Дискуссии по поводу постоянного урегулирования иранской ядерной проблемы

Осталось меньше месяца до подписания постоянного соглашения по урегулированию иранской ядерной проблемы. Последний по времени раунд переговоров, прошедший в Вене 16 октября,  оказался рекордно коротким  — всего 6 часов и вновь выявил несовпадение позиций переговаривающихся сторон – «шестерки» международных посредников и Ирана. Тема переговоров, их перспективы оживленно комментируются в эти дни в международной прессе, на различных научных форумах. Вкратце коснемся наиболее интересных фактов в этой связи.

Статью, посвященную перспективам решения иранской атомной проблемы, опубликовал в последнем номере американского издания Foreign Policy известный американский дипломат, помощник государственного секретаря США Уильям Бернс, отдавший 33 года своей карьеры работе на внешнеполитическом поприще в системе американского Госдепа и принимавший непосредственное участие во многих предыдущих раундах переговоров Ирана с «шестеркой» международных посредников. Как пишет У.Бернс, после более 35 лет взаимного отчуждения и вражды, ирано-американские отношения вступили в фазу постепенного сближения и потепления. Их активизация в немалой мере связана с решение атомной проблемы. Но именно здесь ощущается нечто, похожее на тупик. Достижение полного и всеобъемлющего соглашения по-прежнему остается делом достаточно трудным и кажется почти недостижимым. Вместе с тем,  пишет У.Бернс, США пытаются использовать все дипломатические возможности, сулящие продвижение американских интересов.

Коллега У.Бернса, Вэнди Шерман, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам, возглавляющая рабочую группу своей страны на переговорах по иранской атомной проблеме, выступила в эти дни с предостережением о том, что если переговоры завершатся провалом, вся ответственность будет возложена на ИРИ. Процитируем слова В.Шерман: «Мир не позволит Ирану  обзавестись ядерным оружием. Переговоры должны завершиться через месяц. Если Иран готов пойти на то, чего от него требует мировое сообщество и реально свернуть военный компонент своей атомной программы, то у него еще есть почти месяц, чтобы выполнить это». Это заявление она сделала, выступая на симпозиуме по проблеме ведущихся с Ираном переговоров, проходившем несколько дней назад в Вашингтоне и организованном Центром стратегических исследований. .Как следует из слов американского дипломата, если требования «шестерки» посредников, отражающие мнение мирового сообщества и имеющие своей целью постепенное снятие с Ирана экономических и политических санкций, не будут выполнены в срок, именно Иран окажется виновником. Предложения стран-посредников рассчитаны на то, что каждый их шаг в направление снятия с Ирана неимоверно тяжелого груза санкций, должен сочетаться с действиями Ирана, которые бы показали миру, что эта страна действительно желает мирного разрешения конфликта, не пытается вводить в заблуждение авторитетных посредников, стремящихся не допустить усиления военной мощи страны путем налаживания в ней производства неконвенционального оружия.  По словам В.Шерман, все посредники – США, Китай, Россия, Англия, Франция и Германия — полны надежд на то, что в оставшийся срок они сумеют решить все разногласия и достичь полного и всеобъемлющего соглашения. В.Шерман, которая не раз встречалась за столом переговоров со своим иранским коллегой Аббасом Аракчи, сказала далее в своем выступлении на симпозиуме, что она надеется, что Иран сделает в оставшееся время все необходимое, чтобы убедить мир, что ее программа имеет только мирное наполнение. В случае, если посредники сочтут все его  доводы и реальные шаги в этом направлении адекватными и убедительными, можно будет говорить о том, что имеется реальная возможность снятия санкций и выхода Ирана из политической и экономической изоляции. Только от Ирана, его готовности к мирному решению проблемы, политической воли его руководителей зависит исход этого переговорного процесса.

Как заявила В.Шерман, то, чего хотят международные посредники, может быть выражено простой фразой: нужно придти к такому соглашению, которое бы преградило Ирану путь к обладанию атомной бомбой, сняв навсегда обеспокоенность международной общественности и отведя реальные угрозы от соседей и всех стран, которые видят в нуклеизации Исламской Республики Иран серьезную опасность. Иран не должен впредь накапливать запасы оружейного урана или плутония, которые могут быть использованы для создания ядерных боеголовок. Кроме этого, он должен создать такой режим контроля, который позволял бы реально подвергать необходимым проверкам все процессы, которые протекают на ядерных объектах ИРИ. При этом, В.Шерман отметила, что переговаривающиеся стороны готовы пойти на разумные уступки, не наносящие вреда самой идее переговорного процесса. Так, в кулуарах переговоров  уже не раз озвучивалась идея о том, что на первом этапе можно согласиться не с полной остановкой процессов обогащения урана, а с их временным замораживанием. Это решение целиком поддерживает и верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи, сказавший недавно, что он полностью солидарен с таким предложением и не видит в нем ущерба базовым  концепциям исламского режима в плане овладения его страной передовыми научными достижениями.

Как известно, именно на осознании того факта, что ИРИ «доросла» до того уровня, когда она может своими собственными силами осуществлять самые передовые технологии,  — а атомные в Тегеране как раз и относят к этому уровню мирового прогресса,  — и строится вся тактика и стратегия переговорного процесса. Все возможные неудачи на этом пути приписываются «козням» Запада, и иранское общественное мнение уже сегодня готово винить в срыве или поражении переговоров именно переговорную «шестерку», которая и олицетворяет в своем лице это геополитическое понятие.

К мнению В.Шерман, озвученному на симпозиуме в Вашингтоне, добавим видение возможных  результатов этих переговоров Франком-Вальтером Штайнмайером, в течение более десяти лет наблюдающего вблизи эти переговоры или принимавшего в них участие в качестве главы германского МИДа. Вот оно: мы хотели бы такого соглашение, которое  отныне решительно перекрыло бы Ирану вход в клуб  ядерных государств и было бы реальным олицетворение торжества  реализации режима ядерного нераспространения. Именно в таком разрезе «шестерка» международных посредников будет считать свою миссию выполненной, ибо все ее старания направлены на достижение стабильности и безопасности на региональном и глобальном уровне. В очередной раз  высказался и госсекретарь США Дж.Керри.  Итоги переговоров не внушают ему оптимизма и он не верит, что можно легко преодолеть е разногласия, которые не просто существуют, а являются, по мнению многих членов переговорных команд, просто непреодолимыми. Несмотря на это, Дж.Керри считает, что мосты наводить надо, и к соглашению придти можно. «Единственное, что требуется от Ирана – доказать миру, что ни о какой атомной бомбе  там и не думают. Это возможно только одним способом – добиться максимальной транспарентности  своей национальной атомной программы».

Эта же мысль отражена в серьезных претензиях к Ирану,  которые до сих пор имеются  у Международного  агентства по атомной энергии – МАГАТЭ. Хотя оно непосредственно не участвует в переговорах, его требования включены в число первоочередных. Именно МАГАТЭ не раз обвиняло Иран в том, что атомная активность ИРИ совершенно не прозрачна и мало кто в мире реально представляет, что творится на многочисленных объектах атомного цикла, рассредоточенных по всей территории страны. МАГАТЭ уже много лет просит Иран ответить на ряд конкретных вопросов о сущности проводимых в Иране работ. Ежегодно МАГАТЭ выпускает доклады в которых с теми или иными вариациями звучит одна и та же фраза: инспекции и полученные в их результате выводы не могут со всей очевидностью доказать присутствие военного компонента в национальной атомной программе ИРИ, но не могут и опровергнуть  это. Так было и в годы председательства в МАГАТЭ казавшегося всем проиранским деятелем Мохаммада аль-Барадеи. Увы, все это повторяется и сегодня, когда его нынешний генеральный директор Юкия Амано уже снискал реноме объективного лидера, не допускающего политизации своего ведомства. Вот и в эти дни МАГАТЭ вновь повторяет, что если бы в течение шести месяцев действия временного соглашения Иран поставил своей задачей попытаться еще раз проанализировать вопросы МАГАТЭ и дать по ним исчерпывающие ответы, ситуация была на порядок  менее взрывоопасной.

52.25MB | MySQL:103 | 0,473sec