Об африканской стратегии «Исламского государства»

Алжирская радикальная группировка «Солдаты армии халифата», осенью 2014 г. выделившаяся из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) и заявившая о присоединении к «Исламскому государству» (ИГ) пытается склонить к тому же и другие исламистские структуры, действующие в регионе.

Ее эмиссары пытаются вести пропагандистскую работу среди подразделений АКИМ, действующих в Сахеле и особенно в Мали, куда еще в начале октября для ведения переговоров был направлен высокопоставленный посланник.

Своими действиями (в том числе убийством француза Эрве Гурделя в конце сентября) «Солдаты  армии Халифата» продемонстрировали свой «ареал обитания» в Кабилии. Теперь их руководство (а возможно, и сам  лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади) стремятся заметно его расширить и активизировать обозначившийся осенью 2014 г. процесс деградации «Аль-Каиды» (в том числе и АКИМ).

О таком сценарии развития событий представители служб безопасности АНДР заговорили после недавнего ареста мавританского террориста Сафи ад-Дина аль-Мауритани, ориентировочно, связанного с асторонниками А.Б.аль-Багдади, на дороге между двумя проблемными алжирскими вилайями Бискра и Уаргла.

Соответственно, появление в Алжире важного представителя террористической группы из Туниса Окба Ибн Нафаа, связанного с боевиками из Мали, также позволило представителям  алжирских спецслужб сделать выводы о серьезности намерений представителей местного филиала ИГ.

Не исключено, что именно с этими усилиями «Солдат армии Халифата» связано появление сообщений о возможном присоединении крупных исламистских группировок «Ансар ад-дин» и ДЕДЗА к ИГ.

Однако с АКИМ ситуация не такая простая. Далеко не все представители этой организации разделяют поведение «Солдат армии Халифата». Во всяком случае, руководство алжирских спецслужб уже зафиксировало стычки на севере Мали между сторонниками ИГ и теми, кто остался верен главе АКИМ Абдельмалеку Друкделю, обусловленные конкуренцией за влияние в регионе.

Важно отметить, что сейчас Алжир рассматривается представителями ИГ, как своего рода транзитная территория между очагами активности его приверженцев, в частности, с «Солдатами армии Халифата», оперирующими на северо-востоке страны в Кабилии. Представители последних стремятся не только сохранить этот «трафик», но и в целом обеспечить бесперебойную связь между сторонниками А.Б.аль-Багдади в регионе.

Для подкрепления весомости алжирских сторонников ИГ для вразумления оставшихся «аль-каидистов» прибывают и его эмиссары из Ливии. Именно с этим представители алжирской спецслужбы DRS связывают последнюю приостановку АКИМ своих операций на севере Мали.

По одной из версий, тем самым они пытаются сберечь силы, оказавшись под одновременным ударом французских войск и противников из конкурирующих группировок. И даже при неблагоприятном развитии событий это позволит местному руководству АКИМ выгоднее продать эмиссарам А.Б.аль-Багдади свою лояльность. И соответствующие переговоры уже могут вестись.

Пока же представители алжирских служб безопасности с высокой долей вероятности полагают вероятность отложения от АКИМ «эмирата Сахара». В этом случае она рискует сильно утратить значение влиятельной радикальной исламистской организации, и с этого времени с высокой долей вероятности можно будет начинать отсчет ее реального угасания. Начало этому было положено в 2013 г. после историй с действиями групп Мохтара Бельмохтара, а затем Абдельмалека Гури, в результате чего она была ослаблена.

И дело не только в гибели десятков ее не самых худших бойцов (например, вылазка в Ин-Аменасе в январе 2013 г.). Чересчур самостоятельные действия отдельных «амиров», по данным алжирской спецслужбы DRS, вызвали дальнейшую цепную реакцию в плане дальнейшей все более заметной «автономизации» ячеек АКИМ на местах и утрату связей между ними. Это особенно продемонстрировало осеннее выделение из ее состава «Солдат  армии Халифата» в Кабилии.

Ситуацию усугубляет наличие соответствующих процессов и в других странах региона. Так, террористические структуры в Тунисе и Ливии уже принимают меры, направленные на дальнейшую консолидацию своих усилий с ИГ и теперь на повестке дня для радикальных исламистов стоит дальнейшая активизация их действий не только в Алжире, но и в регионе в целом.

Это вынуждает Алжир и Париж в последние недели и месяцы заметно повысить свой уровень сотрудничества. И, судя по всему, появлению информации о попытках перетягивания «эмирата Сахара» в распоряжении алжирских спецслужб стало возможным именно благодаря этому.

Что же касается самого Алжира, то, по данным его силовых структур, пока алжирцы в основной своей массе не определились с симпатиями относительно ИГ. Не случайно, что по их информации, из 80 процентов североафриканской живой силы сторонников  А.Б.аль-Багдади приходится на Великобританию, Францию (особенно южные департаменты и Париж) и Тунис.

Успех соответствующей агитации объясняется ими умелой работой авторитетных сирийских радикальных проповедников, бежавших из Сирии в начале гражданской войны и нашедших убежище в этих странах. В отличие от них, алжирские спецслужбы изначально взяли под контроль ситуацию с сирийскими беженцами, под видом которых нередко на территорию тех или иных государств пытались пробраться эмиссары А.Б.аль-Багдади.

В то же время, как это ни странно, на интересы АНДР в данном случае до сих пор работал Лидер АКИМ А.Друкдель, жестко выступавший против ИГ на том основании, что на севере Мали уже существует реальный фронт борьбы против Запада. Поэтому, по его мнению, нет необходимости отказываться от него и тем самым предоставлять повод тем же французам заявлять о победе «над воинами ислама».

По понятным причинам руководство силовых структур Алжира выражает обеспокоенность тем, что деградация АКИМ приведет к дальнейшему всплеску и расширению терроризма. Необходимо отметить, что усилению влияния ИГ в Северной Африке способствует укрепление его позиций в восточной части Ливии, где, по данным алжирской спецслужбы DRS его сторонники уже оборудовали тренировочные лагеря.

Там, в частности, в городе Дерна, ставшем оплотом сторонников А.Б.аль-Багдади, по данным генерала Дэвид Родригес, главы американского военного командования в Африке, уже находятся, по меньшей мере, 200 джихадистов. Среди них как зарубежные, так и местные добровольцы, число которых постепенно увеличивается.

В этой связи особую настороженность алжирских властей вызывают дальнейшие планы в регионе США. Генерал Д.Родригес открытым текстом заявляет, что Вашингтон рассматривает это как серьезную угрозу и не исключает осуществление силовых акций против ливийских целей ИГ.

Однако, по его данным, такое развитие событий возможно лишь в «неопределенном будущем», поскольку основным фронтом борьбы сейчас является иракско-сирийский. Тем не менее, промедление в плане активных действий против ячеек ИГ в Северной Африке создает реальные условия для резкого ухудшения ситуации в ближайшие годы.

Не случайно, что Алжир и Париж выражают обеспокоенность подобным сценарием развития ситуации: объединение всех многочисленных и разрозненных радикальных структур под одним командованием даст новый импульс действиям вооруженных исламистских группировок.

На горизонте маячит новая угроза безопасности не просто всему региону, но и расширения нынешней зоны нестабильности. Обеспокоенность алжирских и французских властей также связана с тем, что почти никем не контролируемый огромный регион Сахеля представляет собой идеальное поле для всесторонней подготовки боевиков для последующего расширения джихада на весь Африканский континент.

Контроль над регионом Сахеля, пусть и во многом эфемерный, является стратегически важным в североафриканской стратегии ИГ. Его наличие позволит более эффективно осуществлять борьбу и координировать действия многочисленных, но пока еще разрозненных групп. Особую важность он имеет для установления более тесной связи с нигерийской группировкой «Боко Харам», все более заметно распространяющей своей влияние не только в Нигерии, но и за ее пределами, например, в Чаде и Камеруне.

Это позволит руководству ИГ в случае неудач в Ираке и Сирии объявить о переносе боевых действий в Африку, где, учитывая тотальную бедность населения и географические особенности, даже сравнительно небольшие силы радикалов смогут создать реальную угрозу дестабилизации важного во всех отношениях (в том числе и сырьевого) континента.

62.85MB | MySQL:102 | 0,572sec