Слушание Конгресса США на тему «Дестабилизирующая роль Ирана в регионе»

Хотя основной темой в американской повестке дня является борьба с «Исоамским государством» в Ираке и Сирии, Конгресс США также обеспокоен и другими вопросами, в частности, ролью Ирана в ближневосточном регионе. По мнению конгрессменов, политика Тегерана представляет большую опасность для стабильности региона, что вызвано не только ядерными амбициями ИРИ, но также его отношениями с Сирией, ливанской «Хизбаллой» и позицией в палестино-израильском конфликте. В ходе слушания подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки на тему «Дестабилизирующая роль Ирана в регионе» выступили с докладами Нэйтан Сайкс из Центра ближневосточной политики при Институте Брукингса, старший научный сотрудник в Совете по международным отношениям Рэй Такей и Скотт Модел из Центра стратегических и международных исследований.

Докладчики и конгрессмены отметили, что большой отпечаток на политику Ирана наложила Исламская революция 1979 года. Будучи персидской нацией, окруженной арабскими государствами, Иран всегда чувствовал необходимость позиционировать себя как сильное государство. В настоящее время, когда Ближний Восток охвачен войнами, беспорядками и переходными процессами, Тегеран особо остро нуждается в распространении своего влияния в регионе. По заявлению Конгресса, аятолла Али Хаменеи по-прежнему преподносит США как империалистическую страну, стремящуюся подчинить своей воле весь Ближний Восток. Однако «арабская весна» стала проявлением того, что многие люди не хотят зависеть от США, а Иран сам по себе является страной, противостоящей американской гегемонии.

По словам председателя Рос-Лейтинен, ключевой элемент внешней политики Ирана – удержание власти в руках Башара Асада в Сирии. Это необходимо Тегерану в первую очередь для сохранения своих позиций в регионе. Что касается самого сирийского кризиса, то его исход определит судьбу не только этой страны, но и всего региона в целом.

Старший научный сотрудник в Совете по международным отношениям Рэй Такей отметил, что Иран испытывает множество трудностей, пытаясь распространить свое влияние в регионе, в частности, на Ирак. Целью Тегерана является предотвращение усиления позиций Ирака в Персидском заливе. В отношении Ирака Тегеран проводит двойственную политику: с одной стороны, он призывает к проведению выборов в Ираке, а с другой, финансирует шиитских боевиков.

Такей также заявил, что США предприняли недостаточно мер для  снижения региональных амбиций Ирана. По его мнению, для выполнения этой задачи Вашингтону необходимо укрепить свой альянс с Израилем. Однако это не означает, что Америка должна закрывать глаза на любые действия со стороны Израиля. Скорее Вашингтону следует и дальше активно продвигать идею палестино-израильского диалога и выстраивания благоприятных взаимоотношений между Израилем и его соседями.

В качестве необходимых мер со стороны администрации президента США по отношению к Тегерану Такей называет продолжение переговоров по ядерной тематике и правам человека в Иране, требование от Ирана прекращение сотрудничества с «Хизбаллой» и ХАМАСом. Рэй Такей отметил, что США необходимо проявить более жесткую позицию по отношению к Ирану.

 

Нэйтан Сайкс из Центра ближневосточной политики при Институте Брукингса сделал акцент в своем выступлении  на отношения между Израилем и Ираном. По мнению Сайкса, если убрать фактор политики, то большинство израильтян довольно доброжелательно настроены по отношению к иранцам. Он отмечает, что до Исламской революции отношения между Израилем и Ираном были весьма продуктивными и близкими, и что по-прежнему у стран есть общие интересы. Что касается руководства Ирана, то к нему у израильтян неоднозначное отношение. Во-первых, стоит отметить, что Иран неоднократно называл Израиль «маленьким сатаной» на службе у  «большого сатаны» – США – и призывал к его уничтожению. Отчасти подобные заявления можно расценить как попытку Ирана  как страны, где у власти находятся шииты, завоевать больше поддержки среди других арабских стран с преобладающим суннитским населением. В то же время израильтяне по-разному оценивают уровень потенциальной угрозы, исходящей от Тегерана, а так же возможности Израиля ответить на данную угрозу.

Можно назвать три аспекта, касающиеся ядерной программы Ирана, по которым мнение израильтян практически едино. Во-первых, нет сомнений, что Иран стремится максимально развить свой ядерный потенциал, и если он еще не создал атомную бомбу, то обязательно  попытается сохранить за собой такую возможность в будущем. Во-вторых, ядерные амбиции Ирана могут спровоцировать начало ядерной гонки в регионе, что окажет весьма сильный дестабилизирующий эффект на ближневосточные страны. В-третьих, большинство израильских политиков придерживаются мнения, что  необходимо «сохранять во время переговоров все возможные  опции», а именно что в случае реальной ядерной угрозы Ирана Израиль может применить военную силу.

Хотя ядерные амбиции Ирана и беспокоят израильтян, их восприятие уровня потенциальной угрозы разнится: некоторые утверждают, что у Израиля хватит сил, чтобы предотвратить   появление иранской атомной бомбы. Более того, согласно опросам, некоторые израильтяне считают позиционирование Ирана в качестве злейшего врага Израиля абсолютно бессмысленной пропагандой. В то же время нет никакой уверенности в итоге переговоров по данной тематике, что подкрепляет амбиции некоторых израильских политиков, предлагающих нанести односторонний удар по ядерным объектам Ирана.

Нэйтан Сайкс также отметил, что тематика ядерной программы Ирана вытеснила в последнее время другую немаловажную проблему – вовлеченность Ирана в конфликты за пределами своей территории. В первую очередь, речь идет о Ливане, где влияние Тегерана ощущается особо остро. Речь идет о «Хизбалле»,  с которой Иран связывают долгие союзнические отношения. Если говорить о степени контроля Тегерана над «Хизбаллой», то здесь мнение мирового сообщества раскололось: некоторые считают, что это в первую очередь ливанская группировка, которая не пожертвует своим положением ради Ирана; другие же считают, что тот факт, что «Хизбалла» активно вовлечена в конфликт в Сирии, что подрывает ее силы и положение в арабском мире, является явным доказательством того, что «Хизбалла» придерживается курса Тегерана.

Другим поводом для беспокойства Израиля является поддержка Ираном палестинцев. Хотя отношения Ирана и ХАМАСа нельзя назвать дружескими, по мнению Израиля, даже ограниченных контактов и военной поддержки достаточно для того, чтобы Иран подорвал палестино-израильский мирный процесс.

Сайкс считает, что Израилю стоит обратить внимание на Саудовскую Аравию и постараться выстроить с ней более продуктивные отношения, учитывая, что и Иран и Саудовская Аравия являются претендентами на роль регионального лидера, что создает большую напряженность в их отношениях, а значит, Эр-Рияд также заинтересован в ослаблении Тегерана.

Скотт Модел из Центра стратегических и международных исследований также сделал акцент в своем выступлении на внешнюю политику Ирана и его связи с различными группировками и силами, чьи действия носят «подрывной характер» для стабильности региона. Однако кроме этого Тегеран, по мнению Модела, в первую очередь заинтересован в оживлении своей экономики, что необходимо для возобновления различных операций и активности в регионе для дестабилизации соседних стран. Это относится не только к сектору Газа, Ливану, Сирии и Ираку, но и к Бахрейну, Саудовской Аравии, Йемену и Афганистану.

В качестве рекомендаций Скотт Модел предлагает американскому руководству усилить меры по отслеживанию и борьбе с иранской сетью правительственных и неправительственных учреждений, ведущих подрывную деятельность в регионе; сфокусироваться на борьбе с организованной преступностью, в частности, усилить меры, направленные на ослабление «Хизбаллы»; найти альтернативные способы оказания давления на Иран после частичного снятия санкций.

В конце слушания конгрессмены еще раз отметили, что первичной целью Ирана является сохранение режима внутри страны и распространение влияния Тегерана на другие страны региона, в том числе через попытку дестабилизировать их внутреннюю обстановку. Сирия по-прежнему остается ключевым союзником Ирана, поэтому очевидно, что Тегеран усилит свою поддержку Асада. В то же время стоит ожидать, что Иран и впредь продолжит попытки смены режима в Бахрейне за счет финансирования местных шиитов. Что касается «Хизбаллы» и коалиционного палестинского правительства, ожидается, что Иран также усилит свою поддержку и по отношению к ним. Большое опасение вызывают ядерные амбиции Тегерана, поскольку, по мнению Конгресса США, конечной целью Ирана является создание ядерной бомбы.

52.25MB | MySQL:103 | 0,478sec