США и Иран налаживают сотрудничество в Ираке и Ливане

Происходящие  в Ираке события вынуждают США менять свою тактику и пересматривать формат отношений в сфере безопасности со своими традиционными партнерами в регионе. Мы уже говорили, что первоначально, еще до наступления суннитского ополчения во главе с исламистами из «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Ираке, Вашингтон планировал начать массовую подготовку при помощи иорданцев боевых отрядов «светской» оппозиции Сирии с целью создания альтернативной джихадистам вооруженной силы. Согласно первоначальному замыслу, они должны были стать единственной военной силой, которая была бы способна стать гарантом стабильности в Сирии после падения режима Б.Асада и обеспечить, по возможности плавный, переход страны к новым институтам правления и организации всеобщих выборов. Одновременно Эр-Рияд под нажимом американцев должен был согласно достигнутым договоренностям прекратить поддержку курируемым им исламистским группам типа «Джабхат ан-нусра», что фактически нивелировало бы их влияние в Сирии. Или, на худой конец, отодвинуло бы радикалов на вторые роли в вооруженном сегменте оппонентов Дамаска. Сейчас эти планы отложены в долгий ящик, а американцы сосредоточили основные усилия на Ираке, где им приходится в той или иной мере сотрудничать через иракские силовые структуры с Ираном, что трудно было себе представить еще год назад. В частности, Вашингтон начал предоставление службе безопасности Ирака разведывательной информации в отношении дислокации и передвижения суннитского ополчения, а иракские силовики играют одну из основных ролей в уточнении координат местоположения лидеров ИГИЛ для беспилотников Пентагона, которые в настоящее время базируются на одной из военных баз под Багдадом. Очевидно, что иракские спецслужбисты в данном случае являются во многом лишь «почтальонами» или «прокладкой» между американцами и иранцами, военные структуры которых начинают играть в Ираке все более заметную и определяющую роль. Иранцы также через иракцев снабжают американцев информацией о конкретных персоналиях в ИГИЛ, в том числе и из других стран.  Это сближение с Ираном в сфере безопасности является частью плана Вашингтона по общему урегулированию своих отношений с Тегераном. В политической области – это, прежде всего, запланированное снятие экономических санкций, сопровождающееся жестким прессингом на суннитские монархии Залива в контексте стимулирования их к достижению мирного компромисса и установлению сотрудничества со своим «заклятым шиитскими противником». Естественно, что снятие санкций с Тегерана и достижение резкого прогресса по иранскому ядерному досье не является «жестом доброй воли» со стороны Белого дома. Тегеран рассматривается стратегами в Вашингтоне как потенциальный партнер по установлению схемы «нового порядка стабильности» в регионе Ближнего Востока на среднесрочную перспективу.

Это сотрудничество в сфере безопасности наметилось не только в Ираке. В Ливане резидентура ЦРУ США резко усилила свои позиции и число оперативников. За последние два месяца открыты, по меньшей мере, две новые точки полевых резидентур ЦРУ в Ливане, работающие как «под прикрытием», так и в рамках официальных контактов с ливанскими коллегами. При этом очевидно, что указанный шаг согласован с шиитами из «Хизбалла» (читай – с Тегераном). Официальная цель усиления присутствия на ливанской территории – мониторинг активности местных и иностранных джихадистов. И уже появились первые результаты. Полевики из резидентуры США передали своим ливанским коллегам оперативную информацию о готовящимся прибытии в Ливан для совершения терактов двух подданных КСА. Они планировали взорвать отель «Дуррой» в Бейруте 25 июня с.г., но были вовремя обезврежены местной службой безопасности. Примечательно, что обмен информацией идет по каналу сотрудничества с Управлением генеральной безопасности, которую возглавляет тесно связанный с «Хизбаллой» генерал Ибрагим Аббас. Сыграли свою роль американцы и в раскрытии в июне с.г. оперативниками той же службы совместно с контролируемой Хизбаллой» подразделениями военной безопасности сети подземных тоннелей на ливано-сирийской границе, через которую осуществлялась инфильтрация иностранных джихадистов из Ливана в Сирию.

Американцы не ограничиваются только обменом развединформацией со своими шиитскими партнерами. По некоторым данным они имеют отношение и к развернувшейся в настоящее время «борьбе компроматов» в руководстве еще одной ливанской спецслужбы Управления государственной безопасности. Она подчиняется и находится под контролем президента (христианина) и премьер-министра (суннита). Возглавляет ее маронит Джордж Караа, в отношении которого началась в подконтрольных шиитам СМИ планомерная травля с обвинениями «в коррупции и некомпетентности». В частности, опубликованы материалы о «нецелевом расходовании» средств секретных фондов организации, находящихся в ведении доверенного человека Дж.Караа — Абду Фадула. Как представляется, суть проблемы здесь в ином. Руководство «Хизбаллы» не может простить руководителю Управления государственной безопасности мероприятий по срыву
планов партии по организации собственной «защищенной» телефонной сети, что было заблокировано усилиями того же Дж.Караа в прошлом году. Кроме того, шииты обоснованно подозревают его в приказе организовать телефонную прослушку лидеров партии с передачей затем данных их оппонентам из числа суннитов. В частности, у них имеются сведения о том, что тот же Дж.Караа стоял за проведением операции по попытке установке «жучков» на телефонных кабелях независимой линии связи «Хизбаллы» между Бейрутом и полевыми командирами в долине Бекаа. Одной из целей кампании является смещение Дж.Караа с одновременным занятием поста шефа госбезопасности его заместителем, шиитом Мохаммедом Туфейли, который в настоящее время активно интригует против своего руководителя.

 

52.31MB | MySQL:103 | 0,809sec