Организация исламского сотрудничества и антитеррористическая коалиция

Становление и деятельность международной коалиции, ставящей своей задачей уничтожение «Исламского государства» (ИГ) и созданного им «халифата», выглядит как многогранный и многосторонний процесс. Но может ли быть ее участником международное объединение  Организация исламского сотрудничества (ОИС)?

ОИС (до 2011 г. – Организация Исламская Конференция) была создана сорок пять лет назад на проведенном 22-25 сентября 1969 г. в Рабате по инициативе Саудовской Аравии и Марокко совещании глав государств и правительств (в то время) двадцати пяти мусульманских стран. Это произошло спустя почти месяц после вызвавшей беспрецедентную волну возмущения в мусульманском мире попытки поджога одной из святынь ислама – мечети Аль-Акса в оккупированном израильтянами Восточном Иерусалиме. Арабо-израильская война в июне 1967 г.  изменила исламский мир, — тремя годами ранее выдвинутое саудовским королем Фейсалом бен Абдель Азизом предложение провести встречу лидеров мусульманских государств было решительно отброшено Египтом, Сирией, Ираком и Алжиром, квалифицировавшими это предложение как «реакционное» и «направленное на укрепление влияния Запада».

Поражение «революционного» Египта в ходе очередного раунда противостояния с Израилем (в июне 1967 г.) сузило его центросиловые возможности. В свою очередь, провозглашение ОИС, оценивавшееся как реализация идей «мусульманской солидарности и совещательности» – традиционных основ саудовской внешней политики, становилось доказательством стремления саудовского королевства играть ведущую роль в регионе арабо-мусульманского мира. Таким же доказательством появления новых тенденций в эволюции стран, включаемых в сообщество «мира ислама», выступал и принцип создания ОИС. Она формировалась как политическая (а не богословско-юридическая) организация, несущая на себе оттенок цивилизационной специфики становившихся ее членами государств, — они представали как мусульманские страны. Определив круг участников Организации, этот цивилизационный принцип превращал в реальность географически, политически и экономически гетерогенное региональное сообщество. Объединявшее это сообщество в момент провозглашения ОИС обстоятельство – защита мечети Аль-Акса, как это ни парадоксально, несло в себе очевидное позитивное начало. Сформировавшие организацию государства осознавали разрушительность антиизраильских и антизападных лозунгов и стремились канализировать последствия вспыхнувших выступлений.

Трудности создания ОИС (в ее состав вошли мощные «центры силы» мусульманского регионального пространства, интересы которых были далеки от того, чтобы рассматриваться в качестве совпадающих) не стали, тем не менее, препятствием для ее формирования, расширения географии (ныне в ее состав входят государства, расположенные в Европе – Албания, на азиатском и африканском континентах, а также в южноамериканском регионе) и деятельности. Ее существование стало возможным благодаря значительным саудовским финансовым вливаниям, — в Джидде (в ожидании «освобождения» Восточного Иерусалима) стала располагаться штаб-квартира Генерального секретариата ОИС, исполнительного органа, призванного претворять в жизнь решения двух ее высших организационных структур – Совещания глав государств и правительств и объединяющего министров иностранных дел государств-членов Министерского совета. К 2014 г. в ОИС были приняты 57 государств (включая все постсоветские «мусульманские» государства Центральной Азии и Азербайджан), среди которых страны, где мусульмане соседствуют с почти равным ему немусульманским населением (Казахстан, председательствующий ныне в ОИС) либо с незначительными вкраплениями мусульман – Бенин, Мозамбик, Габон, Суринам и Гвиана.

В конце июня 2005 г. на проходившей в Сане XXXII конференции министров иностранных дел государств ОИС Россия примкнула к этой организации в качестве страны-наблюдателя. Кроме России, наблюдателями в ОИС являются Босния и Герцеговина, Таиланд, Центрально-Африканская Республика, «турецко-мусульманское сообщество» северного Кипра и филиппинский Национально-освободительный фронт Моро, а также Движение неприсоединения, Лига арабских государств, Африканский союз и Организация экономического сотрудничества. В 1976 г. ОИС обрела статус организации-наблюдателя при ООН.

Продолжая в течение всего времени после ее создания курс на поддержание стабильности в регионе «исламского мира», ОИС определяла в качестве своего приоритета сохранение статус-кво в государствах-участниках, как и во взаимоотношениях между ними и окружающим их миром. В ситуации после возникновения на части территории Сирии и Ирака «халифата» и все более расширяющего международного противостояния террористической экспансии в пространстве Ближнего Востока ОИС, следуя курсу Саудовской Аравии в ее качестве формообразующего государства этого объединения, заняла позицию жесткого осуждения, неприятия и необходимости активного противостояния ИГ. Это нашло свое отражение и в стремлении ОИС найти приемлемые формы ее взаимодействия со сформированной при фактическом руководстве со стороны Соединенных Штатов международной коалиции.

25 сентября 2014 г. в распространенном ОИС специальном пресс-релизе Организация заявила о том, что она «приветствует заявление президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы, призвавшего к совместной деятельности по противостоянию идеологии ИГ, «Аль-Каиды», «Боко Харам» и иных группировок, искажающих образ благородной мусульманской религии». Пресс-релиз подчеркивал, что Генеральный секретарь ОИС Ияд Мадани считает необходимым «расширить сферу действия этого заявления с тем, чтобы включить в него все экстремистские группировки, сеющие ненависть и призывающие к насилию в отношении религиозных меньшинств в различных регионах мира (ОИС последовательно выступает против преследований мусульманских меньшинств, в частности, в Мьянме и Центральноафриканской республике — Г.К.), а также и государственный терроризм (протестуя против израильских акций устрашения в отношении сектора Газа, ОИС подчеркивает лишь гуманитарный аспект этой проблемы, говоря о «страданиях палестинского народа», не выражая какой-либо поддержки режиму ХАМАС — Г.К.)».

Развивая эту мысль, высшее должностное лицо в руководстве ОИС подчеркивало, что его Организация не считает, что американский президент, провозглашая свою «стратегию» борьбы с ИГ, «начал войну с исламом» либо руководствовался теорией «столкновения цивилизаций». Напротив, по мнению И.Мадани, «будущее человечества зависит от того, насколько нам (всему человеческому сообществу – Г.К.) удастся сплотиться в противостоянии тем, кто стремится сеять дух розни между нами, ранжируя нас по принципу трайбализма, конфессии, расы и религии». В условиях, замечал Генеральный секретарь ОИС, когда «ООН и Совет Безопасности уделяют огромное внимание вопросам экстремизма и терроризма, было бы отнюдь не преувеличением сказать, что действия группировок, подобных ИГ, … ни в коей мере не связаны с исламом, с его принципами – справедливостью, равенством, милосердием, свободой вероисповедания и сосуществования». Для него, вместе с тем, было очевидно, что важнейшей сферой борьбы с ИГ (и, в целом, терроризмом и экстремизмом) должен стать фронт «социально-экономических трансформаций», поскольку хозяйственная и социальная отсталость «является питательной средой», порождающей его сторонников.

3 октября 2014 г. лондонская «Аль-Хайят» опубликовала текст интервью И.Мадани, находившегося в Нью-Йорке и принимавшего участие в работе 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, корреспонденту этой газеты Рагде Диргам. Руководитель ОИК, в частности, говорил своей собеседнице: «Мы были первой организацией, осудившей ИГ и заявившей, что эта группировка не имеет никакого отношения к исламу. Мы осудили насилие ИГ в отношении иракских христиан и езидов. Встречаясь же в Нью-Йорке на полях нынешней сессии Генеральной Ассамблеи (среди тех, с кем встречался, И.Мадани был и российский министр иностранных дел Сергей Лавров, с которым, как отмечалось в соответствующем пресс-релизе Организации, обсуждались, в том числе, «вопросы, связанные с борьбой с терроризмом и экстремизмом» – Г.К.), мы говорили нашим собеседникам, предпринимаемый против ИГ меры военного характера, а также меры, относящиеся к сфере безопасности, не достаточны». Разумеется, И.Мадани не отрицал значения обоих факторов, определяющих в настоящее время борьбу с ИГ. Однако он замечал, что не менее важно и «внимание к среде, порождающей подобные движения, как и к политике их поддержки».

Тем не менее, отвечая на вопрос Р.Диргам о том, какие меры ОИС собирается предпринять для того, чтобы внести свой вклад в действия международной коалиции, И.Мадани сказал: «Мы стремимся к тому, чтобы наша Организация играла основную и непосредственную роль, разоблачая  связь ИГ и подобных ему группировок с исламом в его качестве не только религии, но и культуры и цивилизации». Однако ОИС – политическая, а не богословская структура, как подчеркивал в цитируемом интервью ее Генеральный секретарь. Даже если «в ее составе и имеется Академия исламского фикха, это не значит, что ее роль связана с публикацией фетв». По его словам, «в Академии собираются люди [исламской] науки, но не в качестве муфтиев». Далее он продолжал: «Мы не издаем фетв, у нас нет аппарата принятия и издания фетв». Тогда каким образом ОИС сможет играть роль «разоблачителя» мнимой связи ИГ с исламом?

Отвечая на вопрос корреспондента «Аль-Хайят», И.Мадани заявил: «Мы стремимся к тому, чтобы действовать в этом направлении, развивая программы диалога культур, а также поощряя к действиям в этом же направлении государства, являющиеся нашими членами. … Если Организация будет действовать как единое целое во всех международных инстанциях, то это будет весомым и влиятельным вкладом» в нынешние действия.

Однако есть еще и «финансовая артерия» ИГ, замечала Р.Диргам. Как говорил в этой связи И.Мадани, «мы обсуждаем эту проблему со всеми крупными странами и крупными финансовыми организациями, обращая их внимание на все случаи финансирования» ИГ, «если они становятся известны Организации». По мнению же корреспондента «Аль-Хайят», такого рода шаги далеки от того, чтобы быть адекватными. Она задала конкретный вопрос: «Сможете ли вы создать действующую против ИГ коалицию с участием арабских и мусульманских стран, членов вашей Организации?». Сказанные в ответ слова И.Мадани были, скорее, отрицательны: «Эти государства не только члены нашей Организации, но и члены Совета сотрудничества арабских государств Залива, Лиги арабских государств, Организации Объединенных Наций. Если они и являются нашими членами, то это вовсе ничего не определяет. Может существовать только межгосударственная коалиция. Наша же роль – вспомогательная. Мы можем лишь требовать прекратить не только финансовую, но и идейную, а также политическую поддержку экстремистских организаций».

Существование ОИС не смогло и не сможет устранить существование трений, а, порой, и жестких разногласий и противоречий между ее членами. Если Кувейт принял решение о размещении руководства нынешней международной коалицией, действующей против ИГ, на своей территории, если самолеты Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов 2 и 3 октября вместе с американскими бомбардировщиками нанесли новые удары по позициям ИГ на территории Сирии, то ожидать идентичных действий со стороны других членов ОИС в обозримом будущем не приходится. Впрочем, об этом же в цитируемом интервью говорил и И.Мадани: «Государствами региона руководят их национальные интересы. … Мы же говорим, что государства Ближнего Востока нуждаются в сближении, которое может стать только плодом из собственных усилий. Мы считаем, что Иран, Турция, Королевство Саудовская Аравия, государства Залива, Иордания, Египет должны двигаться в направлении этого сближения, признавая национальные интересы друг друга, к выявлению таких интересов, которые сплотили бы их всех. Без этого регион и в будущем останется местом столкновений и борьбы ради расширения сфер политического влияния тех или иных государств».

52.27MB | MySQL:103 | 0,462sec