Слушание Конгресса США на тему потенциальной угрозы возвращения граждан Европы и США, воевавших в рядах «Исламского государства»

В последнее время на Западе все чаще звучит обеспокоенность тем, что завербованные «Исламским государством» иностранные граждане и добровольцы из числа стран Европы и Америки могут вернуться назад в страны своего проживания и совершить там теракты. В  то же время отдельный акцент делается на том, что некоторые из числа добровольцев могут разочароваться в ИГ спустя короткий срок пребывания в рядах боевиков и решат вернуться назад, не имея каких-либо террористических умыслов. А значит, к таким гражданам стоит относиться иным образом, хотя и с не меньшим вниманием. В то же время практически невозможно определить какие интересы может преследовать тот или иной человек после нахождения среди боевиков ИГ.

Среди наиболее обсуждаемых мер для прекращения выезда граждан Европы и США в Сирию и Ирак, а также для предотвращения потенциальной угрозы в случае их возвращения можно назвать лишение данных личностей гражданства и введение законов, предупреждающих их выезд из страны. Еще одной из мер является усиление контроля над  интернетом, поскольку зачастую вербовка идет через социальные сети, как  и над проповедями в мечетях. Данные действия были уже приняты в ряде стран, однако на данный момент их действие носит лимитированный характер.

Примерное число иностранцев в ИГ оценивается от 10 до 15 тысяч человек, включая примерно 2 тысячи граждан западных стран. Безусловно, это является огромной проблемой для безопасности и требует углубленного международного сотрудничества и активного взаимодействия спецслужб  разных стран.

Проблема возможного возвращения сторонников ИГ в страны своего проживания и потенциальная угроза для безопасности Европы стала одной из тем заседания Подкомитета по делам Европы, Евразии и возникающим угрозам Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США. Слушание возглавил Дэйн Рохрабахер, а приглашенными экспертами стали Томас Джослин из Фонда в защиту демократий и Фарах Пандит из Школы управления имени Джона Ф.Кеннеди.

Председатель комитета Д.Рохрабахер заявил, что впервые после трагедии 11 сентября мир столкнулся с угрозой экстремизма такого масштаба. Данная проблема имеет не только краткосрочные, но и долгосрочные последствия для общественной безопасности. Более того, существует угроза все большей радикализации молодежи, что приведет к возникновению новых группировок экстремистского характера. Особую обеспокоенность Конгресса вызвал тот факт, что с каждым годом мусульманские сообщества становятся более закрытыми, в частности, женщины добровольно становятся приверженцами консервативных традиций и проникаются экстремистскими идеями.

Преимущество ИГ перед другими террористическими группировками заключается в том, что они обладают значительными финансовыми ресурсами, которую получают через множество каналов, отслеживание которых представляет большую сложность, так же как и отслеживание каналов вербовки.

Томас Джослин из Фонда в защиту демократий начал свое выступление с того, что теперь речь идет не только о том, что Ирак может превратиться в  несостоявшееся государство (failed state), но и Сирия тоже. В настоящее время джихадистам не стоит особых усилий, чтобы попасть на территорию Сирии, более того, ИГ активно рекрутирует граждан других стран, в том числе из Европы и США.

Сама по себе группировка ИГ и тот факт, что они успешно привлекают в свои ряды сторонников, бесспорно, представляет большую проблему и угрозу для современного мира, но еще одним немаловажным вопросом является возможность возвращения иностранных боевиков в страны Европы и США, и в частности, потенциальная угроза совершения ими терактов.

Основными моментами, на которые, по мнению Т.Джослина, правительству США стоит обратить внимание в первую очередь, являются:

1.Политика «открытых дверей», которую ведет Турция, давая возможность джихадистам беспрепятственно пересекать свою территорию;

2. Провал попытки Турции классифицировать боевиков и присвоить ИГ, «Джабхат  ан-Нусра» и другим группировкам разную степень опасности;

3..Попытки ИГ  найти новых рекрутов для совершения атак на страны Запада;

4.Не все иностранные наемники и добровольцы представляют опасность в случае возвращения в Европу и Америку, однако сама их численность в рядах ИГ слишком велика;

5.Антитеррористические службы должны находиться в постоянном состоянии готовности, хотя на данный момент ИГ и не обладает возможностями для нанесения удара по западным странам;

6.«Исламское государство» напрямую угрожало США и странам Европы, поэтому необходимо принять данные угрозы всерьез, несмотря на оценку военных возможностей боевиков;

7.Контртеррористические меры должны вытекать из предыдущих практик, поскольку многие их схем, которыми боевики пользуются при вербовке и финансированию остаются неизменны.

Таким образом,  США должны оказать должное давление на Турцию с целью прекращения беспрепятственного перемещения боевиков и получения необходимых данных от турецкой разведки. Джослин отметил, что Турция является ключевым узлом для боевиков ИГ, и вопрос их уничтожения и предотвращения терактов на Западе во многом зависит от позиции Анкары. В то же время необходимо улучшить работу спецслужб и на полном серьезе  рассматривать угрозы ИГ в адрес США и Европы.

Свое выступление Томас Джослин закончил тем, что все террористические акты последних лет, а также возникновение новых радикальных группировок следует рассматривать через призму событий 2001 года, поскольку, по его мнению, это все неразрывно связано.

Фарах Пандит из Школы управления имени Джона Ф.Кеннеди в первую очередь сделала акцент в своем выступлении на том, что мусульманская молодежь испытывает глубокий кризис идентификации. Этот кризис возник из-за того, что последние годы нарастает исламофобия, искажение религиозных принципов и ассоциирование ислама с терроризмом. Одним из последствий становится то, что намечается все больший раскол общества, нежелание мусульман ассимилироваться, что, по сути, является защитной реакцией.

Фарах Пандит отметила, что процесс радикализации молодежи протекает постепенно, поэтому необходимо вести не военную борьбу, а идейную., в частности за счет использования так называемой мягкой силы. По ее мнению, больше внимания следует уделить работе с различными сообществами, адаптации и ассимиляции мусульман, работе с молодежью. Основными шагами, которые американские власти  должны предпринять, являются:

1.Активное использования мягкой силы;

2.Выработка всеобъемлющей стратегии, целей и задач, охватывающих все уровни проблемы;

3.Осуждение политики Катара, Саудовской Аравии и других стран, оказывающих поддержку радикальным группировкам и способствующих распространению экстремистских идей и литературы; 4.Углубленное изучение причины и путей радикализации молодежи и женщин с целью предотвращения подобных случаев;

5.Создание специальных организаций и групп, ведущих просветительскую деятельность на тему радикального исламизма.

В целом, борьба с экстремизмом должна проходить на всех уровнях и вестись на постоянной основе. Та опасность, которую представляет ИГ, в разы превышает все то, с чем приходилось иметь дело после трагедии 11 сентября. Хотя боевики ИГ и не имеют достаточно сил для прямых массовых атак на страны Европы и США, не стоит игнорировать звучащие с их стороны угрозы.

50.31MB | MySQL:89 | 0,586sec