О «конкурентных преимуществах» «Аль-Каиды» и «Исламского государства»

После провозглашения лидером группировки «Исламское государство» (ИГ) Абу Бакром аль-Багдади «халифата» на части территории Сирии и Ирака позиции центральной «Аль-Каиды»  под руководством Аймана аз-Завахири в международной исламистской среде заметно ослабли. Несмотря на критику методов практикуемых ИГ со стороны ведущих салафитских идеологов сам факт воплощения  замыслов теоретиков салафизма, без сомнения, поставил группировку П.аль-Багдади в авангард борьбы с Западом, придал импульс радикализма структурам, ориентированным на  борьбу с «противниками мусульман». «Исламскому государству» удалось воплотить то, что не удалось А.аз-Завахири и у. бен Ладену. Около 20 исламистских организаций по всему миру уже поклялись в верности А.аль-Багдади. Усилению позиций ИГ в арабо-мусульманском мире способствует также прямая военная кампания международной антитеррористической коалиции в Ираке и Сирии. Несмотря на неприятие методов «Исламского государства» среди населения захваченных им районов, столкновение с Западом автоматически прибавит союзников радикалам.

Вместе с тем, эти две структуры действуют в разных социальных, конфессиональных, политических условиях, что собственно и обуславливает арсенал  избираемых средств для реализации «исламистского проекта». Находясь в Афганистане и Пакистане,  боевики «Аль-Каиды» несмотря на их заслуги в борьбе против «врагов ислама» в этих странах, остаются чужаками и вынуждены учитывать этнические особенности региона, где они составляют меньшинство. Учет клановой специфики  является для головной «Аль-Каиды» вопросом выживания. В Ираке и Сирии местные суннитские кланы поддерживают салафитов, выступают против «шиитского засилья» в руководстве  страны. «Исламское государство» действует среди арабского населения. Объединив ряд салафитских группировок, включая баасистов в организации «Армия сторонников тариката Накшбандия» ИГ задает тон в борьбе. В отличие от последователей А.аз-Завахири, группировка А.аль-Багдади  обладает значительными финансовыми средствами, получаемыми за счет захвата финансовых учреждений и нелегальной продажи углеводородов. Наряду с этим А.аз-Завахири длительное время оставался заместителем У. бен Ладена, после ухода которого не отмечалось крупных резонансных терактов.

Создание А.аз-Завахири филиала «Аль-Каиды на Индийском субконтиненте» стало ответным шагом в ситуации роста влияния «Исламского государства».

Пакистан остается ключевым регионом для «Аль-Каиды» и ее центрального руководства, по-прежнему укрывающегося в племенных районах на северо-западе страны. Организация поддерживает тесные отношения с крупными пакистанскими радикальными исламистскими группировками, такими как «Харкатул джихаде Ислами», Хоркатул моджахедин» (гул), «Лашкаре Джангви», «Джейше Мухаммад», «Техрике Талибан Пакистан»  и, в некоторой степени, «Лашкаре Тойба». Помимо некоторых фракций в частности, «группы Фазлуллы» и менее известной «Техрике Халифат Пакистан», ни одна авторитетная пакистанская исламистская группировка не заявила о своей преданности А.аль-Багдади.

Наряду с этим «Аль-Каида» на протяжение длительного времени смогла установить прочные связи с местными джихадистскими группировками, став  не только союзником  по борьбе, но и, по сути, составной частью местного общества. Нередко связи с местными пуштунскими кланами укреплялись брачными узами. Сам А.аз-Завахири также взял себе жену из одного из племен, населяющих районы афгано-пакистанской границы.

«Аль-Каида» продолжает оказывать финансовую поддержку пакистанским талибам, а также их духовным учебным заведениям. Во время правления талибов в Афганистане эта организация обладала монополией на военную подготовку местных и иностранных джихадистов. В течение пяти лет «Аль-Каида» подготовила тысячи муджахедов, многие из которых участвуют в пакистанских и афганских салафитских группировках  и испытывают симпатию к этой структуре.

Усама бен Ладен, а затем А.аз-Завахири поклялись верности мулле Омару, верховному лидеру афганских талибов. Этот акт технически сделал «Аль-Каиду» частью движения талибов. В настоящее время А.аз-Завахири имеет большие надежды на то, что режим талибов захватит Кабул после вывода иностранных войск из Афганистана в 2014 году. В связи с этим лидер «Аль-Каиды»  А.аз-Завахири подтвердил свое намерение и дальше идти в альянсе с талибами.

Руководство «Аль-Каиды» в Пакистане и Афганистане продолжает управлять джихадистскими группировками, как иностранными, так и местными, действующими в Пакистане.

Пакистан с множеством исламистских групп, а также обширной сетью сторонников «чистого ислама» и подходящими для укрытия труднодоступными районами позволяет «Аль-Каиде» беспрепятственно вести пропагандистскую деятельность, открывать военно-тренировочные лагеря по подготовке, в том числе для арабских боевиков из стран Ближнего Востока, а также Западной Европы. Организация в многих населенных пунктах, включая города, может действовать практически свободно, опираясь на сеть многочисленных последователей салафизма.

Создание «Аль-Каиды в Индийском субконтиненте» стало, по сути, последним шагом в попытке «оживить» движение джихадистов во главе с «Аль-Каидой» и  успокоить массы сочувствующих группе. В попытке компенсировать отсутствие возможности контролировать определенную территорию, как это удалось «Исламскому государству» и сильного руководства, пребывающего в изоляции, незначительное количество боевых операций, «Аль-Каида» все еще обладает рядом преимуществ перед ИГ. Сам А.аз-Завахири является опытным и закаленным временем и политическими условиями стратегом, центральная «Аль-Каида» имеет четкие доктринальные убеждения, сеть группировки действует в более чем 60 странах, они продолжают получать финансовую поддержку от международного сообщества салафитов.

Работа по объединению джихадистских группировок велась А.аз-Завахири длительный промежуток времени. Власти в Исламабаде выступают союзником  США, поэтому джихадисты считают их «вероотступниками» и борьба  с ними не менее важна, чем «священная борьба» на Ближнем Востоке.  Близость шиитского Ирана, рассматриваемого «Аль-Каидой» как одного из главных врагов суннитов-мусульман, наличие у Пакистана ядерного оружия также усиливает важность координации усилий на этом направлении. Следует учесть также и высокую вероятность экспансии салафитов на центральноазиатские государства из Афганистана, особенно после вывода из ИРА иностранных войск.

Позиции «Аль-Каиды на Индийском субконтиненте» (АКИС) достаточно сильны в военной  среде Пакистана. Лидер АКИС Асим Умар взял на себя ответственность за террористический акт против пакистанского фрегата «Зульфикар» в Карачи в середине сентября 2014 г. Нападавшие, являвшиеся военнослужащими ВМФ Пакистана, пытались угнать корабль и использовать его для атаки на индийские или американские корабли в международных водах. Двое из них были убиты во время попытки захвата, а четверо арестованы после перестрелки с силами безопасности. Еще четверо были задержаны около Кветты по пути в Афганистан.

Учитывая длительный период взаимодействия «Аль-Каиды» с афганскими и пакистанскими группировками «чистого ислама», «Исламскому государству» будет практически невозможно перехватить инициативу в плане реализации своей идеологии у «фракции А.аз-Завахири». В джихадистских организациях   региона также считают малоперспективным ведение «тотального террора» против всех несогласных в стиле «Исламского государства». В условиях клановости, сильных традиций это обернется полным поражением для чужаков-салафитов.

62.85MB | MySQL:102 | 0,820sec