Конгресс США о дальнейших шагах по борьбе с «Исламским государством» в Сирии и Ираке

В последнее время все чаще звучит мнение, что стратегия коалиции во главе с США  по борьбе с «Исламским государством» в Сирии и Ираке неэффективна и требует пересмотра. Данная дискуссия не обошла и Подкомитет по делам Ближнего Востока и Северной Африки Палаты представителей Конгресса США, где состоялось слушание на данную тему.

То, что ситуация в Сирии остается критической – это факт: более 200 тысяч человек было убито, 7 миллионов сирийцев стали беженцами или вынужденными переселенцами, что также сказалось на демографической и социально-экономической ситуации в соседних странах. В то же время затянувшийся конфликт несет в себе потенциальную угрозу не только для ближневосточных стран, но и для США и стран Запада. Безусловно, основные последствия сирийского кризиса можно увидеть в Ливане и Иордании, которые являются одними из ключевых союзников США. Также в связи с текущими событиями США весьма обеспокоены безопасностью Израиля.

Конгрессмены и приглашенные эксперты сошлись на мнении, что текущая стратегия США является провальной и не способна привести ни к разгрому ИГ, ни к разрешению сирийского конфликта. Хотя и можно говорить об ограниченных успехах антитеррористической  операции коалиции, но возникло куда больше новых рисков и угроз региональной и международной безопасности.

Среди приглашенных экспертов были Стив Хейдеман из американского Института мира, Эллиотт Абрамс из Совета по международным отношениям, Президент Американского института по изучению войны Кимберли Каган и бывший посол США в Сирии Роберт Форд.

Стив Хейдеман из американского Института мира начал свое выступление с того, что у США по-прежнему отсутствует полноценная эффективная стратегия по борьбе с ИГ и стабилизации ситуации в Сирии. Более того, ни одна из целей, заявленных коалицией, не может быть достигнута, если рассматривать сирийский кризис и распространение угрозы ИГ по отдельности.

Тот факт, что 13 ноября Белый дом заявил о необходимости пересмотра стратегии в Сирии лишь подтверждает факт неэффективности текущей политической линии. Для того чтобы  добиться поставленных целей необходимо, чтобы пересмотренная стратегия учитывала следующие аспекты: во-первых, США должны укрепить сотрудничество с сирийской оппозицией, улучшить перспективы изменения баланса сил на военной сцене и создать необходимые условия для разрешения конфликта; во-вторых, создание бесполетной зоны на севере Сирии и буферной зоны на сирийско-турецкой границе.  В-третьих, необходимо ускорить и расширить программу тренировки и подготовки сирийской оппозиции, чтобы они смогли не только оказать сопротивление ИГ, но и ослабить позиции президента Башара Асада. В-четвертых, тренировочные программы и поддержание стабильности в буферной зоне должны быть напрямую связаны с оппозиционными институтами в Сирии.

По словам Хейдемана, опции по Сирии, лежащие перед США, были чрезвычайно плохими в 2011, 2012 и 2013 годах. Сейчас они еще хуже.

«Авиаудары коалиции не привели к ослаблению позиций ИГ ни в Ираке, ни в Сирии. Более того, ИГ контролирует значительную территорию, успешно противостоя силам коалиции, иракской и сирийской армиям, курдам. Авиаудары также не повлияли на число иностранных наемников, вступающих в ряды данной группировки. В то же время авиакампания США позволила Асаду распространить свое влияние и проводить атаки на умеренную оппозицию», – заявил Хейдеман.

«Американская политика в Сирии привела к еще большему ухудшению имиджа США среди сирийских суннитов и умеренной оппозиции, параллельно спровоцировав больше агрессии со стороны различных террористических группировок», — добавил он.

Стив Хейдеман из американского Института мира подчеркнул, что одним из очевидных провалов стратегии США и их союзников является то, что не удалось создать условия, необходимые для возобновления переговоров по политическому урегулированию сирийского конфликта.

«Скорректированная стратегия США против ИГ должна быть направлена не только на ослабление и уничтожение этой группировки, но также способствовать консолидации умеренной оппозиции в районах, освобожденных от боевиков ИГ, возобновлению переговоров по урегулированию сирийского кризиса и становлению Сирии на демократический путь. Крайне важно, чтобы администрация не упустила этот шанс. США необходимо отказаться от своей старой стратегии, поощрять заключение временных перемирий, связать борьбу с ИГ с политической стабилизацией в Сирии», — заявил Хейдеман.

Что касается дальнейших шагов, то Стив Хейдеман рекомендовал администрации США в первую очередь обратить внимание на программу подготовки сирийской оппозиции, которая должна осуществляться при прямой поддержки региональных держав, в частности, Турции. То же самое касается и установления бесполетной и буферной зон, которое должно осуществляться при содействии международных и региональных акторов. Само по себе установление данных зон требует более широкого участия США в Сирии.

Хейдеман также отметил необходимость более тесного сотрудничества между военными советниками США и существующими в Сирии институтами умеренной оппозиции. Это, в частности, должно способствовать укреплению легитимности умеренной оппозиции в глазах сирийского населения.

Тренировочные программы и установление бесполетной и буферной зон потенциально могут повлиять на позиции Асада в Сирии, подтолкнув его к возобновлению переговорного процесса, что в итоге может привести к политическим изменениям в Сирии. По мнению Хейдемана, Башар Асад любой ценой стремится одержать военную победу, заручившись поддержкой России, Ирана и «Хизбаллы». Таким образом, пересмотренная стратегия США в отношении Сирии должна подразумевать создание таких условий, чтобы было возможно ослабить режим Асада с последующим его свержением и установлением переходного правительства, состоящего из умеренных оппозиционных групп.

Что касается поощрения заключения временных перемирий на локальном уровне, то, безусловно, это не может стать альтернативой полноценной политической стратегии. Однако в настоящее время это можно считать довольно своевременным и многообещающим шагом, который приведет к улучшению ситуации на местности.

Эллиотт Абрамс из Совета по международным отношениям начал свой доклад с того, что у американской политики в отношении Сирии должно быть три цели: улучшение гуманитарной ситуации в районах боевых действий и помощь соседним странам, чтобы справиться с потоком беженцев; недопущение усиление позиций Ирана и его помощи Асаду, что может нанести серьезный удар по интересам США; ослабление и уничтожение ИГ.

«Стратегия США по отношению к Сирии лишена всякого смысла. Американская стратегия в Ираке довольно обширна, однако вряд ли она принесет какие-либо плоды. И если у нас нет выработанной стратегии по Сирии, то значит, у нас нет стратегии и для борьбы с ИГ», – заявил Абрамс.

Эллиотт Абрамс отдельно рассмотрел ситуацию в Ираке и в Сирии. Говоря об Ираке, он отметил, что ключевым вопросом является то, кто будет вести военные действия против ИГ. США надеются, что объединенные силы иракской армии, курдской пешмерга и племена суннитов при помощи со стороны коалиции смогут одержать победу над ИГ. Однако на данной момент такая стратегия не оправдывает себя, в частности из-за промедления со стороны сил коалиции по размещению своих советников и войск. В то же время Абрамс считает, что какое бы количество военных США ни отправили в Ирак, этого будет недостаточно. Стоит также отметить, что США необходимо более тесным образом взаимодействовать с бойцами пешмерга и оказывать им всяческую помощь, что на деле не происходит. Что касается суннитов, то здесь ситуация обстоит намного сложнее. Во-первых, правительство Ирака не высказывает какого-либо желания вооружать суннитские племена. Во-вторых, с позиции суннитов коалиция во главе США действуют в первую очередь с целью спасения и освобождения курдов в Ираке и Сирии, но не суннитов. Иными словами, судьба суннитских племен не интересует страны Запада, поэтому перед ними стоит выбор либо вступить в ряды ИГ, либо погибнуть от атак боевиков. Впрочем, к такому выбору их склоняет и активная пропаганда ИГ.

В случае с Сирией вопросов еще больше. Во-первых, до сих пор нет четкой стратегии касательно Башара Асада, Ирана и «Хизбаллы». Во-вторых, планы по превращению умеренной оппозиции в эффективную боевую силу реализуются чрезвычайно медленными темпами.

Абрамс заявил, что считает важным поворотом тот факт, что президент США Барак Обама признал невозможность победы над ИГ без смены власти в Сирии, поскольку это взаимосвязано.

«Безусловно, Башар Асад не может быть частью легитимного правительства в Сирии. Асад виновен в преступлениях против собственного народа и усилении ИГ», – добавил он.

«Режим Асада должен быть заменен умеренным суннитским правительством, ориентированным на продуктивные отношения с соседними странами. Такой исход станет большой победой для США и союзников, и поражением для России, Ирана и «Хизбаллы»», – отметил Абрамс.

Отдельно Эллиотт Абрамс остановился на вопросе что будет, если США решит, что не стоит продолжать военные действия в Сирии, и пускай война идет до тех пор, пока Асаду не удастся более или менее разгромить повстанцев. По его мнению, это приведет к увеличению потока беженцев, ухудшению безопасности в Иордании и Ливане, укреплению позиций «Хизбаллы» и Ирана. Поэтому необходимо, чтобы администрация приложила усилия для свержения режима Асада и создания нового правительства, состоящего из умеренной суннитской оппозиции.

Президент Американского института по изучению войны Кимберли Каган по большей части согласился с Хейдеманом и Абрамсом, добавив, что пересмотренная стратегия США по отношению к Сирии должна быть направлена на снижение влияния Ирана в регионе. Безусловно, стабилизация ситуации в Сирии должна подразумевать свержение режима Асада и изгнание «Хизбаллы» с территории страны.

«Любая другая стратегия приведет к религиозной и региональной войне, создав благоприятные условия для процветания аффилированных групп «Аль-Каиды» и Ирана», — добавил Каган.

Бывший посол США в Сирии Роберт Форд сделал акцент в своем выступлении на необходимости заключения соглашения между иракским правительством и курдами, что будет выгодным для обеих сторон и поможет усилить позиции иракской армии и бойцов пешмерга. Он также отметил, что в последнее время насилие со стороны ИГ играет против них самих, поскольку создает эффект отторжения и неприязни со стороны мирного населения. К сожалению, этого недостаточно для того, чтобы сократилось число иностранных наемников, вступающих в ряды данной группировки. Более того, по-прежнему многие местные жители считают куда более безопасным присоединиться к боевикам ИГ, нежели чем вступить в войну против них.

Что касается Сирии, для Форда остается загадкой, почему администрация не поставила умеренную сирийскую оппозицию в известность о стратегии коалиции, в связи с чем они оказались не готовы к авиаударам и ответной реакции «Джабхат ан-нусры».

«Умеренная оппозиция оказалась зажатой между режимом Асада и джихадистами, из-за текущей американской стратегии она оказалась в политической изоляции», — добавил бывший посол.

По мнению Форда, для урегулирования сирийского кризиса необходима международная и региональная поддержка и некий консенсус относительно будущего Сирии, что на данный момент не было достигнуто.

«Без радикального изменения американской политики Сирия превратится в некое подобие государства, базу для боевиков», — заявил Роберт Форд.

Таким образом, Конгресс признал неэффективность текущей политики США и призвал администрацию к коренному пересмотру своей стратегии. Новая стратегия США должна строиться исходя из того, что без смены режима в Сирии уничтожить ИГ невозможно. Прочими необходимыми действиями должно быть укрепление взаимодействия между иракской армией и бойцами пешмерга, обучение и подготовка умеренной сирийской оппозиции, облегчение гуманитарного кризиса и проблемы беженцев, создание буферных зон для предотвращения распространения ИГ.

52.34MB | MySQL:106 | 0,652sec