К вопросу о признании Францией палестинской государственности

В начале декабря Национальное собрание Франции одобрило резолюцию, призывающую руководство страны признать Государство Палестина.

Напомним, недавно парламентские резолюции с рекомендацией своим правительствам признать независимость палестинского государства были приняты Великобританией, Ирландией и Испанией. Швеция же первой из стран ЕС признала Палестину государством. Таким образом, на лицо тенденция к дальнейшему признанию ПНА в качестве государства со стороны европейских стран, за исключением, пожалуй, Германии, которая не спешит с таким решением. По словам канцлера Ангелы Меркель, «это не поможет разрешению палестино-израильского конфликта».

Во французском парламенте за резолюцию, предложенную социалистами, проголосовали все левые партии, представленные в нижней палате, а также часть представителей радикалов и республиканцев. Документ поддержали 339 депутатов, 151 – высказались против.

Следует указать, что Франция традиционно пыталась быть флагманом пропалестинской политики ЕС. В частности, еще в 1970 г. Франция стала первым западным государством, обратившим внимание в ООН на необходимость признания прав палестинцев. А в октябре 1974 г. министр иностранных дел Франции Жан Сованьярг стал первым представителем правительств западных стран, встретившимся с главой ООП Ясиром Арафатом во время своего визита в Бейрут.

Также в марте 1982 г., выступая перед израильским парламентом президент Франции Франсуа Миттеран защищал принципы палестинской государственности. В 1980 г., при помощи Парижа в Венеции был проведен саммит между Европейским экономическим сообществом и палестинцами, где было сделано заявление о необходимости включения ООП в мирный процесс.

Кроме того Франция участвовала в августе 1982 и ноябре 1983 г. в эвакуации Я.Арафата и его единомышленников из Ливана, когда они были окружены в первом случае израильской армией, а во втором – сирийской. Помимо этого в октябре 2004 позволил Я.Арафату пройти медицинское обследование после внезапного ухудшегося состояния здоровья. После смерти в ноябре 2004 г. главе ПНА Парижем были оказаны почести, достойные главы государства.

Отметим, что хотя упомянутая резолюция и не имеет обязывающего характера и является, прежде всего, символическим призывом к руководству Франции, она, по словам официального представителя Организации освобождения Палестины(ООП) Ксавье Абу Ида данными им в интервью радиостанции «Франс-энфо», «отвечает стратегическому курсу президента Махмуда Аббаса на обеспечение международного признания Государства Палестина». При этом Ксавье Абу Ид указал, что «палестинцы не намерены обсуждать этот вопрос с Израилем и признание палестинского государства – это единственно возможный путь урегулирования палестино-израильского конфликта».

Председатель комиссии Национального собрания по иностранным делам, видный деятель французской Социалистической партии Элизабет Гигу в свою очередь высказала надежду на то, что резолюция сыграет положительную роль, активизировав дебаты на эту тему, и вынудит израильское правительство возобновить переговоры, а ПНА – занять более умеренную позицию в ООН.

Также отметил важность документа государственный секретарь по европейским делам Арлем Дезир, заявив, что в дальнейшем Франция признает палестинское государство и «это принципиальный вопрос». Однако данное признание, по его мнению, должно быть сделано именно в тот момент, когда оно в наибольшей степени будет служить делу мира, в рамках глобального и окончательного урегулирования конфликта, которого достигнут обе стороны.  При этом  чиновник добавил, что Париж не желает чисто символического признания Палестины, которое приведет лишь к созданию виртуального государства.

Вместе с тем, лидер партии Союз в поддержку народного движения (СПНД), бывший президент Франции Николя Саркози выступил против принятия резолюции, заявив в этой связи, что право палестинцев на создание своего государства неоспоримо. Однако он задал вопрос, стоит ли признавать Государство Палестина «именно в наихудший для этого момент, то есть вскоре после терактов в Иерусалиме и когда нет даже ни малейшего намека на начало мирных переговоров?». Выступая в Нацсобрании, представители СПНД подчеркивали, что Франция совершает ошибку, за которую ей потом придется дорого расплачиваться.

Примечательно, что накануне голосования в конце ноября министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус выступил перед парламентариями и призвал их принять резолюцию. Глава французского МИДа подчеркнул, его страна признает Палестину независимым государством, «вопрос только в том, когда и как». При этом он добавил, что если совместные усилия потерпят неудачу и если последняя попытка мирного урегулирования конфликта не сработает, Парижу придется исполнить свой долг и признать палестинское государство «без промедления».

Министр иностранных дел также сообщил, что Франция активно сотрудничает с ООН в целях достижения соглашения о «перезапуске» палестино-израильских мирных переговоров. «Если эти усилия не приведут к устойчивому прогрессу в установлении мира на территории Израиля в течение 2 лет, Франция признает Палестину государством», — подчеркнул Фабиус.

В значительной степени ключевой датой будет 11 декабря 2014 г., когда французский Сенат запланировал рассмотрение упомянутой пропалестинской резолюции нижней палаты парламента.

Таким образом, в условиях, когда вопрос о статусе палестинской государственности выступает линией политического водораздела как внутри ряда стран, так и в межгосударственных отношениях, Париж, очевидно, решил попытаться взять в свои руки европейскую ближневосточную политику и бросить своеобразный вызов традиционному оператору палестино-израильской проблемы со стороны Запада — США.

В данном контексте, неудивительной является незамедлительная реакция Вашингтона на резолюцию Национального собрания Франции. Комментируя документ, пресс-секретарь госдепартамента Мари Харф, заявила, что позиция США по палестинскому вопросу «кристально понятная» и состоит в том, что мечта о государственности палестинцев может быть достигнута только посредством прямых переговоров с Израилем.

Вполне возможно, что нынешнее французское руководство пытается взять своеобразный реванш за серию неудач своей ближневосточной политики за последние годы. Впрочем, успех этого реванша во многом будет зависеть от того, сможет ли нынешняя правящая партия во Франции поправить свое пошатнувшееся положение внутри собственной страны.

62.82MB | MySQL:102 | 0,541sec