Ситуация в Алжире: ноябрь 2014 г.

Ноябрь вновь дал многочисленные поводы для слухов о состоянии здоровья 77-летнего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики. Для начала 1 ноября состоялось одно из его редчайших за последнее время появлений на публике – по случаю 60-летия со дня начала войны за независимость он посетил кладбище Эль-Алиа, где похоронены наиболее известные личности этого восстания.

До сих пор не восстановившийся после поразившего его микроинсульта в апреле 2013 года, глава государства перемещался по кладбищу в инвалидном кресле.

Уже 14 ноября источники во французском правительстве сообщили, что А.Бутефлика днем ранее госпитализирован в одной из частных клиник Гренобля. При этом ничего не было сказано о причинах госпитализации. Как стало известно из местной прессы, по соображениям безопасности под ВИП-пациента был зарезервирован целый этаж клиники.

Канцелярия президента Алжира первоначально не подтвердила информацию об его госпитализации. Более того, правительственные СМИ пытались создать иллюзию присутствия главы государства в стране, ретранслировав его послание палестинскому лидеру Махмуду Аббасу.

15 ноября А.Бутефлика покинул клинику в Гренобле и уже 16 ноября принял в Алжире двух новых послов – от Палестины и Судана.

Очередная госпитализация А.Бутефлики вновь дала повод оппозиции потребовать применения ст.88 конституции. Она определяет, что «если президент из-за серьезной и продолжительной болезни полностью неспособен выполнять свои обязанности, Конституционный совет имеет право собраться, чтобы всесторонне проверить все данные относительно неспособности главы государства управлять страной, и в случае консенсуса его членов предложить парламенту объявить об его /президента/ недееспособности». Тем не менее многие политики сомневаются в ее реализуемости. Как заявил бывший премьер-министр Мулуд Хамруш, бывший соперником А.Бутефлики на президентских выборах 1999 года, «технически, политически и идеологически» эта статья неприменима, так как «конституция не предусматривает такого механизма». Тем более что из девяти членов Конституционного совета трое назначены на эти посты президентом, поэтому говорить о возможности консенсуса не приходится.

Несмотря на то, что пять стран Сахеля успешно взаимодействуют с французским контингентом «Бархан», одной из целей которого является родившаяся в АНДР организация «Аль-Каида в странах исламского Магриба (АКИМ), Алжир до сих пор памятуя о колониальном периоде и последовавшей за ним войне за независимость, воздерживается от совместных действий с французами. Он также негативно отвечает на призывы Парижа совместно решить проблему джихадистских группировок на юге Ливии. Тем не менее и от него стали поступать первые сигналы открытости. В частности, в ноябре стало известно, что именно Алжир обеспечивает поставки топлива для сил, воюющих в Сахеле против джихадистов.

21 ноября Министерство обороны Алжира сообщило об уничтожении двух вооруженных исламистов в районе Типазы в 70 км к западу от Алжира. Джихадисты попали в засаду, которую устроили военные. По данным военных, с начала года им удалось уничтожить в общей сложности 92 боевика.

26 ноября министр юстиции Алжира Тайеб Лух объявил, что в октябре алжирские военные уничтожили одного из участников казни француза Эрве Гурделя, убитого джихадистами в сентябре. Министр не стал ни идентифицировать убитого джихадиста, ни сообщать, при каких обстоятельствах он был уничтожен. Ранее сообщалось, что ответственность за похищение француза и расправу над ним взяла на себя джихадистская группировка «Джунд аль-Халифа». В связи с убийством француза алжирская юстиция объявила в розыск до 15-ти человек, обвиняемых в участии в расправе над Э.Гурделем. Среди них, в частности, значится 37-летний главарь «Джунд аль-Халифа» Абдельмалек Гури (боевой псевдоним – Халед Абу Сулейман). Эта группа дала знать о себе в конце августа с.г., объявив о выходе из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба (АКИМ) и присоединении к «Исламскому государству».

19 – 20 ноября в Алжире побывал с официальным визитом президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В поездке его сопровождали несколько министров и представительная делегация турецких бизнесменов. Как отмечалось в этой связи в заявлении канцелярии президента АНДР, этот визит «вписывается в рамки расширения сотрудничества между двумя странами, связанными соглашением о дружбе и сотрудничестве от 2006 года». В первый день визита Эрдогана принял президент Алжира А.Бутефлика. В тот же день состоялись двусторонние встречи министров иностранных дел, обороны и промышленности.

Алжир является первым торговым партнером Турции на африканском континенте. Анкара, как следует из турецких документов, распространенных накануне визита, «пытается переориентировать свою политику в сторону арабо-мусульманского мира после задержки с интеграцией Турции с Европейским союзом». В 2012 г. объем торговли между двумя странами достиг 4,4 млрд долларов. Экспорт Алжира составил 2,6 млрд долларов, в том числе 1,7 млрд – углеводороды. Две страны связаны газовым контрактом, срок действия которого истекает в 2014 году и который в ходе визита Эрдогана был продлен на очередные 10 лет с 50-процентным увеличением объемов поставок. Алжир является четвертым по значимости поставщиком углеводородов для Турции.

У двух стран богатая общая история – Алжир находился под контролем Османской империи в период с 1518 по 1830 г.

19 ноября часть оппозиционных партий официально отвергла выдвинутую месяцем ранее инициативу Фронта социалистических сил (ФСС), призвавшего все политические силы страны «способствовать национальной стабильности», и потребовала назначения досрочных президентских выборов. В совместном заявлении эти партии, объединенные в альянс Инстанция для консультация и слежения (ИКС), отметили, что Алжир столкнулся с «кризисом власти», и что политическая ситуация в стране становится «опасной».

В ноябре не обошлось без массовых протестных выступлений, то и дело вспыхивающих в стране. Поводами для них, как правило, служат недовольство действиями властей при распределении социального жилья и плохое качество коммунальных услуг. 29 ноября ареной таких столкновений стал населенный пункт Туггурт (600 км к югу от Алжира), население которого протестовало, согласно версии информагентства АПС, против медлительности властей «в распределении земельных участков и обеспечении населения питьевой водой». Участники акции блокировали автотрассу к одному из крупных месторождений нефти Хасси-Мессауд. После вмешательства стражей порядка участники акции попытались взять штурмом местное отделение полиции. В ходе завязавшихся столкновений с силами безопасности в результате пулевых ранений погибли двое молодых людей, до 20 человек получили ранения.

2 ноября г.Оран принял Международный салон беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По этому случаю генеральный директор департамента научных исследований и технологического развития Хафид Аураг заявил, что в 2016 году в Алжире появится первый африканский сверхзвуковой БПЛА, который эта страна создает совместно с ЮАР. Совместная работа над этим проектом, в котором с алжирской стороны участвует институт по аэронавтике университета г.Блиды, начнется в январе 2015 года. Первый такой БПЛА должен подняться в воздух 18 месяцев спустя.

Там же, в районе Орана, 10 ноября с большой помпой прошли торжества по случаю ввода в строй автозавода французской компании «Рено». На церемонии присутствовали глава МИД Франции Лоран Фабиус и министр экономики Эммануэль Макрон. Затем их принял А.Бутефлика.

51% капитала предприятия принадлежит Алжиру, 49% — французскому автогиганту. Соглашение о строительстве этого завода было подписано в декабре 2012 г. в ходе визита президента Франции Франсуа Олланда в Алжир. Первоначальная мощность предприятия – 25 тысяч автомашин типа Symbol в год. К 2019 г. предполагается выйти на мощность в 75 тысяч машин в год, а затем довести ее до 150 тысяч. Первоначальный уровень локализации – 17%, к 2019 году планируется увеличить его до 42%.

Эти машины предназначены в первую очередь для внутреннего рынка, на который ежегодно поступает до до 400 тысяч импортных автомобилей. Пик импорта пришелся на 2012 год, когда в Алжир были ввезены свыше 600 тысяч машин на сумму в 7 млрд долларов.

В связи с падением цен на нефть на мировом рынке в ноябре стало очевидным, что все экономические показатели Алжира оказались в «красной» зоне, и в частности, объем экспорта снизился, а объем импорта вырос.

29 ноября на пост председателя влиятельного в Алжире Форума глав предприятий (ФГП) был избран Али Хаддад. Годовой оборот 700 частных компаний – участниц ФГП составляет 20 млрд долларов, они дают работу более чем 200 тысячам алжирцев. А.Хаддад, в частности, выступает против повсеместного применения правила «51/49», согласно которому в любом СП с иностранным участием зарубежный партнер может рассчитывать лишь на 49% своего участия в капитале. По его мнению, это правило должно распространяться лишь на «стратегические» предприятия.

В ноябре стало известно о подписании контракта на поставку в Алжир очередных двух дизель-электрических подводных лодки проекта 636.1 (по западной классификации – «Кило»). Контракт «Рособоронэкспорта» будут исполнять «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). На вооружении ВМС Алжира уже имеются 4 субмарины этого типа предыдущих модификаций.

Новые подлодки будут оснащены многоцелевым ракетным комплексом Club-S с дальностью стрельбы 300 км. Срок их поставки – до конца 2018 года. Стоимость контракта – 1,2 млрд долларов. Судя по всему, концерн «Аврора» (Санкт-Петербург) может построить в Алжире учебный центр для подготовки алжирских подводников.

В целом, нетрудно заметить, что Алжир с помощью зарубежных технологий (ФРГ, ЮАР) пытается наладить зачатки собственного производства достаточно высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники. Известно, что определенные предложения на этот счет получала и Россия, однако они пока не получили материального воплощения. Хочется верить, что компетентные структуры РФ не отстанут в этой работе от своих зарубежных конкурентов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,449sec