Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7 — 13 июля 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и Афганистане. Израиль в ответ на массированные ракетные обстрелы своей территории 7 июля начал военную операцию «Несокрушимая скала» против боевиков радикальных палестинских группировок в секторе Газа. В Афганистане оба соперничающих кандидата на пост президента страны – А. Г. Ахмадзай и А. Абдулла — согласились на пересчет всех голосов второго тура выборов, и поддержать результаты проверки.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается очень напряженной. С 7 июля Армия обороны Израиля (АОИ) проводит масштабную операцию «Несокрушимая скала» с целью подавления сил боевиков радикальных палестинских группировок в секторе Газа и «прекращения террора в отношении граждан Израиля». Израильские ВВС, артиллерия и ВМС почти непрерывно наносят удары по объектам противника: установкам для пуска ракет, командным пунктам и местам расположения боевиков. При этом Израиль впервые за много лет осуществил точечные ликвидации палестинских радикалов в Газе — удары были нанесены по нескольким домам активистов группировок ХАМАС и «Исламский джихад». Всего, по информации командования АОИ на 13 июля, израильские войска поразили 1160 целей в палестинском анклаве. Не исключается и возможность проведения наземной операции в Газе. К границам сектора переброшены крупные силы сухопутных войск ЦАХАЛа. 12 июля подразделение спецназа ВМС АОИ провело операцию в Газе по уничтожению пусковых установок ракет. Вместе с тем отметим, что в результате израильских ударов погибли и получили ранения много гражданских лиц: по состоянию на вечер 13 июля погибли 166 и получили ранения свыше 1000 человек. В Израиле от ракетных обстрелов из сектора Газа пострадали 28 человек.

8 июля правительство Израиля дало разрешение на дополнительный призыв резервистов, что позволяет военным призвать из запаса до 40 тыс. человек. Как пояснили в израильском Министерстве обороны, в немедленной мобилизации потребности пока нет, но полученное разрешение дает право в случае необходимости оперативно развернуть дополнительные силы. Ранее из резерва были вызваны полторы тысячи солдат и офицеров. Израиль объявил зоной «специальной ситуации» полосу в 40 км на границе с сектором Газа на время военной операции против ХАМАСа.

Тем не менее, палестинские боевики не снижают интенсивность ракетных обстрелов Израиля. Так, с 7 по 11 июля они выпустили 809 ракет, из которых 635 упало на территории еврейского государства. Только по Тель-Авиву, Иерусалиму и другим крупным городам Израиля было выпущено свыше 100 ракет. Ракеты были выпущены в сторону ядерного комплекса в Димоне. Однако самым интенсивным обстрелам подвергаются населенные пункты граничащего с Газой юга. Эффективно действует израильская система ПРО. По данным командования АОИ, удается перехватить до 90 процентов ракет из сектора Газа, летящих в направлении населенных районов страны.

Палестинский президент М. Аббас призвал Израиль немедленно прекратить удары по сектору Газа. Аббас также намерен обратиться в ООН, чтобы взять Палестину «под международную защиту» в связи с ситуацией в Газе. Руководство движения ХАМАС отказывается от предложения Израиля о прекращении огня на основе принципа «тишина на тишину», настаивая на освобождении из тюрем своих сторонников, а также изменении израильской «поселенческой политики и политики в отношении задерживаемых лиц».

Совет Безопасности ООН в своем заявлении от 12 июля призвал к скорейшему прекращению огня между Израилем и палестинцами, выразив серьезную озабоченность последствиями противостояния для мирных жителей. С осуждением действия Израиля выступают арабские страны, Иран и Турция. Президент США Б. Обама призвал руководство Израиля и Палестины к сдержанности и прекращению очередного витка насилия. Глава Белого дома заявил о готовности США стать посредниками в деле прекращения огня. При этом в Вашингтоне «решительно осуждают продолжающиеся ракетные обстрелы Израиля, мирного населения террористическими организациями в секторе Газа». США заявили о готовности помочь израильтянам в борьбе с палестинскими ракетными обстрелами. Со своей стороны, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху подчеркнул, что международное давление не сможет заставить израильское руководство остановить военную операцию против боевиков в Газе, которая «будет продолжаться и расширяться до тех пор, пока не прекратятся ракетные обстрелы и не вернется спокойствие».

Тем временем обострение палестино-израильского конфликта вызвало политические осложнения в Израиле. Так, министр иностранных дел страны А. Либерман 7 июля объявил о выходе возглавляемой им партии «Наш дом — Израиль» из союза с правящей партией Ликуд и формировании собственной фракции в Кнессете (парламенте). Основной причиной выхода из блока, по словам Либермана, является слишком мягкая позиция, которую занял Нетаньяху по отношению к ХАМАСу.

7 июля Независимая избирательная комиссия Афганистана опубликовала предварительные результаты состоявшегося 14 июня второго тура выборов президента страны, согласно которым за бывшего министра финансов Афганистана А. Г. Ахмадзая проголосовали 56,44% избирателей, а бывший глава МИДа страны А. Абдулла получил 43,56% голосов.

Публикация предварительных итогов голосования усилила противоборство между соперничающими кандидатами, что осложнило внутриполитическую обстановку в Афганистане в целом. А. Абдулла отказался признать свое поражение, заявив, что он стал жертвой вбросов бюллетеней, проводившихся его конкурентом «в промышленных масштабах». А. Г. Ахмадзай со своей стороны подчеркнул, что победил честно. В создавшейся ситуации США стали активно воздействовать на Абдуллу и Ахмадзая с целью воспрепятствовать углублению политического кризиса в Афганистане. В Вашингтоне заявили, что могут прекратить оказание этой стране финансовой помощи и поддержки в сфере безопасности, если кто-либо из кандидатов на президентский пост попытается захватить власть незаконным путем. Одновременно Госдепартамент потребовал тщательно расследовать все случаи нарушений на выборах. Президент США Б. Обама 7 июля провел телефонный разговор с Абдуллой, высказавшись против того, чтобы кто-либо из участников второго тура выборов прибегал к применению насилия. 10 июля для урегулирования ситуации в Афганистане в Кабул прибыл госсекретарь США Дж. Керри. Он провел встречи с А. Абдуллой и А. Г. Ахмадзаем. По итогам посреднической миссии Керри и Абдулла, и Ахмадзай 12 июля сообщили о своем согласии на пересчет всех голосов второго тура выборов и поддержке итогов проверки. Ожидается, что проверка займет несколько недель и будет проведена при участии международных наблюдателей от ООН.

Очень сложная военная и политическая обстановка сохраняется в Ираке. В стране продолжается вооруженное противостояние между силами, поддерживающими правительство Н. аль-Малики, и его противниками, в том числе боевиками т. н. «Исламского государства» (ИГ). На минувшей неделе наиболее интенсивные боевые действия с переменным успехом велись в северной провинции Салах-эд-Дин, западной провинции Анбар, северо-восточной провинции Дияла и на подступах к Багдаду.

Резко обострились отношения между правительством Н. аль-Малики и руководством иракской курдской автономии. Это произошло после того, как Н. аль-Малики заявил, что курдский регион и его столица Эрбиль превратились в «оперативную базу» для боевиков ИГ. В ответ на эти обвинения курдские лидеры потребовали от Н. аль-Малики «извиниться перед народом», а также покинуть пост главы кабинета министров. Кроме того, курдские министры в иракском правительстве во главе с главой МИД Ирака Х. Зибари прекратили участвовать в заседаниях кабинета министров. 11 июля подразделения курдских сил пешмерга заняли два месторождения нефти в районе Киркука, которые перешли под контроль курдских властей. Глава курдской автономии М. Барзани 12 июля заявил, что курды продолжат работу «с умеренными шиитами и суннитами Ирака, чтобы найти всеобъемлющее политическое решение, основанное на новых реалиях». В то же время «Курдистан будет продолжать свои усилия по организации референдума, на котором народ осуществит свое право на самоопределение».

13 июля из-за отсутствия согласия между политическими блоками по кандидатурам премьер-министра, президента и спикера парламента вновь не состоялось заседание иракского парламента. Его перенесли на 15 июля.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. Армия ведет наступление на позиции боевиков в Алеппо. В провинции Дамаск идут бои между боевиками ИГ и «Исламского фронта». ВВС САР нанесли удар по штаб-квартире ИГ в Ракке на северо-востоке страны. Сообщается и о боях отрядов курдов и боевиков ИГ на севере Сирии.

По словам директора национальной разведки США Дж. Клэппера, в настоящее время Сирии действуют примерно 1500 различных повстанческих группировок общей численностью от 75 до 115 тыс. человек. Кроме того, в этой стране воюют порядка 7,5 тыс. иностранных боевиков. Причем наиболее сильные группировки (ИГ, «Ахрар аш-Шам», «Джабхат ан-нусра») представлены радиальными исламистами.

Новым руководителем Национальной коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии избран Хади аль-Бахра. Он считается «независимым» политиком. Х. Аль-Бахра получил инженерное образование в США и возглавлял делегацию оппозиции на последних мирных переговорах в Женеве.

Спецпредставителем ООН по Сирии назначен бывший заместитель главы МИД Италии Стаффан де Мистура. В отличие от Л. Брахими, представлявшего ООН и ЛАГ, Де Мистура будет представлять только ООН.

Переговоры Ирана с международной «шестеркой» по ядерной программе ИРИ в Вене идут трудно. О наличии «весьма существенных различий» между «шестеркой» и Ираном заявил прибывший в Вену госсекретарь США Дж. Керри. Что касается главы МИД ИРИ Д. Зарифа, то он полагает возможным достижение соглашения по ядерной программе в срок к 20 июля. При этом в Тегеране считают, что, если дальнейший диалог будет бесполезным и оппоненты Ирана не отступят от своих «избыточных требований», то это «не станет бедствием мирового масштаба, и мир не прекратит свое существование», а Иран продолжит реализацию своей ядерной программы.

10 июля депутаты парламента Турции поддержали предложенный правительством пакет законов, регламентирующих проведение процесса курдского урегулирования – «Окончание терроризма и укрепление социального единства». Законопроект закрепляет основания для амнистии рядовых членов экстремистской Рабочей партии Курдистана. Законодательные гарантии обещаны и госслужащим, которые принимали участие в контртеррористических операциях. Правительственные структуры получат право устанавливать в интересах урегулирования прямые контакты внутри страны и за рубежом с организациями и частными лицами, в том числе и из числа членов РПК.

На минувшей неделе президент Йемена М. Хади посетил Саудовскую Аравию, где получил от короля Абдаллы обещания помощи в деле стабилизации обстановки в стране. Тем временем 8 июля мятежники-шииты (хоуситы) захватили Амран — один из ключевых городов на севере Йемена.

11 июля руководство исламистских движений организовало в Каире и ряде других городов Египта марши протеста против недавнего повышения цен на топливо. В ходе столкновений с полицией в Каире погибли два человека. Десятки активистов задержаны.

Президент Пакистана М. Хуссейн 11 июля подписал закон, ужесточающий уголовную ответственность за терроризм и существенно расширяющий полномочия армии, правоохранительных органов и спецслужб в сфере противодействия данному явлению. Новый закон, который его противники назвали «противоречивым», «репрессивным» и даже «чрезмерно жестким», будет действовать в стране течение двух лет.

Приложение

 

 

О военной промышленности в странах Магриба

По уровню развития военной промышленности и оборонных НИОКР страны Магриба заметно отстают от таких арабских государств как Египет, ОАЭ, Иордания и Саудовская Аравия. И лишь в последние годы в Алжире и, отчасти, в Марокко предпринимаются шаги по развитию национальной оборонной отрасли. В то же время Тунис не намерен расширять военное производство. Нет информации о мерах по восстановлению оборонных предприятий в Ливии. Полностью отсутствует военная промышленность в Мавритании.

К главным препятствиям для государств Магриба в деле развития национальной военной промышленности и создания собственных образцов вооружения и военной техники следует отнести невысокий уровень состояния науки и образования, в целом слабая промышленная и технологическая база, малочисленность высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, способных создавать и производить сложные современные виды оружия, отсутствие достаточного опыта организации военных НИОКР. В немалой степени сказывались и продолжают сказываться экономические трудности, нехватка финансовых средств для строительства и поддержания в рабочем состоянии оборонных предприятий и организации полноценных военных НИОКР, а в Тунисе и Мавритании речь идет и об «узости» внутреннего военного рынка.

Слабое развитие военной промышленности в странах Магриба обусловлено и тем, что они не участвовали (направление на фронт отдельных частей не в счет) в таких масштабных и длительных вооруженных противостояниях, как арабо-израильское и ирано-иракское. Вооруженные конфликты в Западной Сахаре (Марокко, Алжир, Мавритания) и в Чаде (Ливия, Чад), несмотря на свою продолжительность, не отличались в целом высокой интенсивностью боевых действий и участием многочисленных армий, оснащенных большим количеством разнообразного вооружения и военной техники. Это же относится и к войне в Ливии в 2011 г., где решающую роль играли вооруженные силы стран НАТО.

Среди государств Магриба наиболее развитую военную промышленность имеет Алжир, хотя и здесь она во многом представлена предприятиями по ремонту боевой техники. Так, на Центральной тыловой базе Национальной народной армии (ННА) в Беш М´Ред (гарнизон Блида) осуществляется ремонт и модернизация техники сухопутных войск. Имеется завод по ремонту военных самолетов и вертолетов. Следует отметить, что ремонтные предприятия сухопутных войск и ВВС были созданы при советском техническом содействии. Судоремонтная база представлена предприятиями и доками в Мерс-эль-Кебире, Алжире, Аннабе и Бени Сафи.

На алжирских верфях в 1990-х гг. по иностранным проектам было построено несколько боевых кораблей и катеров. В 1980-е гг. Китай продал Алжиру заводы по производству стрелкового оружия (китайских вариантов автомата и пулемета Калашникова) и боеприпасов к ним. Имеется в АНДР и производство взрывчатых веществ.

В стране налажен выпуск бронетранспортеров ВСL-M5 (на вооружении ННА состоит свыше 200 этих БТР), военных грузовиков (по немецкой лицензии), ремонтно-эвакуационных машин, погрузчиков, а для инженерных войск – бульдозеров и экскаваторов.

АНДР планирует расширять собственное военное производство. В 2011 г. алжирская сторона поставила вопрос о создании совместных предприятий с Россией по производству запчастей к некоторым видам вооружений. Изучается вопрос о создании совестных алжиро-российских предприятий по выпуску вооружения и военной техники. В стране будет действовать центр послегарантийного сервисного обслуживания построенных в России подводных лодок пр. 636. Немецкие компании «Рейнметалл» и MAN планируют построить в Алжире предприятие по выпуску бронемашин типа «Фукс». В течение 10 лет на этом заводе намечено выпустить до 1200 бронемашин. В 2012 г. Алжир и компания «Таваззун Холдингс» (ОАЭ) подписали соглашение об организации в АНДР совместного производства бронемашин «Таваззун Нимр».

В 2001 г. в Алжире было создано собственное космическое агентство. С 2006 г. страна реализует космическую программу, рассчитанную на период до 2020 г. В 2002 г. российской ракетой-носителем был запущен первый алжирский ИСЗ «Алсат-1», созданный с помощью английских специалистов, а в 2010 г. с помощью индийской ракеты-носителя был запущен второй алжирский спутник «Алсат-2А», предназначенный для дистанционного зондирования Земли. Разрешающая способность этого спутника — 2,5 м, что позволяет предположить, что он мог использоваться в военных целях — для ведения разведки. «Алсат-2А» собирался вне алжирской территории, но с участием алжирских специалистов. Информация с ИСЗ поступала на наземную станцию приема информации и контроля, находящуюся близ Арзева. В январе – феврале 2014 г. должен был состояться запуск третьего ИСЗ – «Алсат-3». О причинах отсрочки его запуска не сообщалось. Алжир планирует наладить собственное производство космических аппаратов в городе Бир-эль-Джаф в провинции Оран. Помощь в реализации космической программы Алжир получает от Франции, России, Украины и Аргентины.

Алжир считает, что Договор о нераспространении ядерного оружия ставит неядерные государства в неравноправное положение и имеет дискриминационный характер по отношению к странам «третьего мира», которые обладают законным правом на самооборону. Страна подписала ДНЯО лишь в 1995 г. АНДР имеет собственную программу использования атомной энергии в гражданских целях и располагает двумя действующими ядерными реакторами: «Салем» (мощность 15 Мвт) в исследовательском центре Айн-Уссера, построен с помощью КНР в 1993 г.; и «Нур» (1 Мвт) в районе Драриа, построенный с аргентинской помощью в 1989 г. Страна обладает залежами урановой руды в районе Таманрассета. Алжир в 1996 г. подписал с МАГАТЭ соглашение о гарантиях, которое позволяет инспектировать национальные ядерные объекты. Алжирские официальные лица неоднократно отвергали обвинения, периодически появляющиеся в западных СМИ, о реализации в стране военной ядерной программы.

Считается, что Алжир располагает необходимыми технологиями для создания химического и биологического оружия, однако данных, подтверждающих проведение конкретных исследований в этой области, не имеется.

Марокко не располагает развитой военной промышленностью, однако руководство страны в меру сил стремится расширить её возможности. В Рабате и Фесе действуют два предприятия по выпуску стрелкового оружия и боеприпасов к нему, построенные при итальянском содействии. В небольших объемах налажено производство взрывчатых веществ. В Касабланке имеется предприятие по сборке по лицензии грузовых автомобилей повышенной проходимости для армии и королевской жандармерии, а также завод по выпуску средств телефонной связи. В 1997 г. с помощью США был построен и действует танкоремонтный завод, который специализируется на ремонте танков типа М48, М60, 155-мм САУ М-109 и БТР М113. Аналогичное предприятие имеется и по ремонту французской бронетехники. На этих двух предприятиях осуществляется и частичная модернизация боевой техники. С 2000 г. марокканская кампания «Авиасьон» занимается обслуживанием и ремонтом военной авиатехники – самолетов и вертолетов. Действует предприятие по ремонту реактивных двигателей для самолетов ВВС («Мираж» F1 и «Альфа Джет») и гражданской авиации. В Касабланке имеется 150-метровый док, позволяющий ремонтировать корабли водоизмещением до 10 тыс. тонн.

В 2001 г. с космодрома Байконур российской ракетой-носителем был запущен первый марокканский ИСЗ, собранный национальным Центром космических исследований. Спутник, в частности, предназначен для отработки средств трехосной ориентации, дистанционного зондирования земной поверхности, определения растительного покрова и мест расположения подвижных объектов.

Военная промышленность Туниса представлена заводом по производству взрывчатых веществ и порохов. В войсках имеются ремонтные мастерские. Для ремонта легкой бронетехники может использоваться автосборочный завод в городе Мензель-Бургиба. Судоремонт производится на предприятии в Бизерте. Здесь имеются четыре плавучих дока. Одни док имеется в Сфаксе. Во второй половине 1990-х гг. в стране налажено ограниченное производство беспилотных летательных аппаратов национальной конструкции типа «Наснас-1», которые имеют продолжительность полета до 14 часов и предназначены для контроля за магистральными трубопроводами.

Таким образом, военно-промышленная база стран Магриба остается слабо развитой и не может удовлетворить потребности национальных армий в современных видах вооружения и военной техники. Данная ситуация, как видится, сохранится и на обозримую перспективу.

52.34MB | MySQL:103 | 0,563sec