Франция создает «антиисламистскую» коалицию в Ливии

На фоне «патовой» ситуации в Ливии, когда противоборствующие стороны более не в состоянии  нанести друг другу решающее военное поражение, Франция активизировала свои усилия по созданию новой «антиисламистской» коалиции, что вызвано, прежде всего, опасениями возникновения исламистского «оазиса» в Ливии и продолжения его деструктивного воздействия на развитие ситуации и активизации исламистов в зоне Сахеля. Некоторые эксперты в этой связи отмечают, что в планах Парижа  присутствует стремление реализовать уже отработанную ранее модель свержения ливийского лидера М.Каддафи с помощью создания мощной группировки на основе нескольких племенных кланов и активизации «пятой колонны» в виде представителей зарубежной ливийской эмиграции. Отметим между тем, что ситуации «тогда и сейчас» принципиально разные. Тогда основным «мотором» мятежа в Бенгази, а затем фактически организации военной иностранной интервенции была Доха. Париж в этом тандеме играл роль основного организатора подключения к этой операции сил НАТО. Франция же и осуществляла основную силовую поддержку мятежников с воздуха, что в конечном счете и обеспечило победу. Но оплачивал счета ливийской оппозиции, формировал новые органы правления и обеспечивал пропагандистскую составляющую все тот же Катар. Таким образом, не совсем понятно, а кто сейчас будет основным «казначеем» новой антиисламистской «революции». ЕС и Франция в условиях нынешней экономической рецессии вряд ли способны эту роль выполнить. Остается еще вечный антагонист Дохи — Эр-Рияд. Но брать финансы у саудовцев на новую «революцию» означает поменять «шило на мыло» и вместо одних исламистов в лице «Братьев-мусульман» из Мисураты и Дерны приводить к власти других, наверняка более радикальных. В противном случае деньги никто не даст. Ну и самый пикантный момент заключается в том, что реализуя этот план,  Париж вступает в резкое противоречие со своим давним союзником в лице все того же Катара.

Очевидно также и то, что нынешняя ситуация в Ираке серьезно сдерживает усилия Вашингтона и Брюсселя на ливийском направлении. Совершенно не факт, что в штаб-квартире НАТО сильно  обрадуются перспективе новой авантюры в Ливии. Мы имеем ввиду сейчас не бюрократический аппарат альянса, который будет только рад в очередной раз продемонстрировать свою нужность, а европейские правительства. Многие из них выражали серьезный скептицизм еще  в период свержения М.Каддафи. Нынешний же сценарий военной интервенции, о чем, кстати, уже фактически открыто ратуют во вновь избранном парламенте Ливии, вынужденно заседающим на  теплоходе  в Тобруке, чреват более серьезными материально-политическими рисками. Основным моментом в реализации новых «революций» остаются финансы, поскольку без этого говорить о какой-то лояльности племенных кланов, которые сейчас находятся в «нейтральном состоянии», не приходится. Входить же собственными контингентами на ливийскую территорию и нарываться на «второй Афганистан»  страны НАТО категорически не хотят. Пока в этой гонке за поддержку племен верх, похоже, одерживают исламисты. Один из основных эмиссаров ливийских «Братьев-мусульман» Фетхи Башага в настоящее время проводит активные консультации с племенной верхушкой племени варфалла в надежде добиться их поддержки или, как минимум, продолжения своего нейтралитета в этой схватке за власть.  По некоторым данным, эти просьбы подкрепляются обещаниями серьезных финансовых вливаний (снова видны катарские «уши») и преференциями в рамках раздела выручки от экспорта углеводородов.

Таким образом, Париж сейчас вряд ли сможет уговорить, прежде всего, Вашингтон поддержать новый план скрытой военной интервенции в Ливию. Из-за Ирака и Сирии, в первую очередь, но и «особые отношения» Дохи с Вашингтоном  сбрасывать со счетов не стоит. Другими словами, попытаться уговорить американцев, а значит и НАТО, начать какую-то активность в Ливии возможно только после окончания острой фазы противостояния в Ираке. И видимо в этой связи Париж решил деятельно поучаствовать в воздушной поддержке иракской армии. Существует еще и сдерживающая реакция Алжира, выступающего категорически против новой международной интервенции в соседней Ливии. В этой связи президент Алжира А.Бутефлика уже высказал намерение созвать в столице страны в самое ближайшее время конференцию с участием противоборствующих сторон ливийского кризиса с целью достичь некого компромисса.

В этой связи в Париже пока используют ресурс «тайных операций» с целью сколачивания надежного блока сил, который должен будет на данном этапе, как минимум, удержать ситуацию, а в перспективе  — стать «наконечником копья» для наступательных операций против исламистов. В этом контексте на прошлой неделе состоялась встреча министров обороны и иностранных дел Франции Ж-И.Ле Дриана и Л.Фабиуса с двумя ливийскими эмиссарами. Это Джаляль Дира, представляющего племенную верхушку клана зинтан, считаемого Парижем на сегодняшний день основным механизмом противодействия радикалам из Мисураты. Второй – Мансур Сейф аль-Наср, чей фамильный клан  исторически связан с Францией, и который представляет  племена региона Феццан на юге Ливии. Таким образом, вырисовывается некая конфигурация племенного союза запада и юга Ливии, который в состоянии будет серьезно попортить нервы исламистам, даже в условиях нейтралитета со стороны племен варфалла и кадаффа. Новый план Парижа также поддерживают еще два африканских лидера – президенты Чада И.Деби и Нигера М.Иссуфу. Территория этих стран планируется использоваться в качестве тыловых баз для снабжения лояльных Парижу ливийских племен. Кроме того,  по некоторым данным, И.Деби готов в случае начала активной фазы боевых действий предоставить в распоряжение «антисламистской» коалиции бойцов-загава, хорошо зарекомендовавших себя во время проведения операции «Серваль» на севере Мали.  В качестве страны, которая в принципе может оказать поддержку «антиисламистской» коалиции с воздуха, рассматривается Египет, уже продемонстрировавший себя в этом качестве совсем недавно.

62.81MB | MySQL:102 | 0,512sec