Судан: о переговорах РФС с властями

На фоне продолжающегося кризиса в Южном Судане и пробуксовывания процесса мирного урегулирования между противоборствующими сторонами суданская оппозиция в лице «Революционного фронта Судана» (РФС) вынужденно перестраивается. Связь здесь прямая – вооруженное противостояние в проблемных штатах Южной Кордофан и Голубой Нил между отрядами нуба, которые входили в РФС, и суданской армией, по сути, представляло собой вооруженное противостояние между Суданом и Южным Суданом. После того, как началась гражданская война между динка и нуэр в Южном Судане 58-я дивизия Суданской народно-освободительной армии (СНОА), которая состояла в основном из нуэр, ушла из этого региона и переместилась вглубь Южного Судана. Туда же, кстати, и переместились все вооруженные отряды еще одного вооруженного сегмента РФС в виде «непримиримой» части дарфурской группировки «Движение за справедливость и равенство» (ДСР). Это сразу же сказалось на боеспособности отрядов РФС, и ситуация перешла в вялотекущее неофициальное перемирие. Справедливости ради надо сказать, что и у суданских вооруженных сил ресурсов на продолжение полномасштабных военных действий нет.

Руководство оппозиции в этой связи планирует собрать конференцию всех партий, входящих в РФС для принятия единой политической программы действий на среднесрочную перспективу с приоритетом на участие в процессе национального диалога. Секретарь по международным делам РФС Ясир Арман уже объявил, что уровень этой конференции должен быть не меньше той, которая состоялась в столице Эритреи Асмэре в июне 1995 года. Напомним, что эта конференция «Национального демократического альянса» тогда фактически определила пути государственной независимости Южного Судана, а также программу, регламентирующую переходный период. По словам Я.Армана, «конференция должна найти общее видение программ и национальных проектов, которые бы учитывали уроки отделения Южного Судана, и помогли сформулировать строительство страны на новом политическом базисе». Если расшифровывать это заявление, то оно означает согласие оппозиции на свою трансформацию в политическую систему Судана в качестве отдельной политической партии. В этой связи отметим и активизацию консультаций эмиссаров РФС с двумя основными оппозиционными партиями Судана ЮДП и «Аль-Умма» на предмет выработки единой позиции по вопросу предстоящих президентских выборов в Судане в 2015 году. Я.Арман также подчеркнул, что решение трансформации в политическое движение продиктовано подписанием 4 сентября с.г. под эгидой Афросоюза в Аддис-Абебе соглашения «О национальном диалоге и конституционном процессе», которое должно стать основой для начала полномасштабных переговоров с Хартумом.

Отметим, что перед его подписанием посредники из Афросоюза проводили долгие секретные консультации как с представителями РФС, так и с суданскими властями, стремясь убедить их в необходимости согласовать свои позиции по вопросу налаживания диалога. Другими словами, необходимо было убедить Хартум в необходимости признать РФС в качестве полноценного партнера по проведению консультаций. А если еще точнее – Суданское народно-освободительное движение (СНОД-север), которое, собственно, и объединяет в своих рядах ключевых деятелей оппозиции, противостоящих Хартуму в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Такое признание стало возможным после того, как лидеры РФС официально сочли необходимым принять принцип «о сохранении единства Судана», и исключили из своей риторики тезисы «об обязательности свержения режима О.аль-Башира».

В этой ситуации СНОД-север согласился на второй раунд переговоров с Хартумом 12 октября с.г. в Аддис-Абебе. В центре переговоров стоят темы разделения полномочий между Хартумом и двумя «проблемными штатами», которые будут продвигаться крайне сложно. Интересно, что суданское руководство согласилось вести консультации с каждой из сепаратистских групп отдельно, и по-прежнему отказывается признавать РФС единой силой. В принципе, это выглядит абсолютно логично: Хартум более всего опасается усиления сепаратистских настроений и блокирования своих вчерашних противников на поле боя с внутренней суданской оппозицией. Помимо этого суданские власти вновь поставили в качестве условия своего участия в консультациях с РФС признание его руководством в качестве единственного базиса установления мира в Дарфуре Дохийский документ «Об установлении мира». Это также не случайно. Поскольку в настоящее время катарцы активизировали свои посреднические усилия по этому вопрсу и вошли в жесткий клинч с миротворцами из Афросоюза.

С учетом «особых» отношений Хартума и Дохи в настоящее время на ливийском направлении (снабжение купленным на катарские деньги оружием исламистов в Ливии через суданскую территорию) реверанс суданского руководства в катарскую сторону далеко не случаен. На этом фоне эмиссары РФС зачастили в Южную Африку, которая считается основным игроком по поддержке усилий по повышению роли Афросоюза на континенте, стремясь заручиться содействием Претории в будущей торговле с Хартумом. При этом выбор в сторону центра силы в «Черной Африке», но никак не в мусульманском мире в лице Катара, в данном случае является вполне осознанным. В этом моменте, на наш взгляд, заложена одна из основных причин вероятного будущего провала усилий Афросоюза в своих попытках логично завершить, наконец-то, не только конфликт в Южном Кордофане и Голубом Ниле, но и дарфурский кризис. Катарцы сейчас кровно заинтересованы в Судане, как в самой перспективной площадке по влиянию на ситуацию в Ливии и Египте, и упускать свои лидерские позиции в вопросах внутрисуданского урегулирования, не намерены. В противном случае снабжение исламистов из Мисураты и Бенгази (как, собственно, и псевдосалафитских групп на Синае) будет сильно затруднено, если не ликвидировано полностью. Суданцы же в свою очередь рассматривают Катар как  фактор, с помощью которого они смогут хоть как-то сгладить последствия дипломатической и экономической блокады со стороны КСА и остальных аравийских монархий.

52.18MB | MySQL:103 | 0,601sec