Слушание Конгресса США по ситуации в Ираке

Несмотря на быстро развивающуюся динамику событий в Ираке, стратегия США по урегулированию данного кризиса не претерпевает особых изменений. Еще 15 июля состоялось совместное слушание подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки и подкомитета по терроризму, нераспространению и торговле Конгресса США на тему урегулирования кризиса в Ираке и борьбе с «Исламским государством» (ранее «Исламским государством в Ираке и Леванте» (ИГИЛ)), и к текущему моменту ни Конгресс США, ни администрация президента Барака Обамы не предприняли каких-либо шагов, существенно отличавшихся от тех, что были озвучены на данном слушании.

Слушание по урегулированию кризиса в Ираке и борьбе с ИГ началось с выступлений председателей подкомитетов г-жи Рос-Лейтинен и г-на По. По словам председателя подкомитета по терроризму, нераспространению и торговле По, усиление и распространение ИГ представляет опасность не только для Ближнего Востока, но и для США. «Кризис, который мы наблюдаем в Ираке, может привести в полномасштабной войне между приверженцами разных религиозных направлений. Стоит отметить, что в усилении ИГИЛ по большей части виноват премьер-министр Ирака Малики, который не смог искоренить коррупцию в стране, привести армию Ирака в боеспособное состояние и во время отказать отпор ИГИЛ», – заявил он. Более того,  Нури аль-Малики обрушился с критикой на курдов, обвиняя их в пособничестве ИГ, в то время как именно курды на протяжении долго времени оказывали сопротивление его боевикам.  По считает, что США необходимо укреплять связи с курдами и всячески их поддерживать, особенно учитывая тот факт, что курды охотно идут на контакт с Вашингтоном. Что касается Н.аль-Малики, то ему стоит покинуть свой пост.

Председатель подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Рос-Лейтинен заявила о том, что, несмотря на отслеживание ситуации в Ираке, усиление ИГ в столь короткий срок стало неожиданностью для США. Однако можно назвать множество причин и предпосылок, приведших к этому. В частности, политика, проводимая Н.аль-Малики, приведшая к обострению религиозных противоречий, напряжению в обществе и облегченному доступу ИГ к финансированию и оружию. Также нельзя не отметить, что на рост влияния ИГ во многом повлияла ситуация в Сирии. Рос-Лейтинен потребовала от администрации президента активных действий, направленных на борьбу с ИГ.

Среди выступающих на слушаниях были бывший посол США в Ираке Джеймс Франклин Джефри, бывший специальный советник президента Р.Рейгана Дуг Бандоу, Майкл Айзенштадт из Вашингтонского института ближневосточной политики и генерал в отставке Джон Кин. Вопросы, заданные председателями и конгрессменами, в основном касались рекомендаций по дальнейшей стратегии США и масштабов угрозы, исходящей от ИГ.

Бывший посол США в Ираке Джеймс Франклин Джефри описал текущую ситуацию в Ираке как «возникновение экстремистского квази-государства, напоминающего Афганистан под властью Талибана,  что может привести к усилению противоречий между суннитами и шиитами, а также к катастрофической потере США влияния в регионе». В то же время, по его словам, Вашингтон находится в затруднительной ситуации, поскольку на повестке дня также стоят столь актуальные проблемы, как сирийский кризис, милитаризация Ирана, активность «Хизбаллы».  «США не могут бездействовать, цена бездействия слишком высока», – добавил  Джефри.  Всю важность ситуации можно оценить, сопоставив ее с речью президента Барака Обамы в сентябре 2013 года в Генеральной Ассамблее, когда он говорил об основных интересах США на Ближнем Востоке, а именно: «Необходимо отвечать на любую агрессию, направленную против наших союзников и партнеров, обеспечить бесперебойные поставки энергоресурсов из региона, уничтожить террористические группировки, угрожающие безопасности региона и США, предотвратить создание и использование оружия массового уничтожения». Усиление Исламского государства угрожает как минимум трем из четырех приоритетам Америки на Ближнем Востоке.

Джеймс Франклин Джефри предлагает два плана действий для урегулирования ситуации в Ираке. Согласно первому плану, его основная цель – создание сплоченного иракского государства, учитывающего интересы всех слоев общества. В данном случае помощь от США может носить в основном военный характер, в частности, особое внимание стоит отвести ударам с воздуха. Для осуществления плана необходимо произвести следующие действия: парламенту Ирака необходимо выбрать нового кандидата на пост премьер-министра страны, который в свою очередь должен начать политику по возвращению доверия курдов и снижения их стремления к созданию независимого государства; необходимо пересмотреть политику распределения доходов от продажи нефти; США следует начать лимитированные удары по ИГ в целях поддержания усилий иракцев и курдов по борьбе с данной группировкой, в то же время Вашингтон должен выделить около 500 миллионов долларов для сирийской оппозиции. Как только данные шаги будут реализованы США вместе с правительством Ирака, представителями курдов и региональными партнерами могут начать разработку плана по возвращению территорий, захваченных ИГ.

Второго плана стоит придерживаться в том случае, если ситуация зашла настолько далеко, что реализация первого плана стала невозможной. В таком случае перед США возникают три равноценные по значимости проблемы: угроза безопасности, исходящая от ИГ; активное стремление курдов к созданию независимого государства, что подрывает территориальную целостность Ирака и может повлиять на Турцию, Сирию и Иран; вопрос контроля нефтяных запасов Ирака. В данных условиях США необходимо ослабить или ликвидировать боевиков ИГ на территории Иордании и других региональных партнеров; выработать общую политическую стратегию совместно с Турцией, Иорданией, Израилем и странами Персидского залива; продолжать активную борьбу с ИГ на территории Ирака и Сирии; пересмотреть политику по отношению к Багдаду, с учетом всех особенностей ситуации. Что касается Ирана, Вашингтону стоит поддерживать лимитированные контакты с Тегераном касательно ситуации в Ираке, поскольку здесь наблюдаются схожие интересы двух стран. «Тем не менее, не стоит забывать, что у США и ИРИ нет общих целей, и Иран наряду с “Аль-Каидой» и ИГ представляет собой огромную угрозу радикального ислама», – подчеркнул Джефри. Также он отметил, что США должны избежать вовлечения в региональный конфликт шиитов и суннитов.

В заключении бывший посол США в Ираке Джеймс Франклин Джефри озвучил те уроки, которые Вашингтон должен извлечь из предыдущих ближневосточных конфликтов, а именно: США начинают действовать слишком поздно, когда ситуация уже достигает точки невозврата, и следовательно, возрастают потери и риски; все попытки изменить религиозные, социально-культурные, исторические и идеологические принципы народов Ближнего Востока обречены на провал; военное вторжение США непременно приводит к катастрофе, поэтому лишь ограниченная военная помощь приемлема.

Бывший специальный советник президента Р.Рейгана Дуг Бандоу отметил, что рост влияния и усиление ИГ является непосредственным доказательством провала американской политики. Однако в то же время ответственность лежит и на правительстве Ирака, чья политика способствовала внутреннему расколу, ослаблению военной мощи государства и потере контроля над рядом территорий. Бандоу подчеркивает, что ИГ еще не набрал полной мощи, поскольку также сталкивается с рядом проблем, как на территории Ирака, так и Сирии. Куда более важный момент, по мнению Бандоу, что ИГ не представляет такой опасности для США, как представляет «Аль-Каида», на что администрации стоит обратить внимание при выработке стратегии. Он согласился с Джеймсом Франклином Джефри в вопросе тех уроков, что Вашингтону необходимо извлечь из истории, добавив в этот список несколько пунктов: любое вторжение приводит к непредсказуемым и неконтролируемым последствиям; дальнейшая поддержка оппозиции в Сирии может привести к еще большему ослаблению правительства в Ираке, и, следовательно, это угрожает интересам США; ИГ является большей проблемой для партнеров и союзников Америки, нежели чем для самой Америки. Что касается последнего пункта, то ИГ является прямой угрозой не только для Ирака и Сирии, на территории которых оно развернул свою активность, но и для Кувейта, Израиля и Турции. Саудовская Аравия, спонсирующая и вооружающая сирийскую оппозицию, также вызывает большие опасения, поскольку Эр-Рияд игнорирует призывы Вашингтона прекратить оказание помощи радикальным группировкам.

Бывший специальный советник президента Р.Рейгана считает, что администрации необходимо и впредь возлагать ответственность за сложившуюся ситуацию на правительство Ирака, побуждая его к принятию всеобъемлющего политического подхода, включающего вопрос большей федерализации страны. Также стоит приложить дополнительные усилия для выработки общего подхода к сложившейся ситуации среди стран региона, поскольку именно их интересы затронуты в первую очередь. Что касается Сирии, то президенту Б.Обаме нужно пересмотреть вопрос дальнейшего вмешательства в сирийскую войну, поскольку стремление заменить Башара Асада либеральным правителем по-прежнему представляется менее реалистичным, чем возможность с его помощью ограничить силу и распространение радикалов. От прямого военного вмешательства в Ирак следует отказаться, считая войну крайней мерой, поскольку усиление ИГ все же не несет прямой угрозе безопасности США. Дуг Бандоу считает, что само возникновение ИГ произошло из-за прошлых ошибок американских политиков, и нельзя допустить повторение подобной ситуации.

По сравнению с двумя предыдущими докладчиками Майкл Айзенштадт в своем выступлении указал на еще один фактор, представляющий интерес для США в данной ситуации, а именно предотвращение появления регионального гегемона. Это касается не только  Ирака, но и Ирана с Сирией, которые также имеют все шансы занять лидирующую позицию на Ближнем Востоке. Среди необходимых шагов для урегулирования ситуации Айзенштадт назвал прекращение разговоров о сотрудничестве с Ираном против ИГ и продолжение спонсирования и обучения умеренной сирийской оппозиции, поскольку, на его взгляд, решение иракской проблемы  лежит в урегулировании сирийского кризиса.

Единственным из выступавших, призвавшим к более активным военным действиям, стал генерал в отставке Джон Кин. Однако он подчеркнул, что речь не идет о полном возвращении в Ирак военного контингента США, а скорее о более активном вовлечении американских специалистов в подготовку иракской армии, разведку, проведение локальных ударов по боевикам ИГ, поставку необходимого вооружения и оборудования. По его мнению, Ираку необходима помощь со стороны США для разрешения кризисной ситуации и становления на путь реформирования.

Конгресс так и не пришел к единому выводу касательно масштабов вовлечения американских сил в урегулирование конфликта в Ираке, однако было признано, что необходимо усилить нажим на Багдад и страны региона для формирования единой стратегии для борьбы с ИГ. В целом, ИГ представляет прямую угрозу стабильности ближневосточного региона, а значит и интересам США, в связи с чем Вашингтон не может оставаться в стороне от происходящего.

52.25MB | MySQL:103 | 0,501sec