«Черные дни» израильской дипломатии

Минувшая неделя стала весьма непростой для представителей израильских властных кругов, вовлеченных в процесс принятия внешнеполитических решений. Произошло это в силу сразу нескольких обстоятельств, которые нивелировали достижения израильской дипломатии последнего времени. 17 декабря 2014 г. Европейский суд юстиции постановил исключить ХАМАС из списка организаций, признаваемых Европейским союзом террористическими. Согласно пресс-релизу, разъясняющему основания данного решения, оно было принято в связи с тем, что доказательства основывались не на выводах компетентных органов, а на информации, поступающей из СМИ[i]. Несмотря на призыв ЕС к израильским властям сохранять спокойствие, премьер-министр страны Б.Нетаньяху не смог не прокомментировать ситуацию. В его заявлении, опубликованном МИД Израиля, говорилось, что государство выражает недовольство в связи с этим шагом, а также ожидает скорого возвращения террористической организации, ставящей своей целью уничтожение Израиля, в указанный список[ii]. О необходимости сохранения ХАМАСа в списке заявила во время мероприятий, посвященных празднику Ханука, и Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини. По ее словам, принятое Европейским судом юстиции решение может поставить под угрозу еврейские общины, проживающие на территории ЕС.

В тот же день Европейский парламент 498 голосами «за» при 88 «против» постановил, что «в принципе» выступает в поддержку палестинской государственности, подчеркивая при этом, что данный процесс должен идти вместе с продолжением переговоров. Одновременно с этим депутаты Европарламента указали на необходимость консолидации политических сил, представляющих палестинскую сторону, включая ХАМАС, а также предложили инициативу подключения парламентариев Израиля и Палестины для содействия в выработке решений и дополнения дипломатических усилий ЕС. Однако при общем тоне документа, в котором подчеркивалась неразрывность переговорного процесса и признания Палестины государством, в нем содержалось указание на незаконность израильских поселений[iii]. В ответ на это, по информации СМИ, глава МИД Израиля А.Либерман предположительно решил отказаться от встречи со шведским контрпарнером М.Вальстрём во время ее предстоящего визита в Израиль. Причиной тому стало признание Швецией Палестины государством. Впрочем, этому обстоятельству может быть найдено и другое объяснение. Правительства обоих государств постигла участь досрочных выборов. В этой связи необходимость встречи двух глав внешнеполитических ведомств на данном этапе теряет свою актуальность, поскольку после марта 2015 г. эти функции могут быть возложены на иных политиков.

Следующим событием, воспринятым в Израиле в контексте подрыва усилий, предпринимаемых дипломатами государства на международной арене, стало внесение в ООН проекта резолюции, касающейся признания палестинской государственности. Документ был предложен 17 декабря 2014 г. Иорданией для рассмотрения в рамках Совета Безопасности. Согласно тексту проекта резолюции, его инициаторы предлагают формирование государств в рамках так называемых границ 1967 г., а также признание Иерусалима их общей столицей, что должно отвечать претензиям сторон и обеспечивать возможность доступа к находящимся в городе святыням. Также, согласно имеющимся данным о тексте проекта резолюции, 2017 г. устанавливается в качестве крайнего срока, в который Израиль должен покинуть Западный берег р. Иордан. Этот документ, как и предыдущие решения, вызвал бурные обсуждения в Израиле. Одним из главных выразителей позиции страны стал министр иностранных дел А.Либерман. 18 декабря 2014 г. израильским внешнеполитическим ведомством был размещен его комментарий по данной проблеме. В нем говорилось, что основной целью шагов, предпринимаемых палестинской стороной во главе с М.Аббасом, является атака Израиля, а не улучшение положения палестинцев. Такими мерами, с точки зрения А.Либермана, можно лишь ухудшить и без того непростое положение, а не добиться разрешения имеющихся проблем. Также глава внешнеполитического ведомства порекомендовал Совету Безопасности ООН сконцентрироваться не разрешении действительно острых вопросов, связанных с положением в Ливии и Сирии или террористическими атаками в Австралии и Пакистане, а не идти на поводу у палестинцев[iv].

Наконец, в стороне от происходящего не остался и представитель Государства Израиль при ООН Р.Просор. 19 декабря 2014 г. Генеральная Ассамблея ООН 170 голосами «за» при 6 «против» приняла резолюцию, в соответствии с которой израильская сторона должна выплатить Ливану порядка 850 млн долл. за ущерб, связанный с ударами, нанесенными по резервуарам для хранения нефти во время Второй ливанской войны. В заявлении, сделанном представителями израильской миссии при организации, представленном изданием Times of Israel, указывалось, что, принимая такого рода решения, ООН в некотором смысле манипулирует историей в интересах определенных сил. Особо было подчеркнуто, что в отношении Израиля, также несущего ущерб в конфликтах, аналогичных решений не принимается[v].

В заключение следует подчеркнуть, что в нынешней ситуации, как и в ряде других случаев недавнего времени, повлекших за собой противоречия Израиля и ЕС по палестинскому вопросу, рассмотренные выше решения пока нельзя считать окончательно вступившими в силу. Говоря о списке террористических организаций, признаваемых Евросоюзом, существует возможность обжаловать данное решение. Кроме того, согласно опубликованным данным, замораживание активов будет применяться в отношении ХАМАСа на протяжении трех месяцев или до окончания процесса рассмотрения апелляции, если таковая поступит. Аналогичная ситуация имеет место и в случае резолюции, касающейся палестинской государственности. Ввиду продолжающегося обсуждения текста, а также отсутствия безоговорочной поддержки, ее значимость снижается и, как следствие, открываются возможности для выдвижения альтернативных предложений. Также следует напомнить, что и резолюции ГА ООН не являются обязательными к исполнению. В этой связи реакции представителей страны кажутся иногда несколько преувеличенными. С другой стороны ставить это в вину лицам, ответственным за принятие внешнеполитических решений, не стоит. Все рассмотренные случаи отражают существующие в отношении Израиля мировые настроения, а значит, требуют соответствующего ответа, указывающего на то, что страна не готова отступать от своих базовых интересов.

[i] General Court of the European Union. Press Release No 178/14. 17.12.2014. Luxembourg // CURIA. URL: http://curia.europa.eu/jcms/jcms/Jo2_16799

[ii] Removal of Hamas from EU list of terror organizations // Israel Ministry of Foreign Affairs. 17.12.2014. URL : http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2014/Pages/Removal-of-Hamas-from-EU-list-of-terror-organizations-17-Dec-2014.aspx

[iii] European Parliament resolution on recognition of Palestine statehood. Press Release. 17.12.2014. // European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20141212IPR01105/html/European-Parliament-resolution-on-recognition-of-Palestine-statehood

[iv] FM Liberman: Security Council should deal with world threats, not Palestinian gimmicks // Israel Ministry of Foreign Affairs. 18.12.2014. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2014/Pages/FM-Liberman-Security-Council-should-deal-with-world-threats,-not-Palestinian-gimmicks-18-Dec-2014.aspx

[v]Israel slams UN request it pay Lebanon for oil spill // Times of Israel. 20.12.2014. URL: http://www.timesofisrael.com/israel-un-decision-on-compensating-lebanon-for-oil-spill-typical/#ixzz3MSQhlFg7

52.56MB | MySQL:104 | 0,335sec