Египет: теракт на Синайском полуострове

В результате самого кровавого теракта за последнее время направленного против египетской армии, произошедшего в провинции Северный Синай 24 октября, погибло 28 военнослужащих и более 30 получили ранения.

Как сообщается, террорист-смертник на заминированном автомобиле протаранил крупный армейский КПП в Шейх-Зувейде, расположенном недалеко от границы с сектором Газа на трассе между городами Аль-Ариш (административный центр провинции Северный Синай) и Рафах. Атака была хорошо спланирована и проведена в два этапа — после того, как террорист подорвал себя в заминированной машине, и на место происшествия прибыла помощь и представители командования ВС, засевшие в засаде боевики открыли прицельный огонь из автоматического оружия и гранатометов. По свидетельству очевидцев, нападавших было около 20 человек, и все они носили бедуинскую одежду.

Некоторое время спустя в результате еще одного вооруженного нападения вблизи Аль-Ариша погибли трое военнослужащих.

В ответ египетская армия развернула крупномасштабную операцию против боевиков, в которой задействованы спецназ, бронетехника и боевая авиация.

По убитым военнослужащим в стране был объявлен трехдневный траур. Уже известно, что в числе погибших – внук бывшего министра обороны Египта фельдмаршала Абдель Халима Абу Газаля. Командующий дивизионом оперативного штаба 2-й полевой армии генерал-майор Халед Тауфик получил тяжелые ранения.

Следует указать, что данный теракт вызвал немалый резонанс в общественных кругах Египта. Помимо ряда политических сил, которые выразили полную поддержку руководству страны в его борьбе с терроризмом, некоторые политические партии, осуждая теракт, выступили с критикой в адрес руководства страны по поводу неэффективности его действий в этом направлении. В частности, лидер «Народного течения» бывший кандидат в президенты Хамден Сабахи раскритиковал «полное отсутствие защитных мер безопасности» т.к. предполагается, что разведка должна обеспечивать руководство страны информацией о террористических угрозах.

Как и ожидалось, резко осудили действия властей в области безопасности, объявленные вне закона исламистская коалиция «Альянс против переворота», а также молодежное движение «6 Апреля», заявив, что вовлечение армии в политику и гражданскую жизнь приводит к подобным последствиям. «Братья-мусульмане» также заявили о том, что армия должна уйти из политики и заняться своей первоначальной задачей – защитой нации. Также по поводу нападения выступил Верховный муфтий Египта заявив, что «ислам не имеет ничего общего с теми, кто совершил преступление».

Случившееся в Египте широко осудило международное сообщество, в частности, США, Великобритания, Саудовская Аравия и ОАЭ, при этом заверяя Каир в поддержке на его пути борьбы с терроризмом.

В тот же день, когда произошел теракт, президент А.Ф.ас-Сиси созвал экстренное заседание Совета национальной безопасности АРЕ, по итогам которого, власти Египта ввели режим чрезвычайного положения в некоторых районах провинции Северный Синай сроком на три месяца.

Режим чрезвычайного положения предусматривает действие комендантского часа с 5 вечера до 7 утра. За любые нарушения режима чрезвычайного положения будет следовать тюремное заключение. Следует отметить, что представители некоторых политических сил выступили с критикой этой чрезвычайной меры. В частности, генеральный секретарь насеристкой партии «Аль-Карама» предложил ввести комендантский час только на въезды и выезды в провинцию, указывая на негативное воздействие данной меры на ежедневную деятельность проживающего там населения.

Вместе с тем, Международная федерация по правам человека уже заявила, что закон о чрезвычайном положении — это инструмент в руках исполнительной власти, позволяющий нарушать многие базовые права и свободы, гарантированные египетской конституцией. Данный закон наделяет власти полномочиями относительно ограничений свободы собраний, передвижения населения, ареста и задержания подозрительных лиц и передачи их военным судам, а также проведения обыска без санкций Уголовно-процессуального кодекса.

Следует напомнить, что с 1981 года после убийства президента Анвара Садата и до январских событий 2011 года в Египте уже действовало чрезвычайное положение. В 2006 году правительство Х.Мубарака продлило действие закона, несмотря на обещания, что он будет заменен «специфическими антитеррористическими мерами». Кстати, отмена этого закона была одним из ключевых требований демонстрантов, выступающих против Х.Мубарака в январе-феврале 2011 года.

Кроме введения режима чрезвычайного положения, было принято решение на неопределенное время закрыть КПП «Рафах» на границе с сектором Газа. В ответ высокопоставленный представитель ХАМАСа Бассем Неим по этому поводу заявил, что эта мера оставит в затруднительном положении население Газы, получающее через КПП «Рафах» продукты питания, медикаменты и горючее, призывая египетские власти пересмотреть свое решение.

Судя по всему, данной мерой Каир сигнализирует о своем предположении в причастности к данному теракту находящихся в Секторе боевиков. На это также может указывать заявление А.Ф.ас-Сиси о том, что правительство «готово принять меры по разрешению проблемы границы между Египтом и сектором Газа».

Примечательно также, что на следующий день египетский президент созвал чрезвычайное заседание Высшего совета вооруженных сил АРЕ (ВСВС), на котором группе высокопоставленных военных была поставлена задача изучить обстоятельства нападения. Сразу же после заседания, в кругу высшего командного состава армии А.Ф.ас-Сиси выступил по телевидению, где заявил о том, что террористические атаки планировались из-за рубежа с целью дестабилизировать ситуацию в Египте и запугать египтян. В своем выступлении А.Ф.ас-Сиси несколько раз отметил, что стоящий за терактами «иностранный след» стремится вбить клин между армией и египетским народом.

Глава государства особо акцентировал внимание на том, что построение нового Египта «потребует много крови, работы и усилий и призвал сограждан работать совместно рука об руку». А.Ф.ас-Сиси указал, что египтяне должны осознавать насколько серьезный существует «преступный сговор против страны».

И хотя в «сговоре против страны» лидер государства никого конкретно не обвинил, намек ощущался вполне прозрачный. Судя по всему, в Каире упомянутую атаку на пограничников рассматривают не иначе как очередное послание от своих «заклятых друзей» в регионе, прежде всего, «Исламского государства» и Катара.

Понимая, что вовлечение АРЕ в борьбу с ИГ, а также противоречия с Дохой будут вести как к сохранению напряжения на Синайском полуострове, так и активизацией прикормленных Катаром ливийских экстремистов и различного рода контрабандистов на границе с Ливией и Суданом, Каир, судя по всему, на сей раз решил воспользоваться случаем для серьезного наведения порядка в стране.

Более того, подобным «закручиванием гаек» ведь можно попутно решить и проблему резкого усилившегося в последнее время нарастания недовольства плачевным состоянием египетской экономики среди главной «движущей силы» всех революций – молодежи.

62.83MB | MySQL:102 | 0,497sec