Сомали: смена руководителей служб безопасности

18 июля с.г., по итогам  атаки исламистов из «Аш-Шабаб» на президентский дворец 8 июля с.г., были назначены три новых руководителя служб безопасности Сомали. Общий уровень безопасности был признан президентом Сомали Хасаном Шейхом Мохамудом неудовлетворительным, были сделаны неутешительные оргвыводы. В принципе, три новых главы органов безопасности уже занимали ранее аналогичные посты в прежних составах правительства Сомали. Эксперты в этой связи указывают на то, что нынешние назначенцы вряд ли чем-то отличаются от своих предшественников в профессиональном плане. Их выдвижение связано, прежде всего, личными симпатиями к ним со стороны президента и премьер-министра и, конечно, их клановыми связями. Другими словами, нынешнее руководство Сомали, попросту говоря, разделило между собой посты в силовых структурах. Тем самым как бы поддерживается система сдержек и противовесов.

Абдуллахи Мохамед Али стал главой разведслужбы, Мохаммед Шейх Хасан Исмаил стал главой полицейского комиссариата Сомали, а Халиф Ахмед Ерег стал министром национальной безопасности. Последний проделал интересный карьерный путь. Несмотря на то, что он не имеет опыта службы в армии и спецслужбах, он был назначен на службу в полицию в звании полковника предыдущим президентом Сомали Абдуллахи Юсуфом Ахмедом по просьбе тогдашнего управляющего Центральным банком Сомали Мохамуда Мохаммеда Юлусоу. До этого Х.Ерег был просто его личным водителем, а до этого работал в том же качестве в ряде международных НПО. Карьера нынешнего главного «спецслужбиста» продолжала развиваться и при президенте Шейхе Шарифе Шейхе Ахмеде. Сначала он стал человеком «номер один» в структуре службы безопасности в ключевом регионе Бенадир, который включает в себя Могадишо и его окрестности, а затем стал заместителем министра безопасности всего Сомали генерала Башира Мохаммеда Джамаа. Именно он был отправлен в отставку 18 июля с.г., а Х.Ерег стал его преемником. Одновременно его назначение явилось сигналом опалы для нынешнего советника президента по вопросам безопасности генерала Абдулкарима Хуссейна Гулэ, который активно лоббировал свое назначение на эту должность. Интригу здесь усиливает и тот факт, что оба они являются выходцами из одного племенного клана. Это в самой ближайшей перспективе может вызвать очередной виток межклановой борьбы.

Новый начальник разведки Абдуллахи Мохамед Али («Санбалоше») родом из племенной группы хавие/хавадле. При президенте Шейхе Шарифе Шейхе Ахмеде в 2009 году он уже был министром национальной безопасности, затем послом Сомали в Лондоне. Возвращение на эту должность эксперты связывают с его родственной близостью к нынешнему президенту страны, чья

мать принадлежит к тому же клану, что и Абдуллахи Мохамед Али.

Новый главный комиссар полиции Мохаммед Шейх Хасан Исмаил является ветераном спецслужб. Он был высокопоставленным сотрудником органов безопасности еще во времена последнего диктатора Сиада Барре. После его изгнания Ш.Исмаил жил в эмиграции в Канаде. Позднее был выслан в связи с выдвинутыми против него обвинениями в участии в массовой резне оппонентов режима сотрудниками военной полиции и службы безопасности в Джазире в 1989 году. Но в Могадишо его освободили от всех обвинений, после чего он стал помощником по аналитической работе в сфере безопасности главы миссии спецпредставителя ООН в Сомали Николаса Кея. Затем последовало нынешнее назначение, которое произошло не без влияния действующего премьера. Последний тем самым сохранил за собой пост одного из силовиков.

Многие эксперты в этой связи указывают на то, что нынешняя смена в спецслужбах Сомали вряд ли сможет кардинальным образом повлиять на вопросы безопасности в Сомали. А вернее – на ее улучшение. Связано это прежде всего с тем, что новые руководители будут в основном заниматься сбором компромата на президентское окружение и людей, приближенных к премьер-министру. Собственно, противодействием действиям исламистов и их возросшей террористической активности будет только новый комиссар полиции. Не надо быть пророком, чтобы понять, какими методами он будет это делать.

Что же касается повышенной террористической активности «Аш-Шабаб», как в Сомали, так и в соседней с ней Кении, то это предугадывалось. С учетом абсолютной пассивности в проведении «генерального наступления» на позиции исламистов, которые сейчас демонстрирует и Кения, и Эфиопия такой сценарий был наиболее реальным. И все это наталкивает на определенные выводы. Дело совершенно не в том, что контингенту АМИСОМ не хватает поддержки авиакрыла и тяжелой техники. В случае крайней нужды этот дефицит можно было бы восполнить. Напомним, что первоначально эту операцию планировали на осень прошлого года, но благодаря затягиванию со стороны Найроби, она была перенесена на весну с.г. Несмотря на ее официальное начало в мае с.г. никаких более или менее внятных новостей с полей сражения эксперты и международное общественное мнение не получили.

Это, в общем-то, немудрено, поскольку собственно никакие внятные боевые операции и не проводились. Найроби в большей степени, Эфиопия – в меньшей, совершенно не заинтересованы в дислокации своих воинских контингентов на юге бывшей Сомали, где собственно и сосредоточены основные отряды «Аш-Шабаб». Или вернее ее различных фракций, которые иногда еще и умудряются воевать друг с другом. Кенийцы уже выполнили свою основную задачу – взяли под свой контроль порт Кисмайо и тем самым заблокировали появление возможного конкурента для своего порта Момбаса.

Но факт остается фактом – получив относительную свободу для маневра, исламисты начали все активнее проявлять себя. И во время своих вылазок в самой Сомали не всегда преследуются цели «святого джихада». Надо отдавать себе отчет в том, что боевики из уже раздробленной «Аш-Шабаб» активно задействованы в борьбе крупных племенных кланов. В том числе и тех, представители которых сейчас находятся у власти. Это особенно проявилось в эпизоде с недавней атакой на президентский дворец. В данном случае нападавшие явно преследовали цель — оказать давления на президента и его окружение и побудить его больше «делиться властью» с представителями других племенных кланов.

62.83MB | MySQL:102 | 0,614sec