Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 октября 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе произошли в Египте. 24 октября в результате террористических нападений на севере Синайского полуострова погибли 33 египетских военнослужащих, десятки человек получили ранения. Эти нападения стали самыми кровавыми не только со времени свержения летом 2013 г. президента-исламиста М. Мурси, но и «за всю новейшую историю египетской армии».

25 октября власти Египта ввели на севере Синая режим чрезвычайного положения сроком на три месяца. В стране объявлен трехдневный траур по погибшим военнослужащим. В ответ на нападения террористов египетская армия и силы безопасности начали на севере полуострова масштабную спецоперацию против террористических и вооруженных группировок. Сообщается, что в район операции переброшены подразделения армейского спецназа 777 и 999, спецназ МВД, подразделения десантников и бронетехника. Президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси назвал Синайский полуостров «гнездом терроризма и террористов». Он также возложил ответственность за последние нападения на «зарубежные силы», а глава МВД Египта С. Шади прямо заявил, что за акциями на Синае «стоят палестинские элементы». Египет закрыл КПП в Рафахе на границе с сектором Газа. Власти АРЕ рассматривают вопрос о расширении буферной зоны, существующей в районе Рафаха, на всю границу с сектором Газа (14 км). По информации СМИ, зона будет иметь ширину от 1,5 до 3 км, из неё предполагается выселить все местное население.

Неспокойная обстановка сохраняется и в других районах Египта. Так. 22 октября у Каирского университета произошел взрыв, пострадали 11 человек. Вооруженное нападение на полицию было в провинции Эль-Минья к югу от Каира.

Из-за ухудшения ситуации на Синае Египет отложил до конца ноября непрямые палестино-израильские переговоры, которые должны были начаться 27 октября в Каире.

В Ираке на прошедшей неделе правительственные войска и курдские силы пешмерга при активной поддержке авиации США и их союзников добились определенных успехов в боях с вооруженными формированиями «Исламского государства» (ИГ). Так, на севере страны части пешмерга после длительных боев заняли город Зумар и прилегающие к нему селения, а правительственная армия (также после многодневных боев) отбила у противника город Джурф-эс-Сакр в 70 км южнее Багдада. Кроме того, иракские военные и отряды шиитских добровольцев успешно продвигались в районе Тикрита в центральной провинции Салах-эд-Дин. Тем не менее, военная обстановка в Ираке остается неоднозначной и сложной. Боевики ИГ продолжают наступать на позиции отрядов курдов-езидов в горном районе Синджар, атаковали отряды пешмерга а районе Киркука и города Рабиа на границе с Сирией.

20 октября духовный лидер иракских шиитов А. ас-Систани впервые за четыре года принял в своей резиденции в городе Эн-Наджаф политическое руководство Ирака. Делегацию возглавил премьер-министр Х. аль-Абади. Сообщается, что «ас-Систани приветствовал и благословил формирование нового правительства» Ирака и поддержал его в том, что иностранные войска не должны принимать участие в наземной операции против боевиков ИГ. Напомним, что влиятельный шиитский проповедник отказывался принимать у себя прежнее руководство страны в знак протеста против проводившегося им политического курса, а в случае с Х. аль-Абади он сразу объявил о его поддержке.

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 21 октября во главе правительственной делегации посетил с визитом Иран. Это был его первый зарубежный визит после занятия поста главы правительства. В Тегеране Х. аль-Абади был принят верховным лидером ИРИ А. Хаменеи и провел переговоры с президентом Ирана Х. Роухани. Иранские руководители заверили Х. аль-Абади в неизменности полной поддержки Ирака, в том числе в борьбе против «Исламского государства». Иран продолжит направлять в соседнюю страну своих военных советников и оружие. А. Хаменеи, в частности, заявил, что Иран рассматривает безопасность Ирака, как свою собственную безопасность. По итогам визита «стороны выразили готовность поддерживать отношения на всех уровнях — политическом, экономическом, в области коммерции, и в плане поддержания безопасности». Особо было подчеркнуто, что «в стратегическом отношении сотрудничество Багдада и Тегерана строится на основе взаимоуважения и учета интересов сторон».

Сложная военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. В большинстве провинций страны продолжаются боевые действия правительственных войск против вооруженных формирований противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска и в провинциях Хама и Хомс в центральной части страны. В частности, сирийская армия продолжала наступление с целью освобождения от боевиков нефтеносного района в провинции Хомс. Активно действовали сирийские ВВС, оказывавшие повсеместное содействие сухопутным войскам.

Ожесточенные бои между отрядами курдской самообороны и боевиками ИГ продолжаются в городе Кобани (Айн аль-Араб) на севере Сирии у границы с Турцией. При поддержке американской авиации курдские бойцы смогли вытеснить противника из ряда районов города. 20 октября транспортные самолеты ВВС США бросили груз для курдских ополченцев в Кобани (оружие, боеприпасы и средства медицинской помощи). Руководство иракской курдской автономии приняло решение направить в Кобани отряд бойцов пешмерга (до 200 человек), а Турция разрешила их проход через свою территорию. Однако. По словам президента Турции Р. Т. Эрдогана, сирийские курды «не хотят пешмерга в Кобани». Сирийские курдские партии при посредничестве президента Иракского Курдистана М. Барзани 22 октября договорились «отложить в сторону свои разногласия и сотрудничать в военном и политическом плане в целях борьбы с «Исламским государством»». Глава турецкого правительства А. Давутоглу заявил, что Анкара не желает захвата Кобани боевиками ИГ, но при этом не направит войска для зашиты этого города. Р. Т. Эрдоган раскритиковал операцию США по переброске оружия и медикаментов в Кобани, так как часть помощи попала в руки боевиков ИГ. Он также сообщил о согласии Турции переправить в Кобани в помощь курдам 1300 боевиков оппозиционной Асаду Сирийской свободной армии (ССА). По его словам, Турция «в первую очередь предпочитает, чтобы в Кобани помогала именно ССА, а пешмерга рассматривается во вторую очередь». Однако сирийские курдские руководители отказались от такой помощи и обвинили Анкару в попытке использовать ССА «для вооруженного вмешательства в Сирийском Курдистане». В частности, было заявлено: «Мы не нуждаемся в этом троянском коне, который хочет нам преподнести Эрдоган».

Нестабильная ситуация сохраняется в Ливане. На севере страны в городе Триполи и его окрестностях, а также в горном районе Аккар правительственная армия проводит операцию против боевиков вооруженных группировок, связанных с экстремистами из ИГ и «Джабхат ан-нусра». Боевики оказывают армии ожесточенное сопротивление. Представители ИГ и «Джабхат ан-нусра» потребовали от властей прекратить операцию, угрожая в противном случае убить 20 ливанских военнослужащих и жандармов, захваченных боевиками в качестве заложников в августе с. г.

23 октября правительство Ливана приняло решение приостановить прием сирийских беженцев за исключением особых гуманитарных случаев. В Ливане уже находится более миллиона официально зарегистрированных беженцев из САР, что составляет более четверти населения республики.

На западе Ливии правительственная армия продолжает наступление против боевиков исламистских группировок в Бенгази. Сообщается, что военные, основу которых составляют силы отставного генерала Х. Хафтара, вытеснили противника из большинства районов города. Ожесточенные бои между правительственными силами и боевиками исламистов идут также к западу от столицы страны Триполи в горном массиве Джебель-эль-Гарби. Командование правительственных ВВС заявил 25 октября, что, все объекты инфраструктуры в городе Мисурата, контролируемые группировкой «Ансар аш-шариа», включая аэропорт и морской порт, объявлены «военными целями» и будут подвергаться ударам с воздуха.

26 октября в Тунисе прошли выборы в Ассамблею народных представителей (парламент). Их итогом должно стать формирование постоянного законодательного органа — впервые после свержения режима президента Бен Али в январе 2011 года. За 217 депутатских мест борьбу вели кандидаты более 100 политических партий. При этом основными конкурентами считаются «умеренная» исламистская партия «Ан-Нахда» и светская партия «Призыв Туниса». В дни, предшествовавшие выборам, в ряде регионов Туниса произошли столкновения между силами охраны правопорядка и террористами. Для обеспечения безопасности голосования были задействованы 80 тыс. сотрудников полиции и военнослужащих. Особых нарушений в ходе голосования не отмечено. По предварительным данным, явка составила около 51%.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. Шиитские мятежники хоуситы продолжают расширять зоны своего контроля. На минувшей неделе их отряды заняли северную провинцию Хадджа на побережье Красного моря. В центральной части страны в провинции Байда отряды хоуситов и поддержавших их подразделения правительственной армии вытеснили боевиков экстремистской группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове» из их опорного пункта – города Аль-Манас.

Тем временем Х. Баха, назначенный премьер-министром страны, проводил консультации по формированию нового правительства Йемена. Сообщается, что по предварительной договоренности хоуситы получат в новом кабинете 6 из 34 министерских постов, а президент Йемена А. М. Хади назначит министров обороны, финансов, внутренних и иностранных дел. Хоуситы также настаивают на интегрировании значительной части своих боевиков в состав правительственной армии.

26 октября правящая в Судане Партия национальный конгресс утвердила действующего главу государства О. аль-Башира в качестве кандидата на предстоящих в 2 апреля 2015 г. президентских выборах. О. аль-Башир возглавляет страну с 1989 г., когда он пришел к власти в результате военного переворота. О. аль-Башир с 1996 г. неоднократно избирался на пост президента Судана, последний раз в 2010 году.

На прошедшей неделе американские власти демонстративно отказались устраивать министру обороны Израиля М. Яалону в рамках его визита в Вашингтон встречи с некоторыми руководителями администрации США. Так, М. Яалону было отказано провести переговоры с вице-президентом США Дж. Байденом, госсекретарем Дж. Керри и помощником президента США по национальной безопасности С. Райс. Это решение было принято в связи с резко критическими высказываниями М. Яалона о миротворческой деятельности Дж. Керри на Ближнем Востоке. В ходе визита М. Яалон встречался с главой Пентагона Ч. Хейгелом и постпредом США при ООН С. Пауэр. В связи с действиями американской стороны министр финансов Израиля Я. Лапид заявил 26 октября о наметившемся кризисе в отношениях его страны с Соединенными Штатами. По мнению Я. Лапида, строить израильско-американские отношения нужно с взаимным «уважением и ответственностью».

МАГАТЭ в очередном ежемесячном докладе о выполнении Ираном мер по контролю за своей ядерной программой в соответствии с договоренностями, достигнутыми между Тегераном и странами «шестерки» международных посредников, подтвердило, что ИРИ следует взятым на себя обязательствам. Между тем в Вашингтоне сообщили, что администрация США не планирует отменять санкции против Ирана без одобрения Конгресса. По оценке экспертов, отмена санкций в отношении ИРИ в случае успешного завершения переговоров по ядерной программе может стать проблематичной для вашингтонской администрации, если ей потребуется согласие Конгресса, где многие парламентарии выступают против снятия санкций.

26 октября последние подразделения вооруженных сил США и Великобритании официально завершили боевые действия в Афганистане.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Иордании

В условиях перманентно сложной и нестабильной военно-политической обстановки на Ближнем Востоке руководство Иордании стремится обеспечить благоприятные внешние условия для решения задач внутреннего политического и экономического развития, не допустить полномасштабного вовлечения королевства в вооруженные конфликты в соседних странах – Сирии и Ираке.

Традиционно внешняя политика Иордании сочетала твердую ориентацию на Запад (первоначально на Великобританию, а затем на США), «рациональный панарабизм», хотя в ряде случаев королевство было вынуждено с ущербом для себя следовать «общеарабской линии» (например в войне 1967 г.), и поддержание «закрытых» контактов с Израилем с последующим установлением официальных отношений с еврейским государством. Отдельно подчеркнем роль исламской составляющей иорданской внешней политики, что во многом связано с особой исторической миссией правящей в стране Хашимитской династии, напрямую восходящей к пророку Мухаммеду.

Внешнеполитическая деятельность иорданского руководства характеризуется, активностью, прагматизмом, гибкостью, взвешенностью, осторожностью, умелым отстаиванием национальных интересов, что для такой небольшой страны, как Иордания, является делом весьма трудным. В этой связи особо отметим роль иорданских монархов, в первую очередь, короля Хусейна (1952-1999 гг.), который в сложнейших обстоятельствах умело отстаивал приоритеты своего государства в регионе и мире. Внешнеполитический курс отца продолжает в соответствии с новыми реалиями король Абдалла II.

В настоящее время наиболее актуальным для Иордании является вооруженный конфликт в Сирии, оказывающий разноплановое негативное воздействие на королевство, создающий реальную угрозу его безопасности. В Аммане справедливо опасаются, что «сирийский конфликт может перерасти из гражданской войны в регионально-конфессиональный конфликт». Эксперты подчеркивают: «сирийский кризис стал важнейшим источником беспокойства для иорданской внешней политики», «основным предметом переговоров и контактов» Аммана с мировыми и региональными лидерами, «включая Обаму, Кэмерона, Меркель, Олланда, Путина, глав арабских государств».

Иорданская позиция по Сирии основывается на сохранении официального, но в то же время «враждебного нейтралитета» по отношению к режиму президента САР Б. Асада, которого король Абдалла II характеризует как человека, «потерявшего связь с реальностью». В Аммане поддержали все санкции, введенные ЛАГ против официального Дамаска, выступают за политическое решение сирийского кризиса и сохранение единства сирийского государства, так как «разрушение целостности Сирии станет катастрофой». Руководство страны, включая короля, неоднократно пыталось посредничать между сирийскими противоборствующими сторонами, однако, как заявляют иорданцы, Дамаск игнорировал все попытки такого посредничества.

Амман оказывает поддержку «умеренной» сирийской оппозиции, в том числе планам создания «буферной зоны» на территории САР вдоль границы с королевством, что могло бы способствовать возвращению на родину значительной части сирийских беженцев, пребывание которых в Иордании (свыше 600 тыс. человек) создает реальную опасность дестабилизации и без того сложной обстановки в стране. В то же время Амман выступал против прямого военного вмешательства в сирийский конфликт, заявлял, что не станет его участником. Иордания ограничивала подготовку боевиков сирийской оппозиции на своей территории. В июле 2014 г. королевство проинформировало своих западных партнеров о сворачивании всех программ, инициированных ЦРУ США по поддержке сирийской оппозиции на территории страны.

Однако вскоре позиция Иордании стала претерпевать изменения. В Аммане поддержали инициативу президента США Б. Обамы по созданию международной коалиции для борьбы с «Исламским государством» (ИГ) в Сирии и Ираке. Иордания вошла в ее состав и предоставила свои авиабазы самолетам стран коалиции, наносящим удары по боевикам ИГ в Ираке и Сирии. Самолеты иорданских ВВС участвуют в налетах на объекты боевиков ИГ в САР. Амман также дал согласие на обучение «умеренных» сирийских повстанцев на территории королевства, которые должны воевать с боевиками ИГ в Сирии (как видится, не только с ними, но и с армией Асада). Не исключено, что территория Иордании может стать одним из плацдармов для вторжения в Сирию для борьбы с ИГ. Вместе с тем, в Аммане понимают, что режим Асада в условиях роста активности «Исламского государства» «является естественным противовесом экстремистам на территории Сирии», и крушение этого режима, однозначно, приведет к образованию на территории САР «мощного анклава радикалов».

Перманентная нестабильность в Ираке, исходящая из этой страны угроза терроризма и религиозного экстремизма, представляет серьезную опасность для Иордании. Отсюда повышенное внимание Аммана к ситуации в соседней стране, поддержка Багдада в борьбе против ИГ.

Скорейшее урегулирование арабо-израильского конфликта на приемлемых для всех его участников условиях составляет одно из главных направлений внешнеполитической деятельности королевства. Причем первостепенную важность для Аммана представляет палестино-израильское направление, решение палестинского вопроса, имеющего ключевое значение как для региональной стабильности, так и для сохранения устойчивости иорданского государства и правящей Хашимитской династии. Особая значимость и острота палестинской проблемы для Иордании определяется тем, что примерно 60% населения страны составляют палестинцы. Королевство заинтересовано в скорейшем урегулировании конфликта между Израилем и палестинцами, выступает за «создание независимого и жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, обладающего полным суверенитетом в пределах собственной территории, ограниченной линиями перемирия, существовавшими до июня 1967 года». Иордания активно действует в качестве посредника в палестино-израильском урегулировании, выступает за эффективную главенствующую роль США в достижении конченого успеха в решении спорных проблем между сторонами на основе принципа «два государства для двух народов». При этом в Аммане отвергают периодически озвучиваемую идею объединения Иордании и палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Королевство поддерживает требование палестинцев о прекращении строительства в еврейских поселениях на ЗБРИ как условия продолжения переговорного процесса с Израилем.

В межпалестинском конфликте между движениями ФАТХ и ХАМАС Иордания стоит на стороне ФАТХа, хотя и продолжает поддерживать контакты с ХАМАСом, но при этом жестко пресекает попытки палестинских исламистов вмешиваться во внутренние дела страны. Власти королевства закрыли штаб-квартиру ХАМАСа в Аммане и отвергают попытки вновь открыть ее. Правительство Иордании опасается, что «ХАМАС способен радикализировать значительную часть палестинской молодежи, что создает потенциальную угрозу для королевского режима».

Король Абдалла II поддерживает «конструктивный настрой» в отношениях с Израилем, которые базируются на мирном договоре 1994 года. Обе страны сотрудничают в борьбе с терроризмом, поддерживаются торгово-экономические связи. В Израиле прямо заявляют, что «еврейское государство готово, если понадобится, силой защитить иорданский трон».

Иордания в своей политике продолжает опираться на помощь Вашингтона, рассматривает США в качестве основного стратегического партнера королевства, главного гаранта обеспечения его внешней безопасности, а также силы, способствующей поддержанию стабильности правящего в стране монархического режима.

Тесные политические и иные связи Иордания поддерживает с Саудовской Аравией и другими аравийскими монархиями. Большое значение для королевства имеет финансовая помощь нефтедобывающих стран Аравии. В Аммане считают, что «высокий уровень» отношений с аравийскими монархиями определяется тем, что «безопасность государств Залива и Иордании – сообщающиеся сосуды», что означает, что «безопасность государств Залива – это наша национальная безопасность».

Хашимитское королевство традиционно поддерживает с Египтом прочные, добрососедские отношения в различных сферах. Позиции Каира и Аммана по многим ближневосточным и международным проблемам близки или совпадают. Иордания поддержала политические перемены в АРЕ в 2013 г., связанные с отстранением от власти президента-исламиста М. Мурси.

В целом Иордания продолжит проведение нынешнего внешнеполитического курса, нацеленного на надежное обеспечение внешней безопасности королевства, причем основной упор, как и прежде, будет делаться на развитие отношений стратегического партнерства с США и другими ведущими странами Запада, а также с аравийскими монархиями.

52.31MB | MySQL:103 | 0,466sec