Образовательный экспорт Великобритании в регионе Ближнего Востока

Высшее образование, как и значительный пласт среднего образования на Ближнем Востоке, были в большой степени сформированы британским колониализмом. Колониальные державы (Франция, Великобритания) стремились построить образовательные системы, которые в основном служили французским и британским интересам, а не местным интересам региона. Европейцы разработали нормативы обязательного образования, однако их главный интерес состоял в том, чтобы образовательная система способствовала поддержанию европейского контроля над регионом. Немногочисленные местные элиты получали образование в европейских школах, однако главной целью колониальных держав являлось формирование лояльных кадров местных элит, которые облегчали контроль и развитие колониальной системы.

Сегодня эпоха, когда почти все арабские элиты получали своё образование в Соединенных Штатах и Западной Европе, заканчивается. В арабском мире возникает понимание необходимости получения образования в их родных странах в условиях, когда доходы от продажи нефти могут начать снижаться и когда арабские элиты признают, что высококвалифицированная внутренняя рабочая сила является одним из требований для работы в глобализирующемся мире.

В последние годы ближневосточные элиты и правительства реализуют задачу обеспечения местного высшего образования и приступили к работе над проектами, в которых британские школы и университеты становятся важными участниками. Группа государств в регионе Персидского залива: Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и Оман в прошлом десятилетии вложили миллиарды долларов в развитие новых университетов. И хотя данные опросов показывают отрицательную оценку арабской общественности англо-американской внешней политики, популярность высшего образования остаётся высокой, а образование «по-британски» в арабском мире признаётся лучшей формой высшего образования для всех возрастов населения и имеет широкое распространения. Арабские семьи всегда были готовы платить большую цену за получение лучшего высшего образования для поднятия своего социального статуса. Острая конкуренция новых местных школ и университетов англо-американского стиля сегодня способствует удерживанию студентов ближневосточного региона на родине и получению образования на месте вместо того, чтобы уезжать за ним в Великобританию и США.

Правительство Великобритании на своём официальном сайте сообщает о введении в действие добровольной системы инспекций зарубежных школ и высших учебных заведений с целью обеспечения учеников и студентов навыками и квалификацией аналогичным британской системе образования. Число британских школ, колледжей и университетов, которые установили партнёрские отношения с арабским миром, весьма велико, и они охватывают, как государственные, так и частные учреждения.

Приведём список наиболее значимых образовательных учреждений.

Британские школы на Ближнем Востоке. British schools in the Middle East (BSME). 80 британских школ расположены во многих арабских странах: Саудовская Аравия, Кувейт, Египет, Объединённые Арабские Эмираты, Султанат Оман, Катар, Иордания, Йемен, Бахрейн. Возрастная категория детей в этих школах от 2 до 18 лет, официальный язык – английский. Администрация и преподавательский состав – квалифицированные педагоги из Лондона, Уэльса, Бирмингема, Эдинбурга, Манчестера и Ливерпуля.

Совет британских международных школ Council of British International Schools (COBIS): страны-сотрудники на Ближнем Востоке: Египет (6 школ в Александрии и Каире), Кувейт (школа в Эль Кувейте), Катар (1 колледж и 2 английские школы в Дохе), Ливия (2 школы в Бенгази и Мисурате), Марокко (школа младшего возраста от 2 до 6 лет в Касабланке), Оман (школа от 2 до 6 лет в Маскате), Тунис (школа от 2 до 6 лет в Тунисе), Объединённые Арабские Эмираты (5 учебных учреждений, из них 2 школы и 3 колледжа в Фудржейра, Абу Даби, Дубаи).

Лондонская школа бизнеса London Business School (LBS) – была создана для разработки передового опыта в коммерческом образовании. Школа бизнеса глобальна с точки зрения академического сотрудничества с другими государствами, например: с США, Европой, Китаем, Индией, Колумбией и Гонконгом. В 2006 году Лондонская школа создала программы международного обмена, а также магистерские программы обмена по финансовым исследованиям.

Британский Университет в Дубаи (англ. British University in Dubai (BUiD, араб. الجامعة البريطانية في دبي), был основан в 2004 и является первым ближневосточным университетом последипломного образования (аспирантура). Университет имеет партнёрские отношения с университетами Эдинбурга, Манчестера, Бирмингема, Кардиффа и Королевского колледжа в Лондоне.

Университет Миддлсекс в Дубаи (анг. Middlesex University in Dubai) – первое зарубежное отделение университета Миддлсекс в Дубаи было открыто в январе 2005 года, создателем этого учреждения стал всемирно популярный университет Миддлсекс в Лондоне, получивший награды трёх Королев, известен ещё с 1878 года. Отделение в Дубаи обучает как студентов, так и аспирантов и предлагает различные студенческие направления по специальности: бухгалтерский учёт, финансы, бизнес и управление, программирование, маркетинг, СМИ и коммуникации, психология, социология и международное управление туризмом. Университет также проводит профессиональные краткие курсы, последипломного образования в большом разнообразии предметных областей. Студенты и аспиранты получают дипломы британской квалификации, признанные на международном уровне, а также имеют возможность обучаться по программе обмена в Лондоне.

Отделение университета Хериот-Уотт в Дубаи (англ. Heriot-Watt University Dubai Campus) даёт возможность арабским студентам и аспирантам в пределах лёгкой досягаемости получить высококачественное британское образование. Университет Хериот-Уотт в Дубаи имеет установленную репутацию мирового уровня передовых исследований в торгово-промышленной деятельности. В отделении университета в Дубаи изучаются следующие дисциплины: разработка нефти, управление строительными проектами, управление энергоресурсами, информационные технологии.

Университет Болтон в ОАЭ (англ. University of Bolton Ras al Khaimah (RAK) Campus in the United Arab) – ещё одно отделение сетей университетов Великобритании в аравийских монархиях. Иностранные студенты данного ВУЗа становится полноправными членами сообщества британского университета, и получают образование в соответствии с международными правилами университетов Великобритании. Специальности, представленные университетом: управление бизнесом в области маркетинга, управление персоналом, бухгалтерский учёт, гражданское строительство, коммерческий менеджмент, машиностроение.

Лондонская школа экономики (англ. Itm London school of economics) – обширная образовательная сеть университетов, имеющая филиалы и отделения по всему Ближнему Востоку, предлагает широкий диапазон студенческих и аспирантских исследований в общественных и экономических науках. Лондонская школа экономики связывает сообщества университетов во всем мире деятельностью в диапазоне от формальных академических партнёрств до консультативной работы с правительствами и международными организациями.

Школа бизнеса Стратклайд (Strathclyde Business School) заключила ряд международных образовательных соглашений с ведущими университетами по специальности бизнес, в частности, с ближневосточным регионом (ОАЭ, Бахрейн, Оман). Школа бизнеса предусматривает двустороннее обучение, программы обмена студентов, аспирантов и преподавателей, а также возможность трудоустройства в регионах, где действует система Стартклайд.

Школа востоковедения и африканских исследований (англ. School of Oriental and African Studies) – лондонский университет, специализирующийся на изучении Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Филиалы и отделения школы востоковедения и африканских учений открыты в Израиле, Иордании, Бахрейне, Омане, Пакистане, ОАЭ. Университет предусматривает бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, а также возможность трудоустройства в Великобритании.

Британский Университет в Египте (англ. British University in Egypt, араб. الجامعة البريطانية في مصر) сотрудничает с прогрессивными британскими высшими и средними учебными учреждениями. Партнёрство Британского университета в Египте с Университетом Лафборо (Loughborough University) (LU) организовано с момента основания университета в Египте в сентябре 2005 г. Основные сферы научного сотрудничества: обмен в области делового администрирования, экономики, политологии, информатики и вычислительных наук.

Британский Университет в Египте также заключил соглашение с медицинским колледжем имени Маргарет Тэтчер в Шотландии. Общая цель данного проекта заключается в предоставлении медсёстрам среднего медицинского образования, соответствующего международному уровню, а также возможности трудоустройства в Великобритании.

London South Bank University и Британский университет в Египте заключили соглашение о создании академического партнёрства в сфере поддержки предпринимательства. В программах предусмотрены: бакалавриат, магистратура в сфере бизнеса, экономики, политологии, программы в массовой коммуникации. В сентябре 2014 года в университете запланировано появление новой программы строительной инженерии и менеджмента. Квалифицированные студенты, имеют право на обучение за рубежом или принимать участие в программах обмена. Кроме того, данное сотрудничество предусматривает обмен преподавателями. Важными аспектами сотрудничества между этими университетами являются совместные международные исследования и корпоративные проекты по решению глобальных проблем.

Как можно видеть из приведённых данных, Великобритания выстроила на Ближнем Востоке обширную сеть учебных заведений и таким образом обеспечивает проведение части своей политики в данном регионе. Однако известно, что и другие крупные страны имеют в регионе Ближнего Востока университеты.

Например, США имеют в регионе следующие университеты: American University in the Emirates (предпринимательство); Michigan State University направление (юриспруденция); American University of Sharjah (менеджмент, администрирование, инженерные специальности, финансы); HULT International Business School (предпринимательство); New York Institute of Technology (медицина, инженерные специальности, искусство, менеджмент); Preston University Ajman (менеджмент); American University in Dubai (точные и гуманитарные науки); The American University of the Middle East (предпринимательство, бухгалтерский учёт, менеджмент, инженерные специальности); Boston University Institute for Dental Research (стоматология); Masdar Institute of Science and Technology (инженерные специальности); Harvard Medical School Dubai Centre (медицина); Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health (медицина).

Для сравнения размеров международного образовательного экспорта в регионе Ближнего Востока приведём следующую таблицу:

Образовательный экспорт в регион Ближнего Востока (млрд долл.) [1]

image001

Из этих данных можно видеть, что Великобритания находится на лидирующих позициях и существенно опережает все другие страны, кроме США, однако если проанализировать приведенные данные совместно с данными о ВВП США – 16,8 трлн долл. и Великобритании – 2,5 трлн долл. (по данным Всемирного банка на 2013 год) [2], то получится разница в ВВП почти в 7 раз. Если при такой разнице в валовом внутреннем продукте Великобритания по экспорту образования стоит на равных с США, это значит, что она действует в 7 раз эффективнее в сфере проникновения на Ближний Восток через сферу образования, чем США, тем более, если учесть фактор времени, а именно, что военные кампании США носили всегда временный и относительно краткосрочный характер и были направлены на разрушение, а Великобритания действует в сфере образования длительное время. Данный факт лишний раз подтверждает, что Великобритания использует мягкую силу своих многочисленных сетей, в том числе обширную образовательную сеть, для влияния на Ближний Восток, и делает это более эффективно, чем крупнейшая страна в мире – США, а это означает существенно большую эффективность метода мягкой силы и сетевых методов, чем методов военных и силовых, и Великобритания успешно применяет их на практике для своего доминирования в регионе Ближнего Востока.

  1. Higher Education in the UAE British Council ) [Electronic resource] – . http://www.britishcouncil.org/country_partnership_meeting_june_09_tne.ppt
  2. Gross domestic product 2013 [Electronic resource] – http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf

 

43.57MB | MySQL:94 | 1,102sec