Тунис: о выдвижении кандидата на президентских выборах

Тунис на политической карте Северной Африки продолжает оставаться до сих пор своеобразной «темной лошадкой». Местные «Братья-мусульмане» в лице партии «Ан-Нахда» и ее лидера Р.Ганнуши, очевидно, не определились со своей тактикой на предстоящих 23 ноября с.г. президентских выборах. При этом основная сложность заключается в том, что «Ан-Нахда» с учетом падения рейтинга уже не может «в одиночку» рассчитывать на получение большинства на предстоящем волеизъявлении, а поиск союзников по будущему предвыборному альянсу вызывает ожесточенные идеологические дискуссии внутри руководства партии.

На этом фоне, по оценке ряда экспертов, Вашингтон начинает все больше склоняться в сторону полномасштабной поддержки умеренного «диссидента» в рядах «Ан-Нахды», бывшего генерального секретаря партии и премьер-министра  Хамади Джебали. На данный момент уровень такой поддержки можно охарактеризовать как неофициальный, но в то же время достаточно твердый. В ее рамках американские дипломаты начали массированную обработку патриарха  исламистов Р.Ганнуши в попытках повлиять на его решение наложить временный мораторий на выдвижение кандидата в президенты страны из рядов «Ан-Нахды». Такое решение принято 7 сентября с.г. на заседании консультативного органа «Ан-Нахды» «Меджлис аш-шура», что фактически окончательно оформило стратегию  партии на поддержку на предстоящих выборах «компромиссного» кандидата в лице лидера оппозиционной партии «Призыв Тунис» Беджи ас-Себси, которого поддерживает «большая четверка» в лице крупнейших профсоюзов страны. При этом общая позиция Госдепартмента США по отношению к этому кандидату, похоже, уже сформировалась. В качестве аргументов его неприятия приводятся данные о его сомнительных моральных качествах и падения рейтинга среди избирателей, а также состоянии здоровья. Последний момент, по оценке американцев, не позволит Б.ас-Себси сколь значительный период времени оставаться полноценным президентом Туниса. Как следствие, по тем же выводам, Тунис будет ввергнут в серьезный политический кризис с далеко идущими последствиями. Представляется, что такие аргументы носят крайне натянутый характер, поскольку о рейтинге Б.ас-Себси можно дискутировать. Действительно, в разгар недавнего политического кризиса  он разошелся в вопросах тактики с теми же лидерами профсоюзов, но говорить о резком падении его рейтинга было бы преждевременно. Тем более, что те же профсоюзы вполне могут заключить с ним сделку, которая бы регламентировала поведение сторон в случае победы на предстоящих выборах. Что же касается проблем со здоровьем, то заметим, что Х.Джебали также не отличается его прекрасным состоянием. Известно, о его прохождении  лечения в связи с проблемами с сердцем. Вопрос такой позиции Белого дома, видимо, в другом, и кроется в недавно принятой внешнеполитической стратегии, предусматривающей опору на «Братьев-мусульман» в рамках процессов «арабской весны» и их массового прихода во власть на этом фоне.  По оценке американских стратегов, это единственная возможность сдержать скатывание этих стран в пучину хаоса с резким усилением салафитских радикальных группировок. Особенно ярко проявление этой линии продемонстрировано в рамках очень сдержанной реакции Вашингтона в отношении военного переворота в АРЕ. Особо подчеркнем, что речь идет именно об умеренных  представителях этого движения.

Сам Р.Ганнуши, видимо, будет определяться с выбором будущего президента после местных выборов, которые пройдут 26 октября с.г. Есть все шансы для того, чтобы «Ан-Нахда» смогла укрепить по их итогам свой пошатнувшийся рейтинг. Причина такого исхода кроется в ожесточенной борьбе, которая сейчас раздирает оппозицию. Авторитаризм Б.ас-Себси, на что и указывают в Вашингтоне, привел к кризису в партии «Призыв Туниса». В частности, его попытки привести к власти в партии своего сына Хафида были благополучно провалены основным финансовым спонсором партии бизнесменом Фаузи Эллуми.  Попытка же его пролоббировать назначение одного из партийных лидеров Х.Ксилу «номером один» в предвыборных списках партии в городе Набель встретило ожесточенное сопротивление местных партийных ячеек. Аналогичная ситуация сложилась и в городах Сус и Сфакс. Скорее всего, потерпит поражение партия в своем основном оплоте – городах побережья. Конкуренцию им могут составить представители традиционной «Дустур» в лице М.Набиля и К.Моржани, которые пока не видят себя в альянсе с «Призывом Туниса». Конференция зарубежных (в основном эмиграция в странах Европы) сторонников «Призыва Туниса», которая прошла 8 сентября с.г. в тунисской столице также показала, что опора на эту часть электората того же Б.ас-Себси может не сработать. На конференции уверенно чувствовали себя сторонники выдвижения единого кандидата в президенты совместно  с «Ан-Нахдой». И им может стать все тот же Х.Джебали.

Ставка американцев на Х.Джебали, как будущего президента, способного скрепить Тунис, начала проявляться еще давно. В частности, посол США в Тунисе Джекоб Воллес активно пытался воздействовать на Р.Ганнуши с целью убедить его сохранить в свое время пост премьера за Х.Джебали. Предположим, что основа такой поддержки кроется и в планах реформирования политической и экономической системы, которые предлагал тогда Джебали. Основной момент этих реформ должен был состоять в отказе от клановой модели распределения постов в правительстве и формирование правительства «технократов». Что, собственно, почти произошло немного позднее, но уже под давлением массовых протестов.  После отставки с поста главы кабинета  министров Джебали часто посещал США, где его всегда встречали очень тепло вне зависимости от его тогдашней партийной принадлежности.

Еще одним важным моментом, который определяет позицию Вашингтона в отношении Джебали – это то, что на него ставят в Алжире. Это выбор не только президента А.Бутефлики, который, в общем-то, не приемлет исламистов даже в самом «мягком» исполнении, но и алжирских силовиков, которые видят в Джебали единственного на сегодняшний день политического деятеля, способного сохранить стабильность в Тунисе и сдержать активность набирающих силу радикалов. Тем более, что сам Джебали является сторонником ориентирования на Запад, а не на аравийские монархии. Это ключевой момент, почему А.Бутефлика и взял на себя роль посредника в урегулировании недавнего политического кризиса в Тунисе. Предположим, что и американцы мотивированы именно этим соображением, особенно с учетом того, что консультации по тунисскому досье госсекретарь США Джон Керри проводит с А.Бутефликой с глазу на глаз.

62.82MB | MySQL:102 | 0,477sec