О реальном сотрудничестве США с Ираном и Сирией против «Исламского государства»

Как мы уже сообщали ранее, Вашингтон, несмотря на все свои официальные заявления о «невозможности любых форм сотрудничества США с Ираном и Сирией в формате антитеррористической коалиции против боевиков «Исламского государства» (ИГ), уже фактически такую кооперацию начал и довольно успешно осуществляет. А самым ярким ее проявлением на сегодняшний момент является переброска иранского вооружения и боеприпасов из Эрбиля в сирийский город Кобани посредством транспортных самолетов ВВС США. По некоторым данным, такое же сотрудничество уже налажено между американскими и иранскими военными непосредственно в самом Ираке. В частности распределения «зон ответственности» по прикрытию Багдада и налаживанию боевого слаживания между военно-воздушными силами двух стран. Иранские летчики пилотируют иракские самолеты и вертолеты, еще оставшиеся со времен С.Хусейна, а также шесть своих самолетов фронтовой авиации СУ-25, переброшенные на одну из военных баз под Багдадом еще до начала американских бомбардировок.

В этой связи начинается зондирование позиций для установления достаточно конструктивных отношений и с Дамаском. Именно конструктивных, поскольку совершенно очевидно, что без косвенного сотрудничества с Дамаском и Тегераном наращивать антитеррористические усилия «на земле» будет в крайней степени затруднительно, если вообще возможно. Иракская армия в ее нынешнем исполнении  представляет собой зрелище удручающее, а курдские пешмерга заточены под партизанскую войну исключительно на территориях традиционного проживания курдов. Излишне говорить, что жесткой официальной линией Вашингтона все это время был отказ от любых контактов с режимом Б.Асада. Американцы, тем не менее, приняли решение об открытии своего посольства в пригороде сирийской столицы Абу Руманех, законсервированного с февраля 2012 года при формальном сохранении дипломатических отношений между двумя государствами. Интересы США все это время представляло диппредставительство Чехии. В настоящее время Госдепартамент США без лишней помпы и афиши начинает подбор логистических компаний, которые могли бы выполнить задачи по транспортировке грузов (как принадлежащих посольству, так и личных вещей дипломатов) из любого морского порта Сирии до здания диппредставительства. При этом с сирийскими властями как через чехов в самом Дамаске, так и на уровне прямых контактов в странах Европы начались интенсивные консультации в отношении обеспечения надежной охраны этих перевозок. Оговаривается также и присутствие в Дамаске усиленного подразделения морской пехоты США для охраны диппредставительства. По данным ряда экспертов, на базе посольства планируется развернуть также усиленный пост радиоразведки АНБ. Эксперты расценивают этот шаг Вашингтона как установление канала постоянных контактов с сирийским правительством в рамках выработки совместных действий по противодействию экспансии отрядов ИГ в Сирии. Именно это считается в Белом доме самой приоритетной задачей на сегодняшний момент времени. И ради решения этой задачи он готов чисто тактически (по крайней мере, в отношении режима Б.Асада) идти на сотрудничество с Ираном и Сирией, никак это официально не подтверждая. Контакты с сирийцами также были простимулированы иранцами, которые уделяют большое значение возвращению посольства США в Дамаск и акцентируют на постоянной основе необходимость сотрудничества с режимом Б.Асада в рамках борьбы с исламистами. Кстати, именно об этом несколько раз заявляла и Москва, и не только по отношению к теме ИГ, но и в пакете с решением сирийского кризиса. Без Ирана урегулирование ситуации в Сирии вряд ли возможно. Вашингтон вначале от этого предложения категорически отказывался, а теперь вынужден эту тему срочным образом реанимировать. Но уже с большими трудностями и стараясь лишний раз не афишировать это решение.

Вторым моментом, который вынуждает США усиливать свое непосредственное присутствие в Дамаске, является крайний дефицит разведывательной информации о событиях, происходящих непосредственно в Сирии. Американцы «по старой привычке» долгое время получали информацию по каналам партнерских связей, прежде всего от Турции, Иордании и КСА. Понятно, что ее ангажированность зашкаливала за все разумные пределы. В результате Вашингтон едва избежал ввязывания в очередную авантюру, когда по наводке Анкары и Эр-Рияда собирался бомбить сирийские цели якобы за применение химического оружия режимом Асада. Теперь «на кону» проведение сухопутной операции против боевиков ИГ, без которой, как сходится в едином мнении все экспертное сообщество, нанести решающее поражение путем выбивания их отрядов из крупных городов и нефтяных месторождений, нереально. Понятно, что Пентагону и Белому дому очень не хочется вновь вводить американские войска в Ирак. Это противоречило бы общей внешнеполитической концепции Б.Обамы, провозгласившего одной из главных целей своего президентства вывод американских войск из всех зон «локальных конфликтов». Отсюда поиск компромисса, т.е. страны или группы стран, которые готовы предоставить свои войска для проведения сухопутной операции. При воздушной поддержке США и остальных членов НАТО. Пока таких кандидатов нет, особенно в отношении Ирака. Отсюда естественный разворот как в сторону Ирана, который не колеблясь введет свои войска (и уже частично ввел) в Ирак в случае реальной угрозы стабильности нынешнего иракского режима, так и Дамаска, на данный момент являющийся, наряду с курдами, единственной «светской» силой, которая противостоит отрядам исламистов. И до той поры, пока США и их союзники не создадут «светский» сегмент вооруженной сирийской оппозиции, способной стать реальным противовесом ИГ. Но до этого очень далеко, если вообще возможно.

52.28MB | MySQL:105 | 1,096sec