«Джихад» в Европе и европейцы в «джихаде»

С большой долей вероятности можно утверждать, что численность мусульман в Западной Европе продолжает увеличиваться.

В 2010 году мусульмане составляли около 5 % всех жителей региона или почти 27 миллионов из более чем 536-миллионого населения. Уровень рождаемости среди исповедующих ислам  по-прежнему значительно выше, чем у коренных жителей. К 2030 году  по некоторым прогнозам, за счет прибывающих мигрантов  и естественного прироста,  мусульманское население вырастет на 44% до 38 миллионов человек или чуть менее 7% от общей численности населения.

В то время как общее количество сегодняшних европейских мусульман кажется относительно небольшим, их влияние значительно выше, чем можно было бы ожидать, поскольку они сосредоточены в странах, имеющих важное значение на мировой арене. В частности, рост мусульманского населения, как ожидается, будет наиболее высоким, в трех ведущих государствах НАТО: Великобритании, Франции и Германии, а также Бельгии, где находится штаб-квартира альянса. В Бельгии и Франции количество исповедующих ислам  достигнет к 2030 г., как ожидается, 10% населения.

При этом доля мусульман в крупных городах Западной Европы еще выше. В Лондоне они преобладают в районе Тауэр-Хэмлетс; в Париже Клиши су Буа; в Брюсселе, в коммуне Моленбек; в Берлине — районе Крауцберг,  г.Мальмё в Швеции, в Марселе во Франции, мусульмане составляют около четверти населения. Кроме того, доля молодежи среди них значительно выше, чему у коренных жителей.  По оценкам специалистов, эта тенденция не будет ослабевать, особенно в таких крупных городах, как Амстердам, Брюссель, Марсель или Стокгольм.

Мусульмане уже начали влиять на результаты выборов в европейских государствах. Их голоса сыграли важную роль на парламентских выборах в Великобритании в 2010 году. На президентских выборах во Франции  из  двух миллионов мусульман, которые участвовали в голосовании около 93 % (1,7 млн человек) отдали предпочтение Франсуа Олланду, который получил только на 1,1 миллиона голосов больше, чем бывший лидер страны  Николя Саркози. Бельгийский исследователь Феличе Дассетто отмечает, что инфраструктура, представленная мечетями и исламскими ассоциациями в Брюсселе привлекает политиков разных мастей, которые стремятся получить перед выборами симпатии мусульман. Партиям, которые идентифицируют себя как исламские до настоящего времени так и не удалось достичь значительного успеха на выборах, но эта ситуация может стать качественно иной уже в скором времени.

Изменение демографического климата уже влияет на количество и тип новобранцев армии крупнейших европейских стран. Учитывая сокращение населения «этнических немцев», Министерство обороны Германии уже признает, что «демографические изменения затрудняют призыв в бундесвер». Все громче слышны голоса тех, кто предлагает решать проблему за счет турецких мигрантов.  Другие задаются вопросом, как это будет реализовываться на практике.

Британские и французские военные заведения уже стремятся сформировать некую правовую базу для создания барьеров для призыва в армию мусульман, а также ограничения для их участия в различных военных операциях.  По мнению британского аналитика Шираза Махера, во время Первой мировой войны «британский  солдат-мусульманин оставался лояльным короне, несмотря на тот факт, что он боролся с Турцией — империей, которая была центром  халифата». При этом  мусульманские лидеры того времени смотрели на военные конфликты с политической точки зрения, не переводя их в религиозную плоскость.  Сегодня, заставить британских военнослужащих-мусульман воевать со своими единоверцами гораздо сложнее. В настоящее время, очень мало мусульман служит в британской армии: (0.2 процента в 2008 году, 0,3 процента в 2010 году).

Во Франции мусульмане приходят в армию большей частью из «исламских гетто» и далеки от «французских идеалов». Ситуацию обостряют такие инциденты, как отказ солдат-мусульман воевать в Афганистане в 2009 г., убийство военнослужащих магрибинского происхождения террористом Мухаммедом Мера в Тулузе в 2012 г. и нападение на солдата в Париже в 2013 г. Вопросы службы мусульман в вооруженных силах европейских государств являются одним из основных показателей лояльности к принимающему обществу и готовности разделять его ценности.

Европейские мусульмане являются выходцами из различных стран и носителями разных традиций. Одни ограничивают исповедание рамками частной жизни, другие — напротив обращаются к исламской традиции как способу оградить себя от «разрушительно влияния» западного образа жизни. Одни — вновь прибывшие, в то время как другие являются потомками второго или третьего поколения  иммигрантов. Некоторые являются европейцами принявшими  ислам. Несмотря на наличие такого «лоскутного одеяла», постепенно формируется общая модель поведения европейских мусульман. Второе, третье поколения мусульман восприимчивы к исламизму, как политической идеологии XX века, основанной  на религии, чья цель заключается в замене западных правовых систем исламским правом — шариатом.

По словам Али Кеттани, одного из первых мусульманских писателей, активно изучавших вопросы миграции мусульман в Европу, «мусульманские общины будут осуществлять переход от оборонительных позиций к распространению исламской религии за пределами диаспоры». В случае успеха такое сообщество будет постоянно увеличиваться и приобретать политический вес, а со временем большинство  населения государств Европы станет исповедовать ислам. Именно это обеспечит успех общины, сделает ее «успешным сообществом». Кеттани утверждает, что подобная стратегия станет  целью каждого «мусульманского меньшинства». Это идеологическая необходимость, без которой все присутствие общины будет неприемлемым. Он также призывает своих единоверцев, чтобы они не демонстрировали враждебность по отношению к немусульманам, а  стремились обратить их в ислам. Но этот прозелитизм, по мнению Кеттани, направлен не на духовное развитие европейцев, а на изменение политики принимающей страны по отношению к мусульманам.

Другими словами шариат, по мнению сторонников исламизации, должен заменить  законы западных государств. Это соответствует  видению духовного лидера Ассоциации «Братья-мусульмане» Ю.Аль-Кардауи. В частности, он утверждает, что «завоевание Запада  означает, что ислам вновь вернется в Европу. Но, должно ли это покорение быть осуществлено обязательно через войну? Существует такая вещь, как мирное завоевание,  которое  имеет основу в самой религии, и поэтому ислам усилится в  Европе не прибегая к мечу или боевым действиям. Это будет сделано посредством пропаганды и идеологии».

Результат такого «мирного завоевания» уже очевиден. Так, французское правительство опубликовало  список около 750 зон, в которых не рекомендуется появляться туристам и представителям других религий. В этих районах, по сути, законы республики не действуют. Вместе с тем в них проживает примерно пять миллионов мусульман. Подобные проблемы испытывает и Германия, где власти обратились к турецким правоохранительным органам за содействием в обеспечении безопасности и контроле за турецким населением в земле Северный Рейн-Вестфалия. В правительстве Нидерландов также указывают, что в крупных городах Голландии также имеется 40-50 таких опасных конгломератов.  В Соединенном Королевстве исламистский лидер Анджем Чоудари начал реализацию проекта по созданию эмирата, согласно которому в ряде  населенных пунктов должны быть отменены светские законы и введено шариатское законодательство.

Однако деятельность европейских исламистов не ограничивается только «мусульманскими кварталами» и  единоверцами. Они стремятся подчинить немусульманское окружение. Исламисты отстаивают требования о предоставлении  халяльной (разрешенной исламом) пищи в школах и тюрьмах, сегрегации в бассейнах, введении в расписание специальных часов для посещения женщин во время некоторых массовых мероприятий.

Блокирование улицы во время общественной молитвы — еще один шаг или скорее уступка исламистам во вопросе легитимной «геттоизации» районов с преобладанием мусульман. В период проведения общественных мероприятий мусульмане не пропускают на улицы представителей других религий.

В таких «островках ислама» царят другие законы, за пределами правового поля принимающей страны. Действующая в этих районах исламская «полиция нравственности» водит запрет на  потребление алкоголя.

Намечается тревожная тенденция плавной «передачи власти от государства к исламским меньшинствам». Власти нередко опасаются проводить более жесткие методы из опасений провоцирования волнений в мусульманских кварталах, которые могут перекинуться на другие районы европейских городов.

Британские суды неоднократно в 2012 и 2013 годах рассматривали дела о похищении девушек на улицах страны и обращении их в сексуальных рабынь.

Действительно по сообщениям прессы, улицы некоторых европейских городов, все чаще контролируется преступными группировками, состоящими из мусульман. Банды используют «запретные зоны» как удобное убежище или базу для проведения операций. Они нередко используют исламские лозунги и атрибутику, свойственную фундаменталистским группировкам, причем делают это по прагматичным соображениям. Как выразился один из членов британской банды, «реальность такова, что азиатские банды ничего не смыслят в религии, но, апеллируя к радикальной исламистской идеологии, они внушают  страх, а с ним  приходит власть».

Бывший исламист Мааджид Наваз, теперь глава британского аналитического центра по борьбе с экстремизмом Quilliam связывает усиление влияния радикальных исламистов в странах Европы с возрождением «Аль-Каиды» и джихадистов во многих странах, участием европейской молодежи в конфликтах в Ливии, Сирии, Ираке. В частности, в рядах радикальной группировки «Исламское государство» принимают участие из Австрии 90, Бельгии 400, Дании 84, Финляндии 20, Франции около 800, Германии 100, Италия 80, Люксембург 1, Нидерланды 210, Норвегия 60, Испания 95, Швеция 96, Швейцария 1, Великобритания 794 боевиков. По неофициальным данным, их намного больше. Европейцы, принимающие участие в боевых действиях в Сирии и Ираке, движимы различной мотивацией.

При объяснении причин участия и психологии воюющих на стороне ИГ боевиков религиозные основания не играют столь важной роли, как принято считать. На самом деле большинство из них не выполняет свой религиозный долг. Более того, их религиозные познания чрезвычайно скудны. В мае 2014 г. Юсуф Сарвар и Мохаммед Ахмед, которые родились и выросли в Великобритании, отправились в Сирию, чтобы присоединиться к радикальной исламистской группировке  «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) ( в настоящее время «Исламское государство» (ИГ)). В журнале New Republic, британский исследователь Мехди Хасан отмечает,  что  два молодых боевика заказали в интернете перед своим отъездом в Сирию книгу «Ислам для чайников» и «Коран для чайников», где упрощенно поясняются вопросы религии для тех, кто не имеет о ней ни малейшего представления. Именно на таких потребителей ориентирована пропаганда ИГ в Европе.  Это отчужденные и в культурном смысле изолированные люди.

Согласно западной литературе, около 30  процентов из них являются так называемыми «жаждущими мести», которые пытаясь дать выход своей неудовлетворенности, обвиняют в своих неудачах  внешние силы, которые якобы им мешают добиться успеха. Психоаналитик Хейнц Кохут называет такое состояние «нарциссическим гневом в совокупности с жаждой мести, которые помогают этим людям оправдать свою жестокость». Представители этого типа боевиков верят в то, что способны навести порядок в целом мире, а пропаганда «Аль-Каиды» ставит перед ним ясную цель и задает вектор движения. Среди принимающих участие в деятельности радикальных исламистов около 25 процентов составляют те, которые стремятся обратить на себя внимание. Исламофобия, расизм, недоверие принимающего общества укрепляют у них чувство отчужденности и бессилия. «Аль-Каида» гарантирует недовольным славу и уважение, которых им так не хватает. В рядах  «Исламского государства» значительная доля «желающих познать себя», которым никак не удается найти свое место под солнцем. В отличие от стремящихся заслужить общественное уважение (выделиться из толпы), люди этой категории хотели бы присоединиться к определенной организации. Им нужен каркас, правила и перспективы, которые открывает перед ними сам факт вхождения в группу, потому что если ты принадлежишь к той или иной группе, за тобой автоматически закрепляется определенная роль, которая отведена только тебе. Для этой категории  «Аль-Каида» является символом единства, своего рода клубом, в который хочется вступить. Идеология «Аль-Каиды» подразумевает полное подчинение, она диктует своим членам, нормы поведения и формулы, которыми следует руководствоваться в жизни. Неудивительно, что такие однозначные правила и последовательное видение мира очаровывают людей, пытающихся найти самих себя. Молодежь, не способная самостоятельно определить, в какую сторону идти, в «Аль-Каиде» с легкостью найдет тех, кто его с удовольствием направит. Им нравится военная жизнь, они приходят от нее в восторг. Эти люди могли бы избрать для себя военную карьеру, но присоединились к ИГ. Эта структура занимает мощную позицию в социальных СМИ, и много вкладывает в свой имидж, являющийся привлекательным для определенного типа молодых людей по всему миру. Некоторые из них даже не имеет мусульманского происхождения и толком не разбираются в исламской религии. Для них «джихад» — это борьба с империализмом, американцами. Эксперт по Ближнему Востоку Йезид Саих указывает, что в 1930-х годах добровольцы отправились в Испанию воевать с режимом Франко во имя коммунизма и солидарности. Речь идет о людях, которые хотят изменить мир, и полагают, что это увлекательное дело. Эта категория остается всегда, меняются только фигуры, против которых нацелен их протест.

Самой малочисленной категорией боевиков являются искатели приключений ( около 5% ). Они стремятся доказать самим себе, что они способны многое преодолеть . Зачастую они довольно обеспеченные люди, которых не интересуют ни семейные дела, ни светская жизнь. Обычно такие люди покидают движение, когда наконец понимают, что реальная жизнь очень сильно отличается от фантазии, или когда у них не получается делать то, что некогда так их манило.

«Исламское государство» совершенно четко ориентированное на экспансию стремится расширить зону своего влияния на Западную Европу и разжечь в ней конфликт. Для этого она успешно транслирует пропаганду, адаптированную для европейцев и мусульман, проживающим в европейских сранах. Видеоклипы радикалов соответствуют европейским традициям рекламы и маркетинга: экстремисты в черных одеяниях, торжественно, размахивающие флагами, вооруженные автоматами и разъезжающие по пустыне на дорогих внедорожниках преподносят «джихад» как приключение. «Согласно» роликам ИГ — это победитель, к которому может присоединиться каждый и послужить «великому делу». Этот посыл оказывает мощное воздействие на молодых мусульман в Европе, поставляя новых «муджахедов» «Исламскому государству».

52.22MB | MySQL:103 | 0,463sec