительно помогло в разгроме правительственных войск.

Немаловажно и то, что вербовщики экстремистов «активны и умелы – призыв новых рекрутов стабильно превышает все потери». Подчеркнем и такую особенность боевиков ИГИЛ как их «запредельную жестокость ко всем «врагам истинной веры», причем таковыми могут считаться и другие радикальные банды исламистов – виновные лишь в меньшей степени своего «радикализма» по сравнению с ИГИЛ». Боевиков отличает также «подчеркнутое почтение к ваххабитской версии ислама и преследование всех несогласных со средневековыми канонами вероисповедания» Группировка имеет развитую пропагандистскую структуру, использует самые современные медиа-методики. «Огромный эффект приносят как показательные казни противников (и самих членов ИГИЛ, нарушивших законы шариата), так и умение боевиков уживаться с «кяфирами»».

В качестве своего «глубокого тыла» ИГИЛ использует находящиеся под ее контролем районы на северо-востоке Сирии. В то же время после начала наступления экстремистов в Ираке ВВС САР усилили нанесение ударов с воздуха по боевикам и объектам ИГИЛ в сирийских провинциях Дейр-эз-Зор, Ракка и Хасаке. Сообщается о нанесении ударов по штаб-квартире ИГИЛ в Ракке.

24 июня боевики ИГИЛ провели в Мосуле военный парад, на котором продемонстрировали вооружение и военную технику, захваченную у иракской правительственной армии. Парад стал своего рода демонстрацией силы экстремистов.

С первых дней наступления боевиков ИГИЛ и их союзников правительство в Багдаде пыталось организовать отпор экстремистам. В частности, 10 июня премьер-министр Н.аль-Малики объявил о всеобщей мобилизации. Кроме того, он заявил о намерении провести «реструктуризацию» силовых структур. Глава правительства запросил у парламента разрешение на введение в стране режима чрезвычайного положения, но получил отказ. Фракции суннитов и курдов не поддержали инициативу премьера. Оппоненты Н.аль-Малики опасаются, что чрезвычайное положение даст ему дополнительные полномочия, которые он сможет использовать против своих политических противников. Успех же экстремистов Н.аль-Малики объяснил «заговором», якобы имевшим место в силовых структурах. В этой связи он обещал предать суду виновных в военном поражении. В отставку были отправлены несколько генералов, в том числе М. аль-Гарауи, бывший командующий войсками в провинции Найнава.

Командование иракской армии организовало в военном лагере в Таджи (20 км от Багдада) пункт сбора личного состава разбитых и разбежавшихся соединений и частей. В южных провинциях с преимущественно шиитским населением, в Багдаде и некоторых других районах страны началась запись добровольцев в ополчение. Уже к середине июня в него записалось свыше 80 тыс. человек. Правительство создало Управление по народной мобилизации, которое будет «будет распределять потоки добровольцев». Добровольцам, принявшим участие в боевых действиях против исламистов, будут платить по 750 тыс. динаров (644 доллара США) ежемесячно. Добровольцы, не участвующие непосредственно в боевых действиях, будут получать 450 долларов. На питание волонтерам ежемесячно будут дополнительно выдавать сумму, эквивалентную 107 долларам США.

Радикальный шиитский имам М.ас-Садр заявил о необходимости формирования отрядов для защиты «сакральных мест» шиитов. Духовный лидер иракских шиитов А.Систани призвал жителей страны взять оружия для отпора экстремистам. Он также заявил, что из Ирака следует изгнать повстанцев-суннитов. По словам шиитского духовного лидера, «если ИГИЛ не будет побеждена и изгнана из Ирака, мы пожалеем об этом на следующий день, когда эти сожаления уже не будут иметь смысла». Стали возрождаться распущенные ранее шиитские вооруженные группировки. В крупных городах Ирака, подконтрольных властям, 21 июня прошли военные парады шиитского ополчения. Вместе с тем, создание суннитского ополчения, по мнению многих экспертов, усиливает «риск сектантской войны между шиитскими милициями, поддерживающими аль-Малики, и суннитской общиной».

В поддержку властей выступил и ряд суннитских племен. Так, глава Лиги иракских племен М.аль-Джабари заявил, что вооруженные отряды суннитов «выступят на стороне армии и дадут отпор террористам». О намерении бороться с экстремистами из ИГИЛ сообщила «Бригада революционеров 1920 года», которая в 2007 году вела активную борьбу против боевиков иракского филиала «Аль-Каиды». Также вооружаются активисты Иракского исламского национального сопротивления, Исламской армии Ирака, Суннитской армии моджахедов. Н.аль-Малики призвал суннитские племена, поддерживающие действия экстремистов из ИГИЛ, «отмежеваться от преступников, работающих на иностранные силы».

В целом же, как видится, шиитское большинство не намерено отдавать власть в Ираке, и будет упорно сражаться за ее сохранение.

Успехи радикальных исламистов в Ираке вызвали серьезную обеспокоенность в регионе и мире. США заявили о готовности оказать содействие Ираку военными поставками. В то же время Вашингтон и его западные союзники не намерены направлять свои войска в Ирак. Президент Б.Обама подверг резкой критике неспособность иракской армии оказать сопротивление боевикам и политику политических лидеров Ирака, «которые не смогли разрядить обстановку и установить диалог между шиитами и суннитским меньшинством». В июне США направили в Персидский залив авианосец в сопровождении крейсера и эсминца, а также транспортно-десантный корабль ВМС США с 550 морскими пехотинцами на борту. Истребители ВМС США с авианосца George Bush в Персидском заливе начали разведывательное патрулирование над Ираком. Причем в конце июня американская авиация значительно увеличила число разведывательных полетов над иракской территорией, чтобы точно определить места дислокации боевиков ИГИЛ. Сообщается, что полеты осуществляются 24 часа в сутки. В них используются как пилотируемые машины, так и БПЛА. Госдепартамент США сообщил, что американские военные начали предоставлять властям Ирака добытые с помощью БПЛА разведданные о боевиках ИГИЛ. В то же время, по информации СМИ, президент США Б.Обама отказался от нанесения массированных воздушных ударов по суннитским экстремистам в Ираке в ближайшее время. Намерение Обамы избежать воздушных ударов обусловлено, в частности, тем, что у американских военных нет достаточной информации о целях, удар по которым мог бы существенно изменить обстановку на поле боя. Вместе с тем, Белый дом оставляет за собой возможность принятия решения о нанесении точечных ударов с воздуха по целям в Ираке.

Командование ВС США подтвердило начало полетов над Багдадом БПЛА, оснащенных вооружением. При этом было заявлено, что беспилотники «не будут использоваться в наступательных операциях против исламских боевиков, и призваны лишь обеспечить дополнительную безопасность находящимся на территории Багдада американским военным советникам».

В июне США направили в Ирак 275 военнослужащих для защиты американского посольства в Багдаде. Американская администрация также приняла решение о направлении в Ирак до 300 военных советников, чтобы помочь местным властям в противостоянии с ИГИЛ. В июне первые 130 советников прибыли в Багдад. Они занимаются оценкой боеготовности армии Ирака и подготовкой прибытия оставшихся военнослужащих ВС США. Функции советников возьмет на себя и часть военнослужащих американской армии, охранявших дипломатическую миссию Вашингтона в Багдаде. Обама  заявил, что американские военные усилят разведывательную деятельность в Ираке и в случае крайней необходимости будут готовы к ударам по выявленным целям, однако, войска США «не будут возвращаться в бой» в Ираке. Президент Обама сообщил 30 июня о прибытии в Ирак еще 200 американских военнослужащих, которые будут обеспечивать безопасность посольства США в Багдаде.

В конце июня в Багдаде начал работу первый из двух объединенных оперативных центров (ООЦ), который оказывает властям Ирака содействие в противостоянии с экстремистскими группировками. Шесть групп американских советников начали работу в штабах, соединениях и частях иракской армии, дислоцированных в Багдаде и вокруг столицы. ООЦ собирает, систематизирует и анализирует информацию американских советников, поддерживает с ними постоянную связь.

Военные наблюдатели отмечают, что американцам в Ираке «до сих пор свойственны повсеместная нерешительность и выжидательная позиция по отношению к военным успехам салафитов». Командование ВС США пока продолжает лишь анализировать ситуацию в стране и собирать разведывательную информацию, на основании которой президенту предстоит принять решение о целесообразности использования американских военных возможностей против боевиков ИГИЛ и их союзников из числа других исламистских группировок. Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал М.Демпси заявил, что американское командование должно выяснить «Выстоят ли они? Каков их состав (армии и сил безопасности Ирака, — авт.)? Продолжают ли они представлять всех иракцев?» И лишь «когда у США будут результаты этой оценки, мы примем решение, чем еще сможем помочь».

Президент Ирана Х.Роухани заявил о готовности Тегерана оказать помощь Ираку в борьбе с экстремистами в случае, если Багдад обратиться с такой просьбой. Роухани также заявил, что его страна без колебаний и промедления будет защищать шиитские святыни на территории Ирака против «убийц и террористов». Президент ИРИ опроверг информацию о том, что Иран намерен послать свои войска в Ирак. Вместе с тем, по информации СМИ, Иран использует БПЛА для разведывательных полетов над территорией Ирака с авиабазы в Багдаде и тайно снабжает власти этой страны военным снаряжением. Тегеран также «направил офицеров «Аль-Кудс» в качестве советников для иракских командующих». Сообщается о том, что иранские самолеты доставляют в Багдад военное снаряжение и другие припасы для правительственных сил.

В условиях разрастания вооруженного противостояния в Ираке Иран и Иордания усилили охрану своих границ, перебросив в приграничные районы дополнительные военные силы. Саудовская Аравия в связи с обострением обстановки в Ираке также принимает дополнительные меры по обеспечению своей безопасности.

Ливанская «Хизбалла» заявила о готовности направить в Ирак своих «добровольцев для участия в борьбе с ИГИЛ и другими суннитскими вооруженными группировками».

26 июня Н.аль-Малики сообщил, что Ирак купил российские боевые самолеты, которые будут доставлены в страну в течение нескольких дней. Это было сделано по причине задержки американцами реализации сделки на поставку истребителей F-16. 28 июня в Ирак были доставлены из России пять бывших в употреблении штурмовиков Су-25. Кроме того, в Ирак прибыли российские технические специалисты по обслуживанию этих самолетов. Ожидается, что штурмовики начнут участвовать в боевых действиях в самое ближайшее время.

В Вашингтоне заявили, что «мы не против легального приобретения иракским правительством оружия, включая Россию, а также Чехию, Южную Корею и другие. Мы разделяем эту цель — помогать им бороться с угрозой». Вместе с тем, в Пентагоне заявили, что нынешнее насилие в Ираке может привести к отсрочке поставок в эту страну истребителей F-16.

Чехия ведет переговоры с Ираком о продаже семи ударных вертолетов Ми-24.

По информации иранских СМИ, Катар рекрутировал около 1800 наемников из стран Африки для отправки в Ирак. Террористы, прошли подготовку на военных базах в Ливии. Их отправка в Ирак планируется тремя группами через ливийские порты в Турцию, а затем в Ирак через Иракский Курдистан.

В середине июня наступление отрядов ИГИЛ и её союзников замедлилось, а на отдельных участках правительственная армия и шиитские ополченцы отбили у противника несколько населенных пунктов. В последние дни июня позиции воюющих сторон постепенно стали стабилизироваться, хотя радикальные исламисты продолжали наступать на отдельных направлениях. Одновременно на некоторых участках пытаются контратаковать противника части правительственной армии и шиитские ополченцы.

В частности, активные боевые действия продолжаются в западной провинции Анбар, где боевики захватили большую часть районов, прилегающих к границе с Сирией и Иорданией. Боевики ИГИЛ захватили и несколько населенных пунктов, расположенных недалеко от плотины Хадита на Евфрате, и готовятся к её захвату. В то же время армия сумела отбить у противника два важных пограничных перехода на границе с Иорданией и Сирией. Ожесточенные бои в течение всего минувшего месяца шли в районе крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода в Байджи на севере Ирака. Боевики окружили крупнейшую авиабазу в районе Балад в 80 км севернее Багдада. Ранее с этой базы был эвакуирован американский персонал, обучавший иракских военных использованию истребителей и разведывательных БПЛА. В конце июня антиправительственные силы в районе Эль-Махмудия открыли «новый фронт», угрожая Багдаду с юга. Севернее и восточнее столицы правительственные силы стали оказывать боевикам более упорное сопротивление, в основном за счет привлечения элитных подразделений спецназа. Армия активно использует авиацию для нанесения ударов по противнику, в том числе по Мосулу. 28 июня иракская армия при участии спецназа и отрядов шиитских добровольцев, поддерживаемых боевыми вертолетами и бронетехникой, начала операцию по освобождению от противника Тикрита. Первый штурм города боевики отбили, вынудив правительственные силы к отступлению. В целом бои за Тикрит приняли затяжной характер.

По состоянию на 30 июня условная линия фронта проходила на севере от района Синджар и Рабиа вблизи от границы с Сирией и далее к Талль-Афару, Мосулу и районам западнее Киркука. На этом участке действуют как курдские силы пешмерга, так и правительственные войска с шиитскими ополченцами, а со стороны противника — боевики ИГИЛ, и, частично, отряды бывших баасистов. Причем к югу от Мосула большое количество селений находится под управлением шейхов местных суннитских племен, которые не подчиняются ни центральной власти, ни боевикам ИГИЛ. Продолжались бои между проправительственными силами и боевиками в районе Байджи и Тикрита в провинции Салах-эд-Дин. Различные исламистские группировки, причем не только ИГИЛ, контролируют большую часть населенных пунктов в долине Евфрата вплоть до Самарры. Затем зона контроля исламистов уходит на восток — в провинцию Дияла. Здесь они занимают большую часть селений к северо-востоку от Баакубы. К западу от Багдада боевые действия ведутся в районе городов Эль-Хадита, Хит, Хаббания, Рамади, Эль-Фаллуджа. На некоторых участках линия соприкосновения подходит к Багдаду на 20-25 км, в частности в районе Абу-Грейб. Южнее столицы боевые действия ведутся в районе городов Эль-Юсифия, Эль-Мукдадия и Эль-Махмудия. По информации СМИ, Багдад защищают сохранившие лояльность Н.аль-Малики две полноценные дивизии и шесть механизированных бригад общей численностью около 50 тыс. человек.

По оценке американских разведывательных органов, суннитские боевики «заняли хорошие позиции», что дает им возможность удерживать огромные территории на северо-западе Ирака в случае, если правительство в Багдаде не сможет организовать эффективное контрнаступление. В то же время ИГИЛ «рискует перенапрячь себя, если будет расширять территорию под своим контролем слишком быстро». Речь в данном случае идет об объявленном руководством ИГИЛ намерении овладеть Багдадом и наступать далее на юг Ирака в районы с преимущественно шиитским населением.

В прошедшем месяце в различных районах Ирака было совершено большое число терактов. Наиболее крупные из них с многочисленными человеческими жертвами были совершены 7, 8, 9, 10, 11, 15, 17, 20, 25 и 26 июня.

Резкое обострение обстановки в Ираке привело к значительному увеличению числа людских потерь от вооруженного насилия. Так, по информации министерств обороны, внутренних дел и здравоохранения страны число погибших в Ираке в июне составило 1922 человека, в том числе 1393 гражданских лица (в мае – 938 человек, из них 804 гражданских лица). Погибли 529 силовиков, в том числе 380 военнослужащих и 149 сотрудников полиции (в мае – 144 человека). По информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в июне в Ираке погибли 2417 человек, в том числе 1531 гражданское лицо (в мае, без учета потерь в провинции Анбар — 799 человек, из них 603 гражданских лица). Ранения получили 2228 человек. Потери среди силовиков убитыми составили 886 человек (в мае – 196 человек, без учета провинции Анбар). При этом наибольшее число убитых в июне пришлось на провинции Найнава (470 человек), Багдад (375 человек) и Салах-эд-Дин (365 человек).

В условиях ухудшающейся ситуации в сфере безопасности в Ираке западные посольства начали эвакуацию своего персонала из Багдада. Консульская служба посольства США переведена в Басру и в Эрбиль. МООНСИ перебросила часть своих сотрудников в столицу Иордании Амман и столицу иракской курдской автономии Эрбиль. В курдскую автономию и Иорданию вывезены и сотрудники ряда других международных организаций. Крупные зарубежные нефтяные компании, работающие на месторождениях в южной части Ирака, также эвакуируют часть своего иностранного персонала, не занятого непосредственно в добыче углеводородов.

Наступление боевиков и их союзников, захват ими обширных территорий и крупных городов резко обострил в стране проблему перемещенных лиц и беженцев. В частности, в настоящее время в только в Иракском Курдистане находятся около одного миллиона внутренне перемещенных лиц, а их общее число, по данным ООН, превысило 1,2 млн человек.

В захваченных противниками багдадского правительства городах и населенных пунктах создаются новые органы власти. Так, представители исламистов выбрали эмиров для каждого города и области, и взяли на себя право принимать все решения. Среди эмиров есть туркоманы, курды, а также иностранные граждане. Что касается услуг, то районы, находящиеся под контролем боевиков, столкнулись с энергетическим кризисом. Одновременно радиальные исламисты из ИГИЛ вводят на контролируемых территориях жесткие нормы шариата. Радикальные исламисты опубликовали жесткий кодекс поведения, который должны соблюдать жители захваченных боевиками городов. Он предусматривает обязательное посещение мечети для всех мусульман, чтобы совершать пять ежедневных молитв, а также запрещает курение и алкоголь. Общественные собрания, не санкционированные исламистами, запрещены. Женщины должны «прилично» одеваться и выходить из дома только по необходимости. В Мосуле боевики ИГИЛ казнили 12 шейхов-богословов, которые отказались принести им присягу. Также сообщается о казни взятого в плен судьи Р.Р.Абдель Рахмана, который вынес смертный приговор С.Хусейну.

29 июня ИГИЛ объявила о своем преобразовании в «Исламское государство» (ИГ), которое создается исламистскими экстремистами на подконтрольных им территориях в Сирии и Ираке. Халифом ИГ назначен Ибрагим Авад Ибрагим аль-Бадри аль-Хусейни, известный больше под именем Абу Бакр аль-Багдади. Он объявлен «имамом и халифов мусульман по всему миру». Радикальные исламисты потребовали от мусульман «присягнуть на верность» новому правителю и «отвергнуть демократию и другие отбросы с Запада». Джихадисты хотят, чтобы провозглашенный ими халифат простирался от города Алеппо на севере Сирии до иракской провинции Дияла у границ Ирана.

Эксперты считают, что объявление о создании ИГ — это очень важный и опасный поворот в развитии событий для стран региона, который открывает «новую эру международного джихада». Причем «джихадисты бросили вызов не только соперничающим с ними экстремистским группировкам, прикрывающимся лозунгами ислама, но и государствам исламского мира». «Это огромный вызов, прежде всего, для Саудовской Аравии как для страны, где находятся мусульманские святыни, но также и для Ирана — крупнейшего шиитского государства». Создание халифата во многом направлено на объединение сил вооруженных экстремистов под единым руководством, на привлечение новых сторонников. Вместе с тем, «нетерпимые и безжалостные методы ИГИЛ в конечном итоге приведут к разрыву этой организации с группами местных суннитов, которые сейчас работают бок о бок с джихадистами». К тому же самопровозглашенное исламистское государство не будет иметь атрибутов легитимности и суверенитета, «если его не признают соседи и ведущие мировые державы. Негосударственная структура не может объявить себя государством. Границы должны быть признаны ООН, международным сообществом, чтобы государство могло существовать в таком качестве и пользоваться соответствующим отношением».

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в июне 2014 года резко обострилась. Боевики экстремистской исламистской группировки ИГИЛ и примкнувшие к ним силы бывших баасистов и местных суннитских племен в ходе решительного наступления нанесли крупное поражение иракским правительственным войскам и захватили обширные территории Ирака. Правительственной армии и шиитским ополченцам с большим трудом удалось остановить противника на подступах к Багдаду. К тому же наступательный порыв ИГИЛ и ее союзников к концу минувшего месяца в значительной степени иссяк. В то же время возможности правительства Ирака по кардинальному изменению ситуации в свою пользу пока весьма ограничены. В целом же военная обстановка в Ираке продолжает оставаться очень сложной.

Масштабное наступление боевиков ИГИЛ и их союзников, позорное поражение правительственной армии негативно сказались на внутриполитической ситуации в Ираке, усилили политический кризис в стране, осложнили и без того непростые и далеко не партнерские отношения между ведущими политическими силами страны. Иракские политические лидеры оказались не в состоянии преодолеть свои разногласия и объединить свои усилия для отпора реальной угрозы со стороны мощных сил радикальных исламистов. Резко усилился сепаратистский курс руководства курдской автономии, объявившего о намерении отделиться от Ирака. Усилились нападки на правительство во главе с Н.аль-Малики со стороны большинства политических объединений и партий, требующих его отставки. Со своей стороны, Н.аль-Малики не идет на значительные, принципиальные уступки своим оппонентам. В итоге процесс распада иракского государства заметно ускорился. Многие эксперты считают, что точка невозврата в этом процессе уже пройдена.

Суннитские, шиитские и курдские политики усилили взаимные нападки и обвинения, Так, Н.аль-Малики обвинил курдского лидера М.Барзани в поддержке террористов. Представители возглавляемого главой правительства блока «Государство закона» обвинили суннитских и курдских политиков в «коллаборационизме» и связях с ИГИЛ, в «заговоре против центрального правительства» и т. п.

Курдские же лидеры заявляют, что они не верят в сохранение единства Ирака, всячески подчеркивая, что «Ирак никогда не будет прежним». Глава курдской автономии М.Барзани заявил: «Ирак, очевидно, разваливается. Центральное правительство потеряло контроль над всем. Все рушится — армия, войска, полиция». Причем, по мнению М.Барзани, развал Ирака вызвали не курдские политики. Курдский лидер считает, что в течение последних десяти лет курды сделали все, что в их силах, проявили гибкость для того, чтобы построить новый демократический Ирак. «Но, к сожалению, этот опыт не был успешным». Поэтому «пришло время для людей Курдистана определить свое будущее и решить, что мы собираемся защищать». По оценке М.Барзани, нынешний иракский кризис не будет решен в результате военных действий, но должен быть решен с помощью мирных политических средств. При этом должно быть четкое понимание разницы между борьбой суннитов за свои права и террористическими действиями.

А.Алауи, возглавляющий блок Иракское национальное согласие, в который входят как шииты, так и сунниты, призвал к формированию правительства национального спасения, но при этом подчеркнул, что Н.аль-Малики «не должен быть его частью». По мнению Алауи, стремительное продвижение боевиков ИГИЛ в суннитских провинциях стало результатом всеобщего недовольства политикой правительства Н.аль-Малики, которая обострила до предела межконфессиональные отношения, чем «воспользовались в своих интересах исламисты». Верховный муфтий иракских суннитов Р.ар-Рифаи назвал нынешние события в стране «народной революцией», подчеркнув, что правительство преувеличивает «присутствие и угрозу» со стороны ИГИЛ. Р.ар-Рифаи заявил, что «революционеры» из суннитских племен борются за «полное изменение политического процесса в Ираке» и восстановление «справедливости» в отношении суннитского населения. Причем, как считает этот религиозный деятель, суннитские повстанцы действуют «отдельно от тех (ИГИЛ, — авт.) вооруженных группировок». Р.ар-Рифаи также призвал населения иракского юга «подняться против аль-Малики». Лидер суннитского блока «Аль-Муттахидун» и бывший спикер иракского парламента У.ан-Нуджаифи заявил, что осуждает экстремистов и их идеологию.

Нет единства и среди шиитских политиков. Так, радикальный имам М.ас-Садр заявил, что ни при каких обстоятельствах не будет подчиняться Н.аль-Малики.

В условиях осложнившейся обстановки в стране повышенную политическую активность стал проявлять духовный лидер иракских шиитов А.ас-Систани, выступивший с предложением приступить к формированию нового эффективного правительства, которое «будет избегать прошлых ошибок». А.ас-Систани 27 июня призвал политических лидеров страны избрать нового премьер-министра еще до открытия парламентской сессии, а также объединиться и сформировать коалиционное правительство перед лицом угрозы со стороны экстремистских сил, захвативших значительную часть территории страны.

26 июня Н.аль-Малики признал, что для достижения успеха в борьбе с ИГИЛ и другими экстремистскими вооруженными группировками нужны не только военные, но и политические меры. При этом он исключил возможность создания правительства «чрезвычайного положения», считая, что это противоречит конституции. Вместе с тем, Н.аль-Малики не высказал никаких конкретных предложений относительно возможности для политиков-суннитов играть более активную роль в принятии важных для Ирака решений.

За создание «чрезвычайного правительства национального единства» для урегулирования кризиса в стране М.ас-Садр. Это правительство, по его мнению, должно выполнить «законные требования народа», в том числе суннитов. Одновременно влиятельный шиитский лидер выступил против любого вмешательства США в дела Ирака, заявив, что он поддержит «международное содействие только тех государств, которые не ведут оккупационную политику».

Шиитский Иракский национальный альянс 28 июня выдвинул две альтернативные Н.аль-Малики кандидатуры на пост главы правительства. Ими стали А.А.Махди, бывший с 2005 по 2011 год вице-президентом Ирака, и А.Чаляби, получивший широкую известность своей деятельностью на посту главы комиссии по дебаасизации в Ираке после 2003 года.

30 июня несколько политических партий страны (в основном суннитских) объявили о своем объединении в Коалицию иракских сил. В состав нового блока вошли партия «Аль-Муттахидун» (23 мандата в парламенте), «Аль-Арабия» (10), «Преданность Анбару» (3) и «Дияла — наша идентичность» (5). Члены вновь сформированного блока заявили, что одной из основных их целей на данный момент является «выдвинуть кандидата, который заменит аль-Малики, и занять три руководящих поста (премьер-министра, президента и спикера парламента — авт.) для формирования правительства, которое смогло бы удовлетворить нужды иракского народа». В Коалиции иракских сил подчеркнули, что приглашают присоединиться к ней другие политические партии и блоки страны.

На 1 июля было назначено первое заседание парламента нового созыв, избранного 30 апреля. Однако по причине того, что политические партии объединения не смогли договориться по кандидатурам главы правительства, президента Ирака и спикера Совета представителей, оно, как известно, закончилось безрезультатно.

Сложная и напряженная ситуация сохраняется в Багдаде. В городе, главным образом в районах с шиитским населением, регулярно происходят теракты и вооруженные нападения. Жители столицы жалуются на перебои с различными товарами и рост цен. Условия жизни в Багдаде стремительно ухудшаются: не хватает воды, участились перебои с подачей электроэнергии.

Последние события в Ираке способствовали усилению самостоятельности курдской автономии в политических и экономических вопросах, росту сепаратистских настроений курдского руководства, заявившего о возможности отделения региона от Ирака. Одновременно в Эрбиле заявляют, что территории, занятые силами пешмерга на севере страны после бегства оттуда иракской армии (Киркук и ряд других районов), останутся неотъемлемой частью Курдистана. Отметим, что с присоединением спорных территорий население районов, подконтрольных курдским региональным властям, «увеличилось более чем в полтора раза, по крайней мере, до 8 млн человек, а источники существования в виде богатых месторождений нефти – многократно».

На совещании курдских политических партий, проведенном под председательством М. Барзани, для обсуждения ситуации, сложившейся в Ираке после наступления боевиков ИГИЛ и их союзников, было констатировано, что произошедшие в стране в изменения стали результатом кризиса в иракском политическом процессе, «к которому, в свою очередь, привела политическая система, находящаяся в резком контрасте с конституцией и принципами консенсуса». При этом «доверие среди иракских политических сил и национальных компонентов должно быть восстановлено заново, должна быть запущена национальная инициатива, чтобы возродить политический процесс, и осуществлен отказ от политики маргинализации, сектантства, и авторитаризма». В то же время курды не верят в возможность формирования в Ираке нового коалиционного правительства.

Региональное правительство Курдистана «очень четко» заявило, что «курды не будут вмешиваться в сектантский конфликт, а вместо этого будут поддерживать политические переговоры. Силы пешмерга будут защищать Курдистан от террористов и внешних угроз, но не будут проводить военные операции за пределами Курдистана и в спорных районах. Курдские силы пешмерга терпеливы, но в случае необходимости они будут проводить массированные атаки».

26 июня М. Барзани посетил Киркук. Его поездка в этот город стала первой с момента его перехода 12 июня под контроль сил пешмерга. Барзани заявил, что «статья 140 Конституции (об урегулировании спора по Киркуку, — авт.) была реализована, и мы не будем больше говорить об этом». Вместе с тем, курдский лидер сообщил о готовности властей автономии провести референдум о статусе Киркука.

В Багдаде отвергли притязания курдских политиков на спорные территории, включая Киркук, заявив, что все они остаются неотъемлемой частью Ирака.

В конце июня М. Барзани заявил о готовности провести референдум о независимости региона в течение ближайших месяцев. По его словам, Ирак и без того уже разделен нынешним кризисом, и, несмотря на готовность курдов участвовать в его мирном разрешении, «право на независимость народа является естественным и неотъемлемым».

И все же, как считает ряд экспертов, М. Барзани «не торопится объявлять о независимости. Его заявления об организации референдума в течение ближайших месяцев – явная попытка потянуть время и понять, как будет развиваться ситуация внутри Ирака. В течение последних десяти лет угрозы курдских властей о провозглашении независимости выполняли роль политического рычага для давления на Багдад по вопросам о распределении доходов от нефти. При этом лидеры курдов старались не переходить красную линию и не объявлять о самоопределении».

18 июня парламент курдской автономии одобрил состав нового регионального правительства, в которое вошли представители ведущих курдских политических партий: Демократической партии Курдистана, Патриотического союза Курдистана и партии «Горран». В Эрбиле полагают, что новый кабинет министров, вероятно, проработает только два года, а не четыре, так как «за это время Курдистан надеется провести референдум, который решит, хотят ли курды оставаться в рамках Ирака, или отделиться и получить независимость». Эксперты утверждают, что большинство населения в Курдистане, в том числе в спорных районах, будет голосовать в пользу независимости.

В условиях ослабления центрального правительства в Багдаде власти курдской автономии расширяют экспорт нефти. Региональное министерство природных ресурсов 22 июня объявило о второй продаже курдской сырой нефти на международном рынке. При этом в Эрбиле утверждают, что действуют «в пределах своих полномочий, экспортируя и продавая нефть, добытую в Курдистане, и что реакция федерального правительства выходит далеко за границы его власти в соответствии с конституцией». В то же время целью правительства автономии «является максимизация доходов для всего Ирака, а для курдского регионального правительства — прямое получение своих полных и указанных в конституции 17 процентов от общего нефтяного дохода Ирака, без купюр, сбоев или управления из Багдада». Вместе с тем, многие в автономии настаивают на необходимости повышение доли региона в доходах от экспорта нефти с 17 до 25 процентов.

Правительство Ирака осудило власти автономии за экспорт нефти в обход Багдада, а также обвинило курдское руководство в нарушении «принципов и ценностей страны» при продаже нефти в Израиль. Багдад вновь пригрозил международными исками всем компаниям, покупающим курдскую нефть. Напомним, что сразу после того, как первый экспортный груз нефти Курдистана покинул порт турецкий Джейхан, иракское Министерство нефти подало заявку в Федеральный Верховный суд в Багдаде, прося его вынести решение против курдского Министерства природных ресурсов. Однако 23 июня суд единогласно постановил отклонить запрос министерства «как противоречащий действующим правовым контекстам Ирака». В связи с решением суда правительство курдской автономии призвало федеральное Иинистерство нефти и государственную маркетинговую компанию SOMO отказаться от своих незаконных и неконституционных мер по предотвращению экспорта нефти из Курдистана, а также потребовало прекратить запугивание потенциальных продавцов и покупателей курдской нефти, экспортируемой на законных основаниях.

Таким образом, в июне 2014 года внутриполитическая ситуация в Ираке резко осложнилась в связи с захватом боевиками ИГИЛ и другими антиправительственными силами обширных районов страны. Но даже в условиях непосредственной угрозы распада государства основные иракские политические силы оказались не в состоянии договориться о путях отпора экстремистам и преодолении политического кризиса в стране.

В июне 2014 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства была сконцентрирована на получении политической поддержки и разнообразной материальной помощи, главным образом военно-технической, необходимой для противостояния боевикам ИГИЛ и другим вооруженным экстремистским группировкам. Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики заявил, что «происходящее в Ираке — заговор региональных сил, поддержанных некоторыми иракскими политиками». «Мы говорим всем этим силам: терроризм придет и в ваши страны». Н.аль-Малики призвал «мировые и особенно соседние страны» оказать иракскому правительству помощь в противостоянии экстремистским силам.

Ирак также официально попросил ООН о помощи в противостоянии радикальным исламистам и экстремистам. Эта помощь, как считают в Багдаде, должна включать в себя подготовку военнослужащих, поставки оружия и «технологическую помощь».

США с самого начала обострения иракской ситуации внимательно следят за развитием ситуации в этой стране. Американская администрация поддерживает постоянные контакты с ведущими иракскими политиками. В Вашингтоне заявили, что «окажут все необходимое содействие» правительству Ирака в рамках двустороннего соглашения о долгосрочном стратегическом партнерстве в целях борьбы с экстремистами. В то же время главные усилия американской администрации были направлены на решение проблемы политической разделенности страны. В этой связи американцы полагают, что в Ираке должно быть сформировано новое правительство, которое бы в большей степени представляло интересы местных суннитов и курдов. Создание нового правительства, по мнению Белого дома, может «ограничить поддержку суннитами группировки ИГИЛ, что будет способствовать укреплению единства страны и предотвращению роста разобщенности по признаку религиозной принадлежности». Президент США Б.Обама подверг резкой критике политику иракских политических лидеров, которые «не смогли разрядить обстановку» и установить диалог между шиитами и суннитским меньшинством. По мнению Обамы, иракское руководство должно «выйти за узкоконфессиональные рамки, объединиться и прийти к компромиссу», а «если они не смогут этого сделать, то (нынешний конфликт, — авт.) не удастся решить даже военным путем. Никакой американской военной мощи не хватит для того, чтобы предотвратить развал страны». В целом же в Вашингтоне считают, что ответственность за борьбу с суннитскими боевиками в Ираке должна нести сама иракская сторона.

Как считают эксперты, одним из обстоятельств, «сдерживающих американцев в виде направления своей авиации для бомбардировки позиций исламистов, является тот факт, что поддержка Н.аль-Малики в этой ситуации будет означать «де-факто» укрепление позиций Тегерана в Ираке, и соответственно – повышению живучести режима Асада в Сирии».

Госсекретарь США Дж.Керри неоднократно обсуждал со своими коллегами из Иордании, Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ вопросы, связанные с ситуацией в Ираке. 26 июня в Париже по инициативе США прошла встреча Дж.Керри с главами МИД КСА, ОАЭ и Иордании, в ходе которой арабские страны выразили готовность оказать всестороннюю поддержку новому коалиционному правительству Ирака. 27 июня Керри встретился с саудовским королем Абдаллой в Джидде. Абдалла пообещал Керри, что он использует свое влияние на иракских суннитов с тем, чтобы они присоединились к новому «репрезентативному» правительству страны.

В июне Ирак посетили госсекретарь США Дж.Керри и глава МИД Великобритании У.Хейг. В Багдаде они провели переговоры с премьер-министром Ирака Н.аль-Малики, а в Эрбиле – с курдским лидером М.Барзани. При этом и Керри, и Хейг призывали иракских политиков «преодолеть внутренние разногласия и сплотиться, чтобы сообща противостоять угрозе терроризма». Керри также отметил, что поддержка США иракских сил безопасности «будет интенсивной и непрерывной». Однако эта помощь будет эффективной лишь в том случае, если «правительство предпримет шаги для объединения государства».

Президент Б.Обама заявил о готовности США сотрудничать с Ираном для разрешения ситуации в Ираке. Сообщалось, что в середине июня представители США и ИРИ обсудили возможное сотрудничество по противодействию ИГИЛ на полях международных переговоров по иранской ядерной программе в Вене. В то же время Верховный руководитель ИРИ аятолла А.Хаменеи выразил мнение, что США не должны вмешиваться в конфликт в Ираке. «Иран категорически против военного вмешательства США в дела Ирака».

Иран однозначно выразил свою поддержку «иракской нации и правительству» в их борьбе с экстремистскими силами. В Тегеране регулярно заявляют о готовности оказать Багдаду всестороннюю помощь. МИД Ирана подверг критике курдское руководство во главе с М.Барзани за открытое обсуждение отделения региона от Ирака.

Власти Саудовской Аравии выступили против иностранного вмешательства в Ираке и за сохранение территориальной целостности этой страны.  В Эр-Рияде считают, что «последние события в Ираке не произошли бы без сектантской и ограничительной политики, проводимой там в последние годы» правительством Н.аль-Малики. «Такой курс поставил под угрозу безопасность, стабильность и суверенитет страны». Власти КСА призвали Багдад как можно скорее сформировать правительство национального единства. Эр-Рияд выступает против какой-либо помощи правительству Н.аль-Малики. Руководство саудовского королевства выступило с предупреждением, что гражданская война в Ираке может иметь непредсказуемые последствия для всего региона.

Со своей стороны, правительство Ирака обвинило КСА в оказании финансовой и иной поддержки террористам. В Багдаде заявили: «Саудовская Аравия стоит на стороне террористических групп и несет ответственность за их материальную поддержку, а также происходящие в Ираке события. К ним относятся, в том числе и те преступления, которые могут быть расценены как геноцид: пролитие крови иракского народа, разрушение иракских государственных институтов, исторических памятников и религиозных святынь».

Глава МИД Катара Х.аль-Атыйя заявил 16 июня, что Н.аль-Малики несет часть ответственности за нарастание напряженности в Ираке, так как стремился к «маргинализации» суннитского меньшинства. Министр призвал иракское правительство учитывать требования суннитской части населения страны, которая, по его мнению, добивается лишь равноправия и возможности активнее участвовать в общественной и политической жизни Ирака.

ОАЭ отозвали «для консультаций» своего посла из Багдада. Эмираты мотивировали это решение «глубокой обеспокоенностью продолжающейся политикой раскола, которая маргинализует ключевые слои иракского общества».

Отметим, что все большее число американских политиков, а также региональных союзников США, в особенности Саудовская Аравия и ОАЭ, оказывают давление на Белый дом с тем, чтобы он прекратил поддержку правительства Н.аль-Малики, предлагая в ответ на это расширить содействие в деле стабилизации ситуации в Ираке.

Сирия заявила о готовности помочь правительству Ирака «в борьбе против общего врага – терроризма».

Турция выразила серьезную обеспокоенность опасным развитием ситуации в Ираке. В то же время премьер-министр страны Р.Т.Эрдоган предупредил иракское руководство и США против проведения военных операций в Ираке, в том числе авиационных ударов, которые могут привести к большим человеческим жертвам. Эрдоган заявил вице-президенту США Дж.Байдену, что Турция «не думает о военных операциях» в Ираке, а если США рассматривают возможность военного решения иракской проблемы, то турецкое руководство должно быть проинформировано об этом.

11 июня в Мосуле боевиками ИГИЛ были захвачены 48 дипломатов и сотрудников генерального консульства Турции, в том числе генеральный консул О.Йилмаз. Также боевики взяли в плен большое число водителя грузовиков (граждан Турции), перевозивших грузы через сирийско-турецкую границу.

Евросоюз и Лига арабских государств выразили обеспокоенность ухудшением ситуации в Ираке, призвав центральные власти Ирака и руководство курдской автономии совместными силами восстановить безопасность.

НАТО пока что не может сыграть какой-либо роли по деэскалации ситуации в Ираке. С таким заявлением выступил 12 июня генеральный секретарь альянса Ф.Г.Расмуссен. Позднее он отметил, что «нам в Ираке нужно правительство, которое в гораздо большей степени, чем сейчас, включает в себя различные стороны, в том числе суннитов и курдов».

По мнению генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, нанесение ударов по боевикам из группировки ИГИЛ в Ираке не является оптимальным путем урегулирования ситуации в этой стране.

Китай заявил, что поддерживает усилия правительства Ирака по поддержанию внутренней безопасности и стабильности и готов оказать помощь «в любом виде».

В России «решительно осуждают» действия террористов в Ираке. МИД России призвал западные страны избегать двойных стандартов в оценках террористической группировки ИГИЛ, действующей в Ираке и Сирии. В Москве выразили солидарность «с действиями Багдада по решительному отпору исламистам и нацелены на дальнейшее оказание практической поддержки иракским властям в их бескомпромиссной борьбе с терроризмом». 20 июня состоялся телефонный разговор президента России В.Путина с премьер-министром Ирака Н.аль-Малики, который проинформировал главу российского государства о развитии ситуации в Ираке и мерах властей по борьбе с террористическими группировками. В ответ Путин подтвердил всемерную поддержку Россией усилий иракского правительства по скорейшему освобождению территории страны от террористов.

В минувшем месяце значительно активизировалась внешнеполитическая деятельность руководства курдской автономии. Отметим, что в настоящее время в Эрбиле функционирует 31 иностранное консульство и миссия, а еще несколько государств намерены в ближайшее время открыть свои представительства в этом регионе.

Госсекретарь США Дж.Керри и глава МИД Великобритании У.Хейг в ходе переговоров с главой курдской автономии М.Барзани в Эрбиле, состоявшихся в конце июня, призывали руководство региона оказать помощь Багдаду в противостоянии боевикам ИГИЛ, однако без особого успеха. Барзани в ходе диалога с Керри отметил, что США являются союзником курдов, но выступают независимости их региона. При этом он пояснил Керри, что определять судьбу курдского народа должны сами курды и никто другой.

16 июня министр иностранных дел Франции Л.Фабиус позвонил М.Барзани. В ходе разговора глава французской дипломатии высоко оценил действия курдского руководителя и сил пешмерга «в заполнении вакуума безопасности» после ухода иракской армии из провинции Найнава и других районов Ирака. Фабиус дал высокую оценку решение курдского регионального правительства принять иракских беженцев.

Глава курдского регионального правительства Н.Барзани в июне вновь посетил Турцию. В Анкаре он провел переговоры с турецким премьер-министром Р.Т.Эрдоганом, а также выступил на заседании Совета безопасности Турции.

Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху высказался в поддержку идеи создания независимого курдского государства, заявив, что курды – «это народ воинов, доказавших свою политическую умеренность и заслуживших свое собственное государство».

Таким образом, в июне 2014 года военно-политическая обстановка в Ираке претерпела кардинальные изменения. В результате решительных наступательных действий боевики ИГИЛ, поддержанные многими суннитскими племенами и отрядами бывших баасистов, захватили примерно треть территории страны, а иракская правительственная армия и силы безопасности потерпели крупное поражение. Столь значительный успех противников нынешнего багдадского режима поставил под угрозу существование иракского государства. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, руководители курдской автономии заявили о возможности уже в ближайшее время выхода Курдистана из состава Ирака. На фоне военных поражений в стране усилился политический кризис, обострилось противостояние между различными политическими силами, большинство из которых жестко настаивает на незамедлительной отставке Н.аль-Малики с поста премьер-министра Ирака. И хотя во второй половине июня наступление вооруженных антиправительственных формирований в основном было остановлено, говорить о переломе в ходе войны не оснований. В силу сохраняющихся очень серьезных разногласий среди ведущих иракских политических сил, усилившейся борьбе за власть в стране не просматриваются и политические пути выхода Ирака их глубокого, системного кризиса.

52.48MB | MySQL:103 | 0,621sec