Где находится Палестина или на каком юридическом основании израильтяне претендуют на всю территорию к западу от р.Иордан

Новая волна арабского террора в Израиле и на Западном берегу р.Иордан (в Иудее и Самарии, пользуясь израильской терминологией) уже заставила многих (как арабов, так и евреев) заговорить о начале третьей интифады. Международное сообщество (несмотря на напряженность в отношения между Западом и Россией в связи с войной на Украине) практически единодушно осуждает расширение израильских поселений на Западном берегу (включая восточную часть Иерусалима, которая с точки зрения израильского законодательства является частью столицы Государства Израиль) и даже сам факт их существования. Сообщение о том, что израильское правительство объявило тендер на постройку нескольких сотен единиц жилья или на прокладку шоссе, вызывает в СМИ едва ли не больший интерес, чем сообщения о геноциде иракских езидов или об обезглавливании очередного заложника «Исламского государства».

Нельзя сказать, что Израиль полностью игнорирует международное давление. Маленькое еврейское государство не может себе этого позволить. Более того, в самом Израиле есть активные противники расширения израильских поселений на Западном берегу, которые протестуют против  такого расширения и даже призывают международную общественность оказывать давление на правительство их собственного государства, чтобы заставить его изменить свою политику. Израиль вынужден считаться с этим внешним (и отчасти внутренним) давлением, и он считается с ним. Но лишь до определенного предела. Потом что на протяжении уже почти полувека, прошедшего со времен Шестидневной войны 1967 года, демографическая ситуация на Западном берегу продолжает медленно, но неуклонно изменяться в пользу израильтян. Если до июня 1967 года в этих районах совсем не было евреев (если не считать нескольких сотен самаритян в Наблусе), то на сегодняшний день, несмотря на впечатляющий численный прирост арабов, израильтяне составляют порядка 20 % населения Иудеи и Самарии и не менее половины населения Восточного Иерусалима.  Этому не смогли помешать ни непрекращающееся международное давление, ни арабский террор (в том числе две интифады). Не остановит рост израильских поселений и третья интифада (если нынешняя волна террора действительно представляет собой начало интифады).

Может сложиться впечатление, что израильтяне словно бы живут в своей собственной реальности, что позволяет им, по выражению советской и арабской пропаганды «грубо попирать нормы международного права», руководствуясь известным высказыванием Давида Бен-Гурион: «УМ – шмум», что может быть вольно переведено на русский язык, как «Подумаешь ООН!» И, действительно, израильтяне ведут полемику по данной проблеме, скорее между собой, чем с внешним миром, стремясь достигнуть некой единой платформы, которая позволила бы им действовать в направлении превращения Западного берега в неотъемлемую часть суверенной территории Государства Израиль. Они делают это по сути с полной уверенностью, что слова основоположника сионизма Теодора Герцля «Если вы захотите, это не будет сказкой», ставшие основой для возрождения еврейской государственности в ХХ веке, сработают и в данном случае.

Следует иметь в виду, что основная внутренняя полемика в Израиле идет не по вопросу о праве евреев на всю территорию между Иорданом и Средиземным море. В историческом контексте по этому вопросу существует практически полный консенсус. Полемика ведется вокруг двух вопросов:

1.Что делать с правом на национальное самоопределение арабов, уже давно поселившихся на исторически еврейских землях и считающих их своими?

2.Насколько целесообразно с точки зрения сохранения Израиля как еврейского и демократического государства аннексировать территории Иудеи и Самарии с многочисленным и нелояльным по отношению к нему нееврейским населением?

Долгое время в Израиле превалировали сторонники исторического компромисса с арабами, считавшие необходимым разделить территорию между рекой Иордан и Средиземным морем на два национальных государства – еврейское и арабское. Однако результаты продолжавшихся десятки лет попыток достичь такого компромисса не привели ни к чему. В этой связи в современном Израиле все более заметно превалирование сторонников аннексии (поэтапной или единовременной) Западного берега. Сторонники формулы «два государства для двух народов» все более маргинализируются.

Какова юридическая логика сторонников аннексии? В отличие от исторических прав еврейского народа на Эрец-Исраэль (Землю Израиля), она базируется отнюдь не на библейских и археологических источниках, а не юридических документах конца Первой мировой войны и начала 20-х годов прошлого века. Признание политических прав еврейского народа на Эрец-Исраэль (Палестину, в европейской терминологии), содержится в «Декларации Бальфура», официального письма, направленного 2 ноября 1917 года британским министром иностранных дел графом Артуром Джеймсом Бальфуром Сионистской федерации Великобритании при посредничестве представителя британской еврейской общины лорда Лайонела Уолтера Ротшильда. В декларации в частности было сказано: «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели». Готовность Великобритании  признать и поддержать политические права евреев на свою историческую родину была вызвана активной военной поддержкой, оказанной сионистским движением британской армии в борьбе против Османской империи, в состав которой входила в то время Эрец-Исраэль (еврейские воинские части сражались против турок на Галиполийском и на Палестинском фронте, а в самой Палестине действовало пробританское еврейское подполье НИЛИ), а также стремлением побудить американскую еврейскую общину оказать давление на правительство США с целью добиться от него вступления в Первую мировую войну на стороне Антанты.

«Декларация Бальфура» была положена в основу решения Лиги Наций о вручении мандата на управление Палестиной Великобритании. В тексте мандата было прямо сказано о создании в Палестине «еврейского национального очага» (“Jewish National Home”). Так на карте современного мира появилась новая политическая единица – Палестина (де-факто 1 июля 1920 года, де-юре – 11 сентября 1922 года), именовавшаяся на иврите, ставшим одним из ее официальных языков (наряду с английским и арабским). «Палестина – Эрец-Исраэль». Парижская мирная конференция держав-победительниц (18 января 1919 – 21 января 1920 г.), на которой был принят устав Лиги Наций, определила границы Палестины, в состав которой входили территории современных Израиля, Западного берега и Иордании. Вся эта территория рассматривалась в качестве территории еврейского национального очага, и на всей этой территории иврит был одним из трех официальных языков.  При этом за пределами подмандатной Палестины, а соответственно и еврейского национального очага, оказалась значительная часть исторической территории Эрец-Исраэль, вошедшая в состав французской подмандатной Сирии. В первую очередь речь идет об обширных территориях исторического района Башан (Вассан – в синодальном переводе Библии), включавшего в себя современные сирийские мухафазы Деръа и Ас-Сувейда, а также Голанские высоты, перешедшие под контроль Израиля в результате Шестидневной войны 1967 года. На основании исторических прав (в прошлом эти земли входили в состав надела колена Манассии и оставались под еврейским политическим контролем вплоть до смерти последнего иудейского царя Агриппы II около 100 г. н.э.) сионистское движение претендовало на земли Башана и основывало здесь еврейские поселения еще в конце XIX в. В результате решений Парижской конференции еврейская поселенческая активность на Башане была свернута, а в 1947 году принадлежавшие евреям земли Башана были конфискованы Сирией.

Однако это был не последний раздел исторической территории Эрец-Исраэль между евреями и арабами. В мае 1923 года от подмандатной Палестины была отделена ее большая часть – Заиорданье, ставшая подконтрольным британцам отдельным Эмиратом Трансиордания, ныне известным как Иорданское Хашимитское Королевство . Эта часть Палестины (70 % изначальной территории подмандатной Палестины) была исключена из еврейского национального очага и оказалась под полным арабским контролем, в результате чего малочисленное еврейское население, проживавшее там, исчезло полностью. Заиорданье, прежде всего, его западная часть, известная в еврейской традиции, как Гилеад, было заселено евреями еще в библейские времена (наделы колен Гада и Рувима и часть надела колена Манассии) и оставалось под еврейским политическим контролем вплоть до поражения первого Великого восстания против Рима в 66 – 73 гг. н.э. Здесь сохранились многочисленные еврейские археологические памятники, в том числе, развалины упоминаемой в «Записках об Иудейской войне» Иосифа Флавия крепости Михвар, ставшей одним из последних оплотов еврейских повстанцев. Есть здесь и святые места иудаизма, прежде всего, гробница первосвященника Аарона.  Символом борьбы за возвращение Заиорданья в состав еврейского национального очага стали сроки из стихотворения «Левый берег Иордана», написанного лидером и идеологом ревизионистов Владимиром (Зеевом) Жаботинским: «Два берега у Иордана. Этот наш, и тот тоже наш». Однако сионисты потерпели поражение в этой борьбе, и второй раздел Палестины стал свершившимся фактом.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о третьем разделе Палестины, точнее того, что от нее осталось после первых двух разделов, небольшой (размером с половину Московской области) территории между Иорданом и Средиземным морем. Согласно этому решению, территория подмандатной Палестины должна была быть разделена между еврейским государством, арабским государством и международной зоной под управлением ООН, включающей в себя Иерусалим и Вифлеем. Евреи согласились с этим решением, арабы его отвергли, полностью отрицая право еврейского народа на национальное самоопределение и независимость, хотя бы на части его исторической родины.  Результатом стала война 1947-1949 гг., известная в израильской истории, как Война за Независимость,  а в арабской истории, как «Накба», т.е. «Катастрофа». Еврейское государство возникло, но его границы (за исключением границы Ливаном и на тот момент отчасти с Египтом и с Сирией) были не международно-признанными границами, а линиями прекращения огня. Большая часть территории, предназначавшейся для палестинского арабского государства, была оккупирована Трансиорданией (впоследствии – Иордания) и Египтом, меньшая часть – вошла в состав еврейского государства. Большая часть предполагавшейся международной зоны Иерусалима-Вифлеема была захвачена Трансиорданией, меньшая часть – стала столицей Государства Израиль. Сирия и Трансиордания захватили и небольшие территории, предназначавшиеся решением ООН для еврейского государства. В 1950 году Трансиордания (в отличие от Египта) аннексировала захваченные ею палестинские территории. Палестинское арабское государство так и не было создано, хотя все территории, на которых его сейчас требуют создать (Западный Берег, Восточный Иерусалим и сектор Газы) находились под полным арабским контролем. Арабы открыто добивались не создания палестинского арабского государства, а уничтожения еврейского государства.

В ходе Шестидневной войны 1967 года, которую в Израиле рассматривают как превентивную оборонительную войну, под контролем Израиля оказалась вся территория бывшей подмандатной Палестины, какой она была на момент решения Генеральной Ассамблеи ООН о разделе от 29 ноября 1947 года. На протяжении многих лет Иордания продолжала рассматривать ранее аннексированные ею территории в качестве своих, но затем, в 1988 году король Хусейн официально отказалась от претензий на них. Возникла ситуация, при которой Западный берег контролируется Израилем, но не является оккупированной частью того или иного государства. Палестинское арабское государство не существовало никогда, несмотря на то, что заявления о его провозглашении делались неоднократно. Именно эта ситуация позволяет израильтянам трактовать юридический статус Западного берега реки Иордан в целом и статус расположенных на нем еврейских поселений принципиально иначе, чем это делается арабами, большей частью государств Запада и Россией. Согласно израильской трактовке термин «оккупированные территории» неприменим к Западному берегу (Иудее и Самарии), не говоря уже о Восточном Иерусалиме. Осознание того, что еврейский народ имеет несомненное историческое право на эти территории и что он уже неоднократно шел на компромиссы, отказываясь от частей своей исторической родины ради удовлетворения национальных чаяний арабов и достижения с ними мира, дает сторонникам аннексии Иудеи и Самарию уверенность в своем моральном праве на такой шаг, однако не оно является его юридическим обоснованием.

52.26MB | MySQL:103 | 0,423sec