Ситуация в Судане и Южном Судане: июнь 2014 г.

В Южном Судане в июне стороны конфликта, раздирающего эту страну, много говорили о мире, но особо ничего не делали для того, чтобы реально достичь его. 2 июня президент Южного Судана Сальва Киир призвал к примирению повстанцев во главе с бывшим вице-президентом Р. Машаром, воюющих против правительственных сил с середины декабря прошлого года. Этот призыв прозвучал за несколько дней до возобновления в Аддис-Абебе мирных переговоров между сторонами конфликта.

«Я настойчиво призываю всех моих сограждан, в том числе братьев и сестер, оказавшихся в оппозиции, простить друг друга и объединиться ради примирения», — заявил он на церемонии открытия сессии парламента, работа которого была приостановлена с декабря прошлого года из-за конфликта.

Переговоры в Аддис-Абебе должны были вновь стартовать 4 июня. До этого в ходе предыдущих раундов переговоров (третий завершился 19 мая) их участники с трудом дважды договорились о прекращении огня, причем оба раза эти соглашения не выполнялись.

«Наша делегация в ближайшее время отправится в Аддис-Абебу на переговоры с тем, чтобы достичь мира, — заявил С.Киир. – Я всегда выступаю за мир и единство. Я за мир, а не за войну. Я – за развитие этой страны, а не за ее разрушение». Одновременно он обвинил Р.Машара в том, что именно он стоял за нарушениями режима прекращения огня.

Ранее борьба между С.Кииром и Р.Машаром привела к расколу армии и гражданской войне по этническому принципу, в ходе которой погибли тысячи, возможно — десятки тысяч человек. Они должны были лично встретиться 9 июня, как это предусматривало «Соглашение об остановке кризиса в Южном Судане», которое они подписали 9 мая в Аддис-Абебе в ходе их первой личной встречи после начала конфликта.

Несмотря на все приготовления, 4 июня переговоры в Аддис-Абебе между сторонами южносуданского конфликта не возобновились.

Встреча между С.Кииром и Р.Машаром все же состоялась 10 июня. Она ни к чему не привела, поскольку стороны конфликта стали всячески бойкотировать переговоры на уровне делегаций, поскольку переходное правительство, которое лидеры сторон договорились сформировать в течение 60-ти дней, никому не было нужно. Сторонники Р.Машара обусловили свое возвращение за стол переговоров присутствием на них представителей религиозных организаций, гражданского общества, а также политических партий.

Тем временем в охваченном войной Южном Судане начала быстро распространяться холера. Сначала эпицентром болезни была Джуба. Затем она начала распространяться по другим районам страны, и в частности, в штатах Джонглей и Верхний Нил, где с начала конфликта велись интенсивные боевые действия. По данным министерства здравоохранения Южного Судана, по состоянию на 3 июня было зарегистрировано 1124 случая заболевания холерой, в том числе 27 – со смертельным исходом. Распространению болезни способствовало то, что из-за конфликта 1,3 млн южносуданцев остались без крова.

Не лучшей оказалась судьба и более чем 110 тысяч южносуданцев, решивших спасаться от резни на базах миротворцев из Миссии ООН в Южном Судане (Minuss). Как заявила 20 июня международная организация «Врачи без границ», болезни и плохое питание спровоцировали «тревожное» число смертей, в частности, на базе «миротворцев» в столице штата Единство городе Бенти, где находятся по меньшей мере 38 тысяч беженцев. Ситуацию в лагере при базе ООН усугубило то, что сезон дождей привел к затоплению примерно половины территории лагеря. По данным «Врачей без границ», большинство смертей связано с острыми диареями, пневмонией и недоеданием. В ходе боев между сторонниками С.Киира и Р.Машара Бенти несколько раз переходил из рук в руки. Всякий раз это сопровождалось массовыми этническими чистками с обеих сторон.

Еще около 32 тысяч человек укрылись на двух базах Minuss в Джубе.

В июне никуда не делись и конфликты, раздирающие Судан. 6 июня командование суданской армии объявило о захвате позиций повстанцев в районе Аль-Атмур (штат Южный Кордофан), где находилась их база с тяжелыми вооружениями. По данным военных, повстанцы из Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С) использовали эту базу для артиллерийских обстрелов находящегося в 45 км от нее города Кадугли, столицы штата Южный Кордофан.

9 июня командование суданской армии объявило, что военные отбили контратаку повстанцев в штате Южный Кордофан, при этом погибли 110 бойцов СНОД-С и 4 солдата правительственных сил. Последнее относится к редчайшим случаям, когда суданские военные признают свои потери. Понятно, что по законам жанра повстанцы опровергли эти данные. Они утверждали, что потеряли всего 3 бойца убитыми. Исходя из наблюдений, что истина находится где-то посередине, можно предположить, что реальные потери повстанцев составили 20 — 30 человек, что тоже совсем немало.

В ходе очередной «контратаки» повстанцев в Южном Кордофане 28 июня они вновь подвергли артиллерийскому обстрелу столицу штата город Кадугли. Затем завязалось ожесточенное боестолкновение в окрестностях города. Повстанцы сообщили о гибели в боях 15 суданских военных и уничтожении одного танка. В свою очередь военные отрапортовали об уничтожении 50 повстанцев. По их утверждениям, они продолжали удерживать контроль над районом Аль-Атмур. Как всегда, к данным потерь противоположных сторон в Судане необходимо относиться очень осторожно.

Правозащитная организация «Международная амнистия» подвергла критике суданские правительственные войска за нанесение ударов с воздуха по районам, контролируемым СНОД-С. Правозащитники утверждали, что такие действия побуждали местное население к массовому исходу из районов проживания.

Боевые действия между правительственными войсками и повстанцами в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил ведутся с 2011 года. Все это время Судан препятствовал работе международных гуманитарных организаций в этой зоне.

8 июня стало известно, что за критику полувоенных проправительственных «Быстрых поддерживающих сил» (БПС), вершивших «закон» в ряде районов Судана, был арестован лидер оппозиционной партии Суданский конгресс (ПСК) Ибрагим аш-Шейх. Арест был произведен после митинга сторонников ПСК в городе Нухуд (штат Западный Кордофан). Лидеру ПСК предъявлены обвинения в «нанесении ущерба конституционному порядку, предумышленном распространении ложной информации и создании угрозы гражданскому миру». Если он будет признан виновным, ему грозит смертная казнь.

23 июня совместная миссия ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad) объявила, что ведет расследование относительно информации о новых межплеменных столкновениях в этом регионе. Они вспыхнули еще 19 июня по обычному для региона поводу – из-за кражи скота. В результате столкновений между бойцами племени саламат и арабского племени миссерия погибли по меньшей мере 20 человек. Ставшие регулярными столкновения между этими племенами фиксируются уже более чем 10 лет.

29 июня близкий к суданским спецслужбам Суданский информационный центр (СИЦ) сообщил о гибели видного полевого командира дарфурских повстанцев Али Карбино. По версии СИЦ, он и ряд его боевиков были убиты при попытке атаки на деревню Аль-Губа к северо-западу от столицы штата Северный Дарфур города Эль-Фашер.

В феврале с.г. группа экспертов ООН сообщила, что группа повстанцев во главе с А.Карбино еще в 2009 г. откололась от Суданской освободительной армии (СОА), которую возглавлял Абдельвахид Мохаммед ан-Нур. Последний был одним из тех, кто инициировал повстанческое движение в Дарфуре 11 лет назад. Про группу А.Карбино известно немногое. Точно установлено, что именно она совершила «самые смертоносные атаки» на правительственные войска в Дарфуре за последние шесть месяцев. По данным экспертов, группа А.Карбино насчитывала до 80 бойцов, что составляет менее 10 проц. от общей численности формирований СОА.

27 июня Хартум с кратким визитом посетил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. До этого он побывал на африканском саммите в Малабо. Его присутствие на этом саммите было расценено наблюдателями как возвращение Египта на африканскую сцену.

Ожидаемой целью визита в Хартум нового главы Египта было достижение некоей договоренности с суданскими властями в части, касающейся борьбы с религиозным экстремизмом. Еще до встречи в Малабо А.Ф.ас-Сиси заявил, что страны Африки противостоят «угрозе трансграничного терроризма» со стороны джихадистских группировок.

По оценке суданского политолога Сауфата Фануса, «Египет в настоящее время создает региональный альянс против исламистского терроризма». В основе этого альянса будут находиться Египет, страны (Персидского) залива – за исключением Катара – и Алжир. По мнению политолога, Египет рассчитывает видеть Судан среди участников этого альянса с тем, чтобы изолировать Катар и Турцию, поддерживающих «Братьев-мусульман».

К 30 июня – 25-й годовщине государственного переворота в Судане, совершенного военными и исламистами – наблюдатели подвели итоги правления режима «маршала» Омара аль-Башира. Практическое большинство из них было едино во мнении, что этот режим своей непримиримостью фактически расколол Судан. Кроме потери Южного Судана страна оказалась разрываемой еще несколькими конфликтами в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. Современный Судан находится на дне мировых классификаций по таким показателям, как человеческое развитие, коррумпированность, свобода прессы. Она не смогла воспользоваться и потоком нефтедолларов после начала добычи нефти в 90-е годы прошлого столетия, а раскол Судана в 2011 году привел к тому, что Хартум потерял 75% доходов от экспорта углеводородов. Общий вывод наблюдателей – политика режима ведет к расколу и того, что осталось от прежнего Судана.

52.31MB | MySQL:103 | 0,709sec