Ситуация в Марокко: июль 2014 г.

В июле достаточно много событий в Марокко касалось проблемы западносахарского урегулирования и отношений королевства с соседним Алжиром.

1 июля Рабат выразил решительный протест против назначения Африканским союзом его «специального представителя» по Западной Сахаре, отметив при этом, что только ООН вправе заниматься поиском путей окончательного урегулирования этой проблемы. «Королевство Марокко, являясь основным и неоспоримым участником этого регионального конфликта, не считает себя каким-либо образом зависимым от этого одностороннего решения, которое оно полностью отвергает», — отмечалось в коммюнике МИД Марокко.

Марокко вышло из Африканского Союза (Организации африканского единства) в 1984 году в знак протеста против признания этой организацией Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) — государства–фантома, созданного сепаратистами из Фронта ПОЛИСАРИО.

В коммюнике также утверждалось, что у Афросоюза «нет никакой юридической базы, политических оснований и морального права для какого-либо вмешательства в сахарское досье». По оценке Рабата, позиция Афросоюза по сахарской проблеме «противоречит процессу, осуществляемому в настоящее время под эгидой ООН».

Афросоюз назначил своим «специальным представителем» по Западной Сахаре бывшего президента Мозамбика Хоакима Чиссано, известного своей поддержкой сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО.

10 июля глава МИД Марокко Салахеддин Мезуар обвинил Алжир в том, что тот стоял за решением Афросоюза о назначении его «специального представителя» по Западной Сахаре. «Алжир использует все финансовые и материальные средства для того, чтобы противодействовать усилиям Марокко по поиску путей решения» сахарской проблемы, заявил С.Мезуар в парламенте. По его словам, «в настоящее время мы противостоим в конфликте не Фронту ПОЛИСАРИО, а Алжиру».

В Алжире высказывания С.Мезуара назвали «оскорбительными».

В июле оставалась открытой в Марокко тема защиты прав человека. 1 июля 9 дипломированных безработных начали голодовку протеста против того, что их содержали в предварительном заключении почти три месяца.

Манифестации дипломированных безработных уже многие годы регулярно проводятся в Рабате. Их участники требуют обеспечить их работой в качестве госчиновников. Эта категория – только часть от общего числа безработных, доля которых среди молодежи составляет до 30%. Нередко полиция силой подавляет выступления дипломированных безработных, проводя аресты среди них. Упомянутые 9 безработных были арестованы в ходе манифестации 3 апреля, проводившейся перед центральным вокзалом столицы. Им предъявлены 10 обвинений, в том числе «нарушение общественного порядка», «покушение на сотрудников сил безопасности», «участие в неразрешенной акции». Суд над ними неоднократно откладывался.

2 июля скончался узник тюрьмы в Бени-Меллале, начавший голодовку в середине мая. Своей акцией он протестовал против вынесенного ему судом пожизненного заключения по обвинению в предумышленном убийстве.

В июле никуда не делась актуальная для Марокко проблема незаконной иммиграции. 6 июля стало известно, что по меньшей мере 20 человек получили ранения в результате массовой драки, вспыхнувшей среди выходцев из Мали и Камеруна в лесу Гуругу близ Надора, находящегося неподалеку от испанского анклава Мелилья. Этот лес традиционно является убежищем для тысяч кандидатов на прорыв в анклав.

23 июля порядка тысячи выходцев из стран Африки пошли на очередной штурм пограничных заграждений, воздвигнутых по границе Мелильи. Однако заблаговременно развернутыые с марокканской стороны силы безопасности предотвратили попытку штурма.

В июле Марокко предприняло ряд превентивных мер в рамках борьбы против терроризма. 7 июля Марокко объявило, что по просьбе Вашингтона предпринимает повышенные меры безопасности на авиарейсах, направляющихся в США. В первую очередь эти меры коснулись международного аэропорта «Мохаммед V» в Касабланке. Всем пассажирам, намеревавшимся вылететь в США, было предложено в этой связи прибывать в аэропорт пораньше, чтобы успеть пройти все формальности.

Ранее, 2 июля, Министерство внутренней безопасности США объявило об усилении мер безопасности на линиях, связывающих американские аэропорты с рядом стран Северной Африки, Ближнего Востока и Европы.

Эксперты связали эти меры с появлением у террористов взрывчатки, которую невозможно выявить существующими техническими средствами, а также с начавшимся массовым выездом из Сирии иностранных джихадистов.

Во всех странах, принявших повышенные меры безопасности, запрещено проносить на борт самолета разряженные электронные устройства, которые не включаются из-за этого. Считается, что в них может находиться  взрывчатка.

10 июля Марокко объявило об усилении мер безопасности в стране в связи с появлением «серьезной террористической угрозы», связанной «с ростом числа подданных Марокко в рядах джихадистов в Сирии и Ираке». За этой фразой главы МВД Марокко Мохаммеда Хассада, высказанной в ходе заседания кабинета министров, стоит явное опасение, понятно, не собственно роста числа марокканских джихадистов в указанных странах, а их вероятного массового возвращения на родину. По словам министра, «определенное число этих боевиков занимает важные посты в джихадистских организациях, и они не скрывают свои намерения совершить террористические акты в Марокко». По его данным, эти террористы рассчитывают на «поддержку со стороны джихадистских групп, действующих в Северной Африке, а также на тех марокканских экстремистов, которые, находясь в Марокко, присягнули на верность «Исламскому государству» (действует главным образом в Ираке и Сирии, ранее называлось «Исламское государство Ирака и Леванта», еще раньше – «Исламское государство Ирака»)».

По словам министра, в этих условиях Марокко предприняло соответствующие меры с тем, чтобы «обеспечить безопасность марокканцев и их имущества, а также стратегических объектов государства».

По данным экспертов, до настоящего времени свыше 2 тысяч марокканских джихадистов воевали в Сирии и Ираке. Более 400 из них погибли. С начала года марокканские спецслужбы арестовали по меньшей мере 40 человек, вернувшихся из Сирии. По данным прессы, десятки марокканских бывших джихадистов в настоящее время находятся в районе турецко-сирийской границы в ожидании разрешения марокканских властей вернуться на родину.

Уже 15 июля глава МВД Марокко пошел «на повышение» числа марокканских джихадистов. По его данным, свыше 3 тысяч марокканцев либо лиц с марокканскими корнями — среди них значатся представители руководства «Исламского государства» — воюют в настоящее время в Ираке и Сирии. К первой категории он отнес 1122 марокканца, ко второй — порядка 2 тысяч человек. По его оценке, представители второй категории представляют собой большую опасность для королевства, нежели первой, поскольку они являются обладателями паспортов европейских стран. Последнее обстоятельство облегчает им перемещения по всему миру. По его словам, марокканские джихадисты даже составили «расстрельный» список функционеров королевства, и спецслужбы смогли получить его.

27 июля марокканские власти объявили об аресте в Танжере джихадиста алжирского происхождения с французским паспортом, который попытался вернуться во Францию через Марокко с задачей вербовки новых джихадистов для действующей в Сирии группировки «Джабхат ан-нусра». В Марокко он проник из Ливии, где контактировал с джихадистской группировкой «Ансар аш-шариа». До Сирии  арестованный успел засветиться в Афганистане и Боснии.

В июле не обошлось без ЧП. В ночь на 11 июля по меньшей мере 23 человека погибли в результате обрушения трех рядом стоявших 4-х и 5-этажных жилых домов в Касабланке в квартале Эль-Ханк, до 60 человек получили ранения. Причины трагедии выясняются, прокуратура начала расследование происшедшего. Сложившиеся как карточные домики здания были построены в 60-е годы прошлого столетия. В пятимиллионном мегаполисе имеется немало ветхих зданий, особенно в районе старого города (медины). В конце 2012 года после аналогичного происшествия в экономической столице Марокко к разряду ветхого жилья было отнесено до 7 тысяч зданий.

30 июля исполнилось 15 лет с момента восхождения Мохаммеда VI на трон Алауитов. В обращении к нации по этому поводу монарх выразил сожаление в связи с тем, что несмотря на «достигнутый прогресс» в Марокко остается «глубочайшее социальное неравенство».

В целом, говоря о развернувшейся в Марокко антитеррористической кампании, следует заметить, что Рабат во многом пожал то, что посеял. Ведь он всегда шел в  кильватере политики США в том, что касалось антисирийской риторики, и фактически ввстал на одну сторону с теми марокканцами, кооторые — в том числе и под воздействием официальной пропаганды — отправились в Сирию воевать против режима Башара Асада. К сожалению, история кое-кого ничему не научила — ведь уже давно не секрет, что покойный Хасан II закрывал глаза на то, что марокканцы уезжали в Афганистан воевать против советских войск…

52.27MB | MySQL:103 | 0,460sec