Судан: что стоит за нападением на президентский дворец

8 ноября с.г. неизвестный открыл огонь по охране президентского дворца в Хартуме, убив при этом двух охранников. Ответным огнем он ликвидирован. Согласно официальному заявлению пресс-секретаря президента Имада Сида Ахмеда, «нападавший пытался проникнуть на территорию дворца, на предупредительные отклики не реагировал и пересек т.н. «барьер безопасности». В заявлении также указывается, что нападавший открыл огонь по охране первым и его состояние оценивается «как психически неуравновешенное». Позже были представлены данные, из которых следовало, что нападавший идентифицирован «как Мохаммед Тиайя Кафи, родом из столицы Южного Кордофана Кадугли». По другим данным, речь идет об уроженце Дарфура, перебравшегося в Южный Кордофан в составе повстанческой группы Движение за справедливость и равенство (ДСР) для участия в боях против правительственных войск.

В этой связи данный инцидент имеет совершенно иное трактование, нежели чем простая выходка «городского сумасшедшего». Вполне возможно, что речь идет о попытке банальной мести. 8 ноября с.г. опубликован очередной доклад миссии ЮНАМИД, согласно которому в Северном Дарфуре 5 ноября произошел факт массового сексуального надругательства над более чем 200 женщинами племени фур, в качестве перемещенных лиц находившихся в лагере для беженцев. Инцидент произошел недалеко от местечка Табит, при этом нападавшие не были досконально идентифицированы. По оценке независимых экспертов, речь идет о лояльных суданскому правительству иррегулярных формированиях «джанджавидов» из арабского племени тунжур. Цель данного нападения, безусловно, необходимо искать прежде всего в политических мотивах, нежели чем просто в чистом криминале. Главная цель таких нападений – это вынудить беженцев наконец-то покинуть свои лагеря для перемещенных лиц и вернуться в места своего компактного исторического проживания на территории Дарфура. То, что речь идет о целенаправленной кампании, которой дирижируют суданские спецслужбы, сомнений мало. Месяц назад гораздо менее заметное, с точки зрения общественного резонанса, произошло аналогичное событие в лагере для беженцев Гарсила в Восточном Дарфуре. Несмотря на все официальные опровержения данного инцидента со стороны специального прокурора по Дарфуру Ясира Ахмеда Мухаммеда, весь район и подъезды к лагерю были оперативно блокированы подразделениями суданской армии. По данным ряда экспертов, он тайно получил приказ от министра юстиции Судана М.Дусса тщательно расследовать все обстоятельства случившегося и о результатах немедленно проинформировать его лично. Это ни в коей мере не исключает причастность официальных структур Судана к этому эпизоду, просто военные и спецслужбисты зачастую действуют в Дарфуре без всякой оглядки на центральные власти.

Вытеснение таким грубым образом беженцев из лагерей принято на вооружение суданскими властями сравнительно недавно. До этого власти старались использовать другую тактику: насаждать в лагерях влияние лояльной им группировки Движение за справедливость и освобождение под руководством нынешнего «главного администратора» всего Дарфура А.ас-Сиси. Но эта тактика к никакому реальному результату не привела. Тем не менее, лагеря для перемещенных лиц на сегодняшний день остаются основными «тыловыми базами» для повстанцев из Суданского освободительного движения (СОД)-Нура. Через них идет снабжение партизанских отрядов продовольствием и топливом, в лагерях отдыхают повстанцы и вербуются новые боевики. Все попытки Хартума добиться закрытия этих лагерей под предлогом «стабилизации ситуации в Дарфуре» наталкиваются на противодействие руководства ЮНАМИД, оправдывающего тем самым свое присутствие в этой части Судана.

События в Табите дали повод суданской оппозиции вновь поднять голову. В частности, один из «записных» критиков и антагонистов Хартума сопредседатель Суданского народно-освободительного движения (СНОД)-Север Я.Арман решительно осудил случившееся и пошел дальше. Он провел параллели с аналогичными эпизодами в Ираке и фактами насилия со стороны боевиков «Исламского государства» (ИГ) в отношении курдского населения. Отсюда следует вывод о том, что в Дарфуре действовали «их последователи». Это конечно попытка выдать желаемое за действительное, и тем самым вновь замазать суданский режим в самых страшных грехах. Я.Арман всегда «оживляется», когда намечается очередное сближение между Джубой и Хартумом. Визит, пока еще, президента Южного Судана С.Киира в Хартум на прошлой неделе и его встреча с президентом Судана О.аль-Баширом как раз событие из этого ряда. С.Киир, чье политическое будущее сейчас висит «на волоске» в силу крайнего разочарования в отношении проводимой им политики со стороны не только Запада, но и ранее союзников в лице Уганды и Кении, сейчас спешно ищет выход из тупика. Прежде всего, международные игроки раздражены его политикой на внутреннем векторе, а также неспособностью договориться о разделе власти со своими некогда союзниками по освободительному движению в лице повстанцев-нуэр. Часть его близких сторонников уже находятся под реальной угрозой санкций со стороны США и ЕС. Есть все основания полагать, что и сам С.Киир находится под реальной угрозой скорого судебного разбирательства. В этой связи ему принципиально важно как можно быстрее найти компромисс с Хартумом по вопросу скорейшего возобновления транзита нефти с южносуданских месторождений в Порт-Судан. Это даст ему возможность вновь наладить механизм лояльности со стороны местных племенных элит и властей, для чего в первую очередь необходимы финансы. Хотя его блиц-визит и был назван в официальных пресс-релизах «прорывным», но до окончательного решения вопроса экспорта углеводородов еще далеко. Все козыри сейчас на руках у суданских властей, ожидающих скорых поставок газа из Катара, а значит и более спокойных в выработке тактики и стратегии в рамках проходящих консультаций. То есть, существуют все предпосылки для того, чтобы спокойно дожимать Джубу на наиболее выгодные для себя условия.

Возвращаясь к произошедшему в Дарфуре, отметим, что нынешний инцидент, безусловно, способен серьезно подпортить и так далеко не блестящую репутацию Хартума на международной арене. По крайней мере, Вашингтон и Брюссель уже настаивают на скорейшем расследовании с привлечением миссии ЮНАМИД, грозя в противном случае продолжением политики экономических санкций.

52.21MB | MySQL:103 | 0,774sec