Что стоит за сотрудничеством Египта и Южного Судана в водной сфере

21 ноября с.г. Египет и Южный Судан подписали соглашение о техническом и промышленном развитии в области водных ресурсов. Это произошло по итогам переговоров президента АРЕ А.Ф.ас-Сисси и его южносуданского коллеги С.Киира, который находился в Каире с официальным визитом. Обе страны согласились провести процедуру инаугурации десяти водных проектов в Южном Судане на сумму 26.6 млн долларов США, которые египетская сторона передает южносуданцам в качестве гранта. Министр водных ресурсов АРЕ Хассам Магхази заявил после подписания соглашения, что контракты подразумевают серьезное развитие базы для сотрудничества в водной сфере, заложенное подписанием меморандумов о взаимопонимании 2006 года и 2011 годов. Он также подтвердил готовность еще раз рассмотреть заявки Джубы о приоритетных направлениях сотрудничества в области ирригации, особенно в части, касающейся обучения и тренировки персонала. Первый из заявленных проектов должен стартовать уже в следующем году. Он предусматривает работы по очистке бассейна Нила в штате Бахр Аль-Газали и строительства причального дока, что обойдется египтянам в 11.1 долларов США. Кроме того, египетские инженерные компании должны будут пробурить и технически оснастить семнадцать скважин для получения питьевой воды (сумма контракта – 6 млн долларов США). Оборудование для первых четырех скважин должны быть доставлены в Джубу уже в начале января с.г. Каир также должен выделить один миллион долларов на подготовку технического и экономического обоснования строительства многопрофильной плотины на реке Вау. Оно будет включать в себя все исследования, дизайн, проект строительства ГЭС, которое должно быть подготовлено и презентовано в январе следующего года в Джубе. Еще один проект предусматривает основание научной лаборатории по анализу воды и мониторингу уровня воды в Ниле. Сюда же входит строительство насосных станций для снабжения населения водой, прежде всего, в объемах, необходимых для орошения полей.

По неофициальным данным, во время переговоров была достигнута договоренность и еще по нескольким темам. Предусмотрено создание специального технического органа для проведения периодических консультаций «по вопросам, представляющим взаимный интерес», включающие в себя темы технического сотрудничества. На него также будут возложены функции по аккумулированию всех получаемых данных в отношении развития и управления водными ресурсами, мониторинга состояния экосистемы, демографии, состояния рыбных ресурсов, изменения климата, а также выработка планов перспективного развития водного хозяйства. В будущем этот орган должен трансформироваться в полноценную комиссию по техническому сотрудничеству по водным ресурсам Нила, наподобие той, которая была образована недавно между Хартумом и Каиром.

Таким образом, египетское руководство продолжает осуществлять свою программу противодействия планам строительства Большой плотины на Голубом Ниле, планируемого Эфиопией. Заметим, что в случае реализации проекта строительства резко снизится сезонный водосброс в АРЕ, что сразу же негативным образом скажется на темпах ирригации и, соответственно, уровне урожайности. Для АРЕ – это вопрос экономической и политической устойчивости нынешнего режима. Иными словами, за этим следует автоматическая ревизия договора 1902 года о квотах на водосброс Нила, который был заключен при патронаже Великобритании. В качестве контрмер применяется политика дипломатического диалога непосредственно с Аддис-Абебой с целью затягивания процедур согласования технического и экономического характера. В этой связи образован целый комитет по выработке мер «о сближении позиций сторон». Судя по всему, эта схема долго существовать не в состоянии, поскольку эфиопское руководство начинает терять терпение и установило конечный срок проведения всех согласований на осень следующего года. В этой ситуации Каир задействует механизм сепаратных договоренностей с разными государствами бассейна Нила с целью расколоть единый фронт, выступающий за строительство Большой плотины. Этот вопрос принципиально важен, поскольку для Эфиопии чувствительна тема солидарной позиции «нильской шестерки» по строительству. В этой связи Каир начинает заигрывание, прежде всего, с Суданом и Южным Суданом.

Сначала в ноябре с.г. по настоятельным просьбам египетской стороны организован визит президента Судана О.аль-Башира в Каир, в процессе которого достигнуты договоренности, в том числе и по ряду экономических проектов в дельте Нила. И, прежде всего, в области сельского хозяйства, что для суданской стороны актуально. Плюс ко всему, египтяне заинтересованы в использовании посевных площадей в Судане для организации экспорта в АРЕ. Сразу же после этого последовал нынешний визит С.Киира в Каир. Таким образом, Каир взял курс на отрыв (в первую очередь за экономические преференции, зачастую безвозмездные) «суданского» анклава от блока остальных государств Центральной Африки, что теоретически может продлить срок «согласования» всех технических деталей с Аддис-Абебой еще на неопределенный срок. Хартум эту линию поведения египтян уловил, поэтому явно старается торговаться, склоняясь то в одну сторону, то в другую. Так, в частности, сначала он обещает Каиру всяческую поддержку «его позиции» по Большой плотине, а затем суданские эмиссары проводят консультации и убеждают премьер-министра Эфиопии Х.Десаленя в поддержке проекта строительства. Тем самым, Хартум выгадывает для себя не только чисто материальные выгоды, но и заручается поддержкой двух этих ключевых региональных государств в Африканском союзе, где периодически обсуждается т.н. «суданское досье»: кризис в Дарфуре и внутрисуданское урегулирование. Представляется, что Джуба также пойдет по этому пути и постарается заручиться поддержкой АРЕ в вопросах своего диалога с повстанцами-нуэр о будущем административном устройстве Южного Судана. Эта тема также всегда остро стоит на повестке дня Афросоюза, играющего в данном случае роль посредника.

«Силовой» вариант препятствия строительству Большой плотины со стороны АРЕ, о котором активно говорили еще некоторое время назад, видимо, пока вновь откладывается как самый крайний вариант. Тем более, что у Египта после отказа Эритреи участвовать в такого рода «проекте», не так много способов реально это осуществить.

52.23MB | MySQL:103 | 0,594sec