Визит министра иностранных дел Государства Израиль А.Либермана в США

14 сентября 2014 г. глава израильского внешнеполитического ведомства и лидер партии «Наш дом Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман отправился с визитом в США. Программа пребывания политика в стране была весьма насыщенной. Согласно данным пресс-службы МИД, она включала в себя встречи с видными представителями американской еврейской общины и конгрессменами, выступление на ежегодной конференции Еврейского национального фонда Америки (JNF-USA) и переговоры с госсекретарем США Джоном Керри. В качестве официальной причины поездки указывалась необходимость поблагодарить США за содействие, оказанное в период проведения операции «Нерушимая скала»ом, а также выразить поддержку стране, заявившей о намерении сформировать международную коалицию для борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Кроме того, нынешний визит явился своего рода ответным шагом, последовавшим за приездом в Израиль в начале сентября 2014 г. двух конгрессменов — Эда Ройса, являющегося председателем комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США, и Элиота Энгела, видного представителя этого комитета. В этой связи, для реализации курса на укрепление отношений с Конгрессом, прежде всего, по вопросам, касающимся международных отношений, в поездке к А.Либерману присоединился глава комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне З.Элькин.

Лос-Анджелес традиционно стал местом встречи израильского политика с представителями американской еврейской общины. В речи, с которой А.Либерман выступил 15 сентября 2014 г. в рамках конференции Еврейского национального фонда Америки, основной темой стала операция «Нерушимая скала», а также уже успевшее вызвать множество споров, как в экспертом, так и журналистском сообществе рассуждение о сходствах между ИГ и ХАМАСом[i]. Анализируя слова, сказанные главой израильского внешнеполитического ведомства, обращает на себя внимание формальность и точность, с которой он подошел к изложению материала. Сравнивая радиус действия палестинских ракет и районы Израиля, оказавшиеся под угрозой во время трех операций, проведенных в секторе Газа, он слишком сконцентрировался на желании показать ошибочность завершения «Нерушимой скалы» без окончательного разгрома сил ХАМАСа, а не попытаться донести до собравшихся позицию страны. Такого рода заявления соответствуют, скорее, лидеру политической партии, стремящемуся укрепить свои позиции, а не министру иностранных дел.

Эмоциональный компонент в происходящее попытались внести активистки американской общественной организации «Code Pink: Women for Peace», ведущие борьбу со всеми конфликтами, которые, по их мнению, спонсируются и поддерживаются США. В тот момент, когда А.Либерман коснулся темы сохранения еврейских традиций в американской диаспоре, они попытались сорвать его речь выкриками о судьбах палестинских детей. Однако эта акция по понятным причинам не встретила одобрения со стороны собравшихся, и их выдворили из зала. Впрочем, настроения лос-анджелесской общины по отношению к визиту А.Либермана нельзя назвать неожиданными. Судя из предисловия к интервью министра для местного Jewish Journal, там он по-прежнему воспринимается как «метеор», ворвавшийся в израильские властные круги или как некий противоречивый медийный персонаж[ii].

Вечером 17 сентября 2014 г. в Вашингтоне состоялись переговоры А.Либермана и Дж.Керри. Повестка дня этой встречи мало отличалась от основной темы выступления главы израильского внешнеполитического ведомства в Лос-Анджелесе. Беседуя с госсекретарем США, А.Либерман фактически повторил идеи, которые часто звучали из уст премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху по завершении операции «Нерушимая скала», а именно указал на единую цель исламистов, состоящую в уничтожении Западной цивилизации, и вновь вернулся к уже упоминавшейся выше фразе о сходстве ХАМАСа и ИГ. Надо отметить, что, Госдеп США находится в числе тех структур, которые не склонны проводить такого рода параллели. Однако, не желая спорить с израильскими властями по этому поводу, Государственный департамент США готов сделать некоторые исключения. По сообщениям Jerusalem Post, представитель Госдепа М.Харф еще в конце августа 2014 г. заявила, что не намерена пользоваться этой формулировкой но «он [Нетаньяху] может говорить за себя»[iii].

Министр иностранных дел Израиля и госсекретарь США обсудили также иранский вопрос. Обращение к этой проблеме было вызвано не столько беспокойством о судьбе региона, сколько набирающей силу дискуссией о необходимости привлечения Ирана к борьбе с ИГ. В этой связи для недопущения включения израильского противника в работу на этом направлении А.Либерман попытался привести ряд аргументов. В частности, по словам министра, приведенным на его официальном сайте, в беседе с Дж.Керри он подчеркнул, что Иран является «экспортером террора номер один в мире»[iv]. В деятельность на этом направлении включился и посол Израиля в Вашингтоне Р.Дермер. По информации Times of Israel, выступая на приеме 17 сентября 2014 г., он заявил: «Иран в тысячу раз опаснее, чем ИГ»[v].

Также глава израильского внешнеполитического ведомства обратился к американскому коллеге с просьбой изменить предписания, касающиеся поездок в Израиль, дабы снять ограничения, вызванные соображениями безопасности. А.Либерман заверил Дж.Керри в том, что в связи с окончанием операции «Нерушимая скала» больше нет оснований для беспокойства за граждан США, отправляющихся в Израиль.

Глава комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне З.Элькин провел в Вашингтоне встречу с главой сенатского комитета по разведке Д.Файнстайн. Стороны обсудили взаимоотношения между разведывательными структурами и парламентом, сложности в выстраивании которых стали актуальны в последнее время для обоих государств. По словам З.Элькина, приведенным Jerusalem Post, во время последней операции в Газе значительная часть информации, имеющейся у спецслужб, не была доведена до сведения соответствующих парламентариев[vi]. По  данным того же издания, Д.Файнстайн подарила З.Элькину книгу о том, как взаимодействие спецслужб и Конгресса организовано в США. О попытках донести до членов сенатского комитета по разведке идеи, которые А.Либерман озвучил во время поездки, не сообщается. Хотя Д.Файнстайн, бывшая в числе сенаторов, направивших Б.Обаме письмо, содержащее призыв к включению Донецкой народной республики в список террористических организаций, вполне могла бы оказаться интересным собеседником для обсуждения того, какие силы представляют на международной арене наибольшую опасность.

В целом, нынешний визит А.Либермана в США включает в себя несколько составляющих. С одной стороны, как министр иностранных дел он должен был отправиться в страну, о поддержке которой во время последней операции в секторе Газа так много говорило руководство Израиля. Однако стремление политика не столько разъяснить израильские действия, сколько подчеркнуть неправильность исхода операции «Нерушимая скала», выдали в нем не главу внешнеполитического ведомства, а лидера партии, стремящегося к укреплению своих позиций. С возвращением в Кнессет Л.Литинецкого, о возможности которого стали говорить после известия о временном уходе из политики Г.Саара, НДИ может получить еще 1 дополнительный мандат, прежде принадлежавший Ликуду. Учитывая, что ранее аналогичное произошло с А.Миллером, внутриполитическое влияние партии стало усиливаться. В этой связи назрела необходимость налаживания контактов с зарубежными лидерами.

С другой стороны, позиционировать себя исключительно в качестве лидера партии А.Либерману тоже до конца не удалось. Повторяя идеи премьер-министра Б.Нетаньяху, которые, кстати сказать, не находят должной поддержки в США, он предстал перед Дж.Керри как министр иностранных дел. Этому обстоятельству может быть найдено несколько объяснений. С одной стороны, ввиду недостатков работы по улучшению имиджа Израиля на международной арене, о которых он говорил и в упоминавшемся выше интервью для лос-анджелесского Jewish Journal, А.Либерману пришлось держаться в рамках уже узнаваемых формулировок и продолжить линию на сравнение ИГ и ХАМАСа. С другой стороны, полное противопоставление собственной точки зрения позиции Б.Нетаньяху не выгодно ни для Израиля, ни для самого А.Либермана.

 


[i] Подробнее см.: Авигдор Либерман в США: ИГ и ХАМАС ничем не отличаются // Министерство иностранных дел Израиля. 17.09.2014. URL: http://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2014/Pages/FM-Liberman-in-US-No-difference-ISIS-Hamas.aspx

[ii]              Sichel J. Avigdor Lieberman: ‘About our PR, I completely agree, it is very, very bad’ // JewishJournal.com. 17.09.2014. URL: http://www.jewishjournal.com/los_angeles/article/interview_with_avigdor_lieberman_
about_our_pr_i_completely_agree_it_is_very

[iii]              Цит. по: Keinon H. Despite US skepticism, Liberman presses ‘Hamas is ISIS’ equation in DC // Jerusalem Post. 19.09.2014. URL: http://www.jpost.com/International/US-Israel-talks-continue-in-Washington-375675

[iv]              Цит. по: Авигдор Либерман: «Иран является экспортером террора номер один в мире» // официальный сайт А.Либермана. 18.09.2014. URL: http://www.avigdorliberman.info/news/2014/09/19/avigdor-liberman-%C2%ABiran-yavlyaetsya-eksporterom-terrora-nomer-odin-v-mire%C2%BB/

[v]              Цит. по: Kampeas R. Israel envoy: Nuclear Iran ‘a thousand times’ more dangerous than Islamic State // The Times of Israel. 19.09.2014. URL:  http://www.timesofisrael.com/israel-envoy-nuclear-iran-a-thousand-times-more-dangerous-than-islamic-state/?utm_source=The+Times+of+Israel+Daily+Edition&utm_campaign=a7cd2cf10f-2014_09_19&utm_medium=email&utm_term=0_adb46cec92-a7cd2cf10f-54658081

[vi]              Harkov L. Likud’s Elkin hopes to bring US-style parliamentary oversight of intel agencies // Jerusalem Post. 16.09.2014. URL: http://www.jpost.com/Israel-News/Politics-And-Diplomacy/Likuds-Elkin-hopes-to-bring-US-style-parliamentary-oversight-of-intel-agencies-375515

52.27MB | MySQL:103 | 0,460sec