О возможном участии Египта в военной кампании против «Исламского государства»

Результатом ближневосточного турне госсекретаря США Джона Керри стала поддержка со стороны 10 арабских государств (Египта, Ирака, Иордании, Ливана 6 стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию и Катар) американского плана борьбы против экстремистской организации «Исламское государство». При этом, ключевое место в коалиции по противостоянию радикальным группировкам, согласно заявлению главы американского внешнеполитического ведомства, должно принадлежать Каиру.

Во время своего визита в Египет, ставшим последней остановкой в турне, Дж.Керри заявил, что АРЕ является «ключевым элементом» в борьбе с исламистской угрозой на Ближнем Востоке, особо подчеркивая его роль в противостоянии исламистским группировкам на Синае. При этом госсекретарь не преминул добавить, что в качестве поддержки усилий Египта на этом направлении США передадут Каиру 10 вертолетов Apache.

Во то же время в ходе встречи с Дж.Керри президент А.Ф.ас-Сиси заявил, что возглавляемая США антитеррористическая коалиция не должна ограничиваться борьбой с одним лишь «Исламским государством». По мнению А.Ф.ас-Сиси, любая международная коалиция по борьбе с терроризмом «должна быть всеобъемлющей и преследовать не какую-то отдельно взятую группировку или террористическую ячейку, а должна ставить перед собой задачу бороться с терроризмом в любой точке Ближнего Востока и Африки». При этом стороны выразили необходимость не ограничиваться в стратегии только лишь военными средствами, а также прибегать к помощи религиозных институций, таких как университет Аль-Азхар. Как сообщил один из членов делегации, сопровождающей Дж.Керри, Вашингтон старается получить одобрение своим действиям религиозными структурами Египта.

Кроме того, А.Ф.ас-Сиси предупредил о возможных последствиях участия иностранцев в региональных конфликтах. По данным пресс-службы египетского президента, речь идет о гражданах западных государств, состоящих в группировке «Исламское государство», и об опасности, которую они представляют для своих стран.

Следует напомнить, что активно реагировать на происходящие в Ираке изменения Египет начал еще при бывшем министре иностранных дел Набиле Фахми. В частности, накануне сессии Организации исламского сотрудничества в середине июня глава МИД АРЕ провел ряд телефонных бесед с арабскими коллегами по ситуации в Ираке, во время которых заявил, что позиция Египта состоит в сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирака.

Кроме того, 11 июля в рамках своего ближневосточного турне, посвященного иракской проблеме, состоялся визит в Багдад уже нового министра иностранных дел АРЕ Самеха Шукри, во время которого глава внешнеполитического ведомства призвал отложить в сторону партийную принадлежность и личные интересы, и, объединившись ради стабильности, возложить на себя ответственность по защите иракского государства. Министр также заявил, что основной целью его визита является «предупреждение об угрозе», которую представляет распространение экстремизма и терроризма, а также межконфессиональной конфронтации для арабского региона. Примечательно, что визит С.Шукри в Багдад состоялся после телефонного разговора А.Ф.ас-Сиси с премьер-министром Ирака Н.аль-Малики, во время которого глава египетского государства предложил «полную поддержку» Ирака со стороны Египта.

Дипломатические усилия были продолжены во время европейского турне С.Шукри в начале сентября. Посещая Берлин, Париж и Рим египетский дипломат обратился к своим коллегам с просьбой оказать поддержку в антитеррористической борьбе.

Впрочем, несмотря на такую дипломатическую активность Каира на иракском направлении, а также воинственные призывы выступить широким фронтом против исламистов, пока неизвестно каким образом страна будет задействована в антитеррористической коалиции. Некоторые египетские эксперты, в частности, Али Бакр ведущий аналитик центра политических и стратегических исследований Аль-Ахрам отмечает, что Египет вряд ли предложит США военную поддержку в борьбе с «Исламским государством». По мнению аналитика помощь будет заключаться в политической и разведывательной форме. Следует отметить также, что во время переговоров Дж.Керри и С.Шукри, последний не уточнил, каким образом Египет будет задействован в кампании против «Исламского государства», но при этом акцентировал внимание, что страна ведет свою собственную войну против джихадистских группировок.

Более того не пролило свет на формат участия Египта в кампании и первое со времени вступления в должность в июне 2014 года интервью иностранному средству массовой информации – «Ассошиэйтед Пресс», и самого президента АРЕ. Заявив, что Египет готов оказать поддержку международной коалиции и сделает «все, что потребуется», вместе с тем, А.Ф.ас-Сиси не уточнил, в чем именно будет заключаться эта помощь.

Издание также отмечает, что президент Египта исключил возможность отправки египетских военнослужащих в Ирак для участия в операциях против боевиков «Исламского государства». По словам А.Ф.ас-Сиси, иракские военные способны справиться с этой задачей самостоятельно, и нет необходимости посылать в Ирак военнослужащих из-за рубежа.

Очевидно, что дальнейший формат участия Египта в операции против «Исламского государства» будет зависеть от успешности самой операции. В случае эффективности авиаударов со стороны США и союзников, с последующим освобождением территории иракской армией, Каир сможет получить все необходимые на данный момент политические дивиденды, особо не приложив для этого усилий.

Однако, если ситуация начнет развиваться не так как запланировано, и авиаудары не окажут соответствующего эффекта, что, в свою очередь, не даст возможность иракской армии освободить территорию, занятую исламистами, то возникнет необходимость проведения наземной операции со стороны коалиции, где основную роль, помимо США, очевидно, будет играть главный союзник Египта в регионе — Саудовская Аравия. В такой ситуации Каиру будет трудно остаться в стороне и ограничиваться лишь вербальной поддержкой, не посылая своих войск.

Участие же египетских военных в кампании и вполне вероятные жертвы в связи с этим, окажут серьезное влияние на и без того напряженную ситуацию в египетском социуме. Вряд ли А.Ф.ас-Сиси, желающий прослыть «реформатором, созидателем и восстановителем» и уже задекларировавший целый ряд социально-экономических проектов в стране, хотел бы с первого года своего правления получить стойкую репутацию на «египетской улице» главы государства, проливающего египетскую кровь в не до конца понятной для простого египтянина войне.

62.83MB | MySQL:102 | 0,476sec