Арамеи – новая национальность в Израиле

Весьма вероятно, что ставшее для израильтян неожиданностью заявление министра внутренних дел Гидеона Саара о его уходе из политики является всего лишь хорошо продуманным шагом в борьбе этого амбициозного политика среднего поколения (он родился в 1966 году) за перспективу сменить в обозримом будущем Биньямина Нетаньяху на посту премьер-министра Израиля. Во всяком случае, через пару дней после этого широко разрекламированного заявления Гидеон Саар сообщил, что будет готов вернуться в политику, если его попросит об этом народ. Формулировка достаточно расплывчатая и оставляющая достаточно свободы для маневров. Пока что министр внутренних дел остается на своем посту. Согласно его первоначальному заявлению, он намерен уйди в отставку после окончания еврейских осенних праздников, то есть где-то в конце октября. Причина ухода Гидеона Саара из политической жизни толком не объясняется, что усиливает впечатление продуманности данного шага.

В этой связи есть основания рассматривать последние действия  Гидеона Саара на посту министра внутренних дел в качестве части продуманной кампании, имеющей своей целью привлечь к нему благожелательное внимание избирателей. Поэтому любопытно, что одним из его последних властных решений  стало распоряжение о добавлении к списку официально признанных израильским МВД и регистрируемых национальностей арамеев (в настоящее время в израильских удостоверениях личности графа «национальность» не заполняется, но в МВД она фиксируется). В этом списке более 100 национальностей, но подавляющее большинство из них это национальности в западном понимании – гражданство, а не этническое происхождение, вроде боливийцев, новозеландцев, канадцев и т.п. Представлены национальности бывшего СССР – русские, татары, украинцы, белорусы, грузины и др. Последние представлены в Израиле, главным образом, нееврейскими членами смешанных семей репатриантов из бывшего СССР. Есть в этом списке и сугубо бюрократические определения национальности: «Не зарегистрирована», «Неизвестна», «Не определена», «Проверяется», «Без национальности». Актуальными официально признанными израильскими национальностями, функционирующими в качестве обособленных этнических или этно-конфессиональных общин, являются в порядке убывания численности евреи (около 6 миллионов человек), арабы, друзы, черкесы, армяне, греки, ассирийцы и самаритяне (менее 1 тысячи человек).

Теперь в Израиле официально появились и арамеи. Возникают закономерные вопросы — Кто такие арамеи в контексте современного Израиля? Сколько их? — Впервые этноним «арамей» («арами») упоминается в Пятикнижии применительно к Лавану, тестю праотца Иакова. Арамейский язык служил «лингва франка» Ближнего Востока в последние века до н.э. и в первые века н.э. После арабского завоевания он стал терять свои позиции. К ХХ веку восточные новоарамейские диалекты сохранились в качестве повседневного языка христиан-несториан и христиан-халдеев (униатов), ныне известных в России, в Израиле и во всем мире под именем ассирийцев. Живые западно-арамейские диалекты сохранялись до самого недавнего времени в трех крупных селах на сирийских склонах горы Хермон – Маалула, Баха и Джубадин. Сейчас в результате гражданской войны в Сирии носители этих диалектов находятся под угрозой физического уничтожения исламистами.  Существует и переходный между восточными и западными арамейский диалект туройо, распространенный наряду с арабским языком среди приверженцев сиро-яковитской церкви.

Однако, помимо носителей живых новоарамейских диалектов, есть миллионы членов восточных христианских церквей, перешедших на арабский язык в качестве разговорного много поколений назад, но сохранивших классический христианский арамейский язык в качестве языка религиозного культа. Крупнейшей конфессиональной группой среди них являются марониты. Именно израильские марониты выдвигали в последние годы требования предоставить им возможность регистрироваться по национальности арамеями, а не арабами.

Длительное время израильское МВД игнорировало это требование. Теперь Гидеон Саар удовлетворил его. Это решение вызвало бурю негодования у арабских депутатов Кнессета, справедливо усмотревших в нем шаг, способствующий юридическому отделению арабоязычных христиан от арабов-мусульман. В отличие от арабских депутатов Кнессета, священник Гавриэль Надаф, духовный лидер «Форума за мобилизацию христиан», добивающегося распространению обязательного призыва в израильскую армию на христиан наравне с евреями, друзами и черкесами, приветствовал это решение. В конце минувшей недели, во время посещения иерусалимского  Музея библейских стран отец Гавриэль в частности заявил: «Мы получили добраю весть о признании арамейской христианской национальности в Государстве Израиле. Это важный исторический шаг… Мы благодарим за него министра внутренних дел Гидеона Саара. Это добрая весть не только для христиан Израиля, но для всех христиан в мире».

Важно отметить, что сам отец Гавиэль Надаф — не маронит. Он православный священник, выступающий в качестве представителя христианского меньшинства Израиля в целом, вне зависимости от доминационных различий внутри него. Официальное признание израильским МВД арамейской национальности дает возможность всем арабоязычным израильским христианам (а не только приверженцам восточных церквей, использующих классический арамейский в качестве языка религиозного культа) дистанцироваться от арабов-мусульман не только в религиозном, но и в формально-этническом, секулярном аспекте. Широко распространенное среди израильских христиан определение арамейского языка в качестве «языка Иисуса» позволяет идентифицировать себя с ним на декларативном уровне не только последователям таких деноминаций, как марониты, которые сохранили арамейский язык в качестве культового языка, но и вообще всем христианам, претендующим на происхождение от доарабского населения Ближнего Востока. Как много израильских христиан воспользуются предоставившейся им теперь возможностью и сменят свою официально зарегистрированную национальность с «араб» на «арамей», покажет время. Однако очевидно, что события в граничащих с Израилям арабских государствах, где христианские меньшинства подвергаются преследованиям и геноциду со стороны мусульманских фундаменталистов, способствуют дистанцированию арабоязычных христиан еврейского государства от арабской этнической идентичности.

Что же касается министра внутренних дел Израиля Гидеона Саара, то можно предполагать, что его решение пойти навстречу требованиям христиан в этот переломный для его политической карьеры момент хотя бы косвенно указывают на то, что сближение с христианскими меньшинствами на фоне борьбы с исламским фундаментализмом представляется актуальным и позитивным шагом для израильского еврейского общества и, соответственно, может способствовать росту популярности амбициозного еврейского политика Гидеона Саара.

62.83MB | MySQL:102 | 0,597sec