В ноябре 2014 года новый президент Афганистана, Ашраф Гани Ахмадзай совершил свой первый визит в Пакистан , который международные наблюдатели и эксперты по региону АфПак уже назвали «прорывом» в афгано – пакистанских отношениях». А недавно авторитетная международная исследовательская организация – «Международная Кризисная Группа» (International Crisis Group) со штаб –квартирой в Брюсселе, опубликовала новый доклад[i] , в котором подчеркивается необходимость для Пакистана «перезагрузить» свои отношения с Афганистаном.
Визит нового президента Афганистана в Пакистан был предпринят после тщательной подготовки с обеих сторон. До его приезда в Исламабад в течение предшествующих недель состоялись многочисленные визиты в Афганистан на высшем уровне официальных лиц Пакистана, в т.ч. начальника генштаба пакистанской армии Рахиля Шарифа -в ноябре 2014 г., генерального директора Межведомственной разведки Пакистана – ISI – генерал –лейтенанта Захерул Ислама -также в ноябре 2014 года, советника по национальной безопасности и внешней политики Сартаджа Азиза -октябрь 2014 года.
В ответ, афганскому президенту был оказан торжественный прием со стороны пакистанского руководства – так, у него состоялись продолжительные переговоры с премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом, начальниклм генштаба пакистанской армии Рахилем Шарифом, и президентом Пакистана Мамнуном Хуссейном. С визитом нового президента Афганистана в Пакистане связывают большие ожидания, которые можно было даже назвать как доходящие до состоярия эйфории. Дело в том, что в пакистанском истеблишменте недолюбливали предыдущего президента Афганистана Хамида Карзая, и вот теперь у пакистанских руководителей появились надежды на коренное решение всех спорных проблем с соседней страной. Следует отметить, что в период правления Хамида Карзая двусторонние афгано-пакистанские отношения понизились до своего самого низшего уровня, причем обе стороны выдвигали друг против друга обвинения и контробвинения. В Пакистане рассматривают президента Ашрафа Гани Ахмадзая с совершенно другой точки зрения. Этому способствует и тот факт, что он в течение двух месяцев после избрания на пост президента Афганистана принимал у себя в Кабуле вышеназванных высших чиновников из Исламабада. В Пакистане с удовлетворением отметили такой прием, оказанный высшим официальным лицам страны со стороны афганского руководства.
Что касается двусторонних переговоров афганского президента с пакистанскими руководителями, то, хотя они и не стали «крупным прорывом», но в то же время касались двух важнейших аспектов. Первый заключается в увеличение экономических связей между Кабулом и Исламабадом. Обе страны согласились на расширение двусторонних торговых отношений в ближайшие годы, и поставили цель увеличить объем торговли между ними до 5 миллиардов долларов к 2017 году. Обе стороны также согласились работать с целью реализации совместных проектов в области инфраструктуры. В этом контексте недавнее решение по строительству сети линий электропередач, связывающей Пакистан со странами Центральной Азии – Киргизстаном и Таджикистаном через территорию Афганистана – т.н. «проект CASA -1000»[ii] открывает новые возможности как для Кабула и Исламабада, так и сотрудничества со странами Центральной Азии.
Второй аспект заключается в том, что совместные дискуссии в ходе визита президента Ашрафа Гани Ахмадзая в Исламабад также сконцентрировались на вопросе обучения афганских сил безопасности и армии пакистанскими военными. Ранее этот вопрос уже обсуждался во время визита в Афганистан генерала Рахиля Шарифа, в ходе которого, как сообщалось в пакистанских СМИ, он предложил помощь в подготовке и обучении кадров для афганской армии и сил безопасности. И хотя в прошлом Пакистан уже предлагал это афганскому руководству, тогдашний президент Хамид Карзай колебался в вопросе принятия пакистанского предложение, поскольку в то время Кабул испытывал чувство глубокого недоверия к Исламабаду и Равалпинди (там находится штаб-квартира пакистанской армии ).
Учитывая специфику отношений между гражданскими и военными в Пакистане, предложение по обучению афганских силовиков, скорее всего, исходило от военного руководства Пакистана, а не со стороны пакистанского премьера Наваза Шарифа. Возникает закономерный вопрос: что означает принятие предложения Пакистана о подготовке и обучении афганских силовиков? И означает ли это, что у Кабула появилось больше доверия к пакистанским военным?
Вышесказанное, на наш взгляд, также подразумевает, что между обеими сторонами существует взаимопонимание относительно того, что по обе стороны афгано-пакистанской границы находятся убежища боевиков – радикальных исламистов. Когда президентом Афганистана был Хамид Карзай, он прекрасно понимал тот факт, что со стороны пакистанского военно-разведывательного сообщества оказывается помощь и поддержка террористическим группировкам типа «Кветта Шура» (Quetta Shura) и «Сети Хаккани» (Haqqani Network), а пакистанцы подозревали, что Афганистан оказывает поддержку «Тэхрик-е Талибан Пакистан» — пакистанским талибам, в особенности одному из их лидеров лидеру мулле Фазлуллаху (Mullah Fazlulah). С другой стороны, тот факт, что в ходе переговоров лидеров Афганистана и Пакистана эта проблема не затрагивалась, по крайней мере, публично, может свидетельствовать, что по этому вопросу между сторонами действительно имеется понимание. И это, на наш взгляд, хорошие новости для пакистано-афганских отношений.
Анализируя возможность «перезагрузки» афгано-пакистанских отношений, отметим, что многое зависит от трех основных проблем. Первая проблема – это военно-разведывательное сообщество в Пакистане и его связи с «Кветтой Шурой» и «Сетью Хаккани». Высшее гражданское пакистанское руководство, возможно, уже приняло решение о «перезагрузке» отношений с Кабулом, но вопрос состоит в том, поддержит ли это решение вся пакистанская военно-разведывательная структура, вплоть до полевых оперативников? То есть, согласны ли с этим «отделы» или «ячейки» внутри пакистанского военно-разведывательного истеблишмента, у которого довольно сложные и напряженные отношения с правительством Наваза Шарифа.
Вторая проблема — состоит в том, что согласятся ли многие сторонники и последователи движения «Талибан» — «Кветты Шуры», «Сети Хаккани» и «Тэхрик-е Талибан Пакистан» (ТТП) на такую «перезагрузку» афгано-пакистанских отношений? И как в этом случае интерпретировать факт усиления террористической активности талибов как в Афганистане, так и в Пакистане.
И, наконец, третья проблема заключается в том, что ожидал бы Пакистан от Афганистана в обмен на такую «перезагрузку» отношений? И будет ли Афганистан в состоянии оправдать эти ожидания? Например, а что, если новое правительство в Кабуле после того, как основной контингент войск США и НАТО выйдет из Афганистана, окажется не в состоянии контролировать свои собственные провинции в Восточном Афганистане, где боевики ТТП нашли убежища? И насколько такая «перезагрузка» возможна в то время, когда Исламабад ожидает от Кабула снижения индийского влияния в Афганистане (между Пакистаном и Индией существует острое соперничество за оказание влияния на Афганистан )?
Все эти проблемы не имеют простых решений и, на наш взгляд, требуют значительного количества времени и усилий с обеих сторон. Вопрос, при этом, состоит в том, а есть ли такой запас времени у правительства президента Ашрафа Гани Ахмадзая. За последнее время в Афганистане возросла активность талибов и существуют реальная угроза их второго прихода к власти. И как тогда будут обстоять дела с «перезагрузкой» афгано-пакистанских отношений? Кроме того, очень важной проблемой является вопрос о том, что даже в случае, если нынешнее афганское руководство выдержит ожидаемый натиск талибов и продержится достаточно долгое время у власти или сумеет снизить активность талибов (заметим, что речь не идет о полной военной победе над афганским «Талибаном», поскольку, на наш взгляд, в краткосрочной перспективе в отсутствии внешней военной поддержки афганской национальной армии и афганских сил безопасности, даже если их будут обучать пакистанцы или индийцы, или Китай, или Россия, или американские военные советники, такое вряд ли произойдет), Кроме того, как в таком случае будут обстоять дела с продолжением тайной поддержки радикальных исламистов в Афганистане со стороны могущественного пакистанского военно-разведывательного сообщества и пакистанских спецслужб, прежде всего, ISI? Ведь для реальной «перезагрузки» отношений между Пакистаном и Афганистаном и росту доверия между сторонами, вопрос прекращения такой поддержки является основным. Поэтому, на наш взгляд, только при благоприятном совпадении всех отмеченных нами факторов, как внутренних, так и внешних, такая подлинная «перезагрузка» отношений между двумя странами может стать реальностью.
[i] См.International Crisis Group (Brussels) “Resetting Pakistan’s Relations with Afghanistan”, Asia Report #262, 28 October 2014, 31 pp.
[ii] См. CASA -1000: концепция проекта и краткая предыстория. http:// message worldbank.org/www-ext-404.html Финансовым оператором этого проекта является Всемирный банк (World Bank)