Ситуация в Сомали: ноябрь 2014 г.

Ноябрь в Сомали начался с очередного теракта в столице страны, показавшего, что проблемы никуда не уходят с течением времени. 1 ноября в квартале Ходон боевики подорвали заминированную автомашину. В результате теракта погиб один человек, двое получили ранения. Взрывное устройство было приведено в действие дистанционно. В полиции Могадишо не сомневались, что взрыв – дело рук боевиков движения «Аш-Шабаб».

В ноябре тяжелые бои между проправительственными силами и боевиками движения «Аш-Шабаб» развернулись на острове Куда в 70 км к югу от порта Кисмайо. Стремление джихадистов удержать этот остров понятно – после потери ряда портов они использовали его для продолжения их бизнеса – торговли древесным углем, главными потребителями которого являются страны Персидского залива.

1 ноября местные милицейские формирования при поддержке кенийских военных и африканских миротворцев из контингента Amisom выбили боевиков «Аш-Шабаб» с острова. Однако уже 8 ноября джихадисты вновь овладели им, потеряв при этом 70 человек. По оценке наблюдателей, операция по захвату острова стала самой крупномасштабной со стороны движения «Аш-Шабаб» со времени гибели главаря этой организации Ахмеда Абди Годана, убитого в сентябре с.г. в результате американского авиаудара.

17 ноября в Могадишо была подорвана очередная машина. В результате теракта два человека получили тяжелые ранения.

19 ноября неизвестные застрелили в Могадишо гражданина США сомалийского происхождения, вернувшегося в Сомали годом ранее и работавшего инженером по дорожному строительству в столичном муниципалитете. 60-летний выпускник Калифорнийского университета до возвращения на родину долгое время работал в Миннеаполисе. Как заявил в этой связи мэр Могадишо Хасан Мохаммед Хусейн, инженер погиб от рук «элементов, прибегающих к насилию» — на местном официальном слэнге так называют боевиков движения «Аш-Шабаб». Двое боевиков остановили его машину в квартале Ходон на юге столицы и расстреляли. Подобная избирательность говорит о том, что за ним явно долго следили.

Многие представители сомалийской диаспоры стали возвращаться на родину после того, как в августе 2011 года движение «Аш-Шабаб» было вынуждено уйти из Могадишо. Ими движут намерения либо организовать свой бизнес на родине, либо помочь своей стране. Некоторые из вернувшихся были убиты за то, что они поддерживали тесные связи с сомалийскими властями, с которыми воюет движение «Аш-Шабаб».

3 ноября ООН и Евросоюз предупредили, что борьба за власть, развернувшаяся между президентом Сомали Хасаном Шейхом Мохамудом и премьер-министром Абдивели Шейхом Ахмедом компрометирует достижения по возвращению мира в стране. Спецпредставитель ЕС Александр Рондос выразил «глубокую озабоченность» в связи с публично объявленными разногласиями между президентом и премьером. По его оценке, эти разногласия «уже оказали негативное воздействие на функционирование федеральных институтов».

Месяцем ранее премьер вывел из состава своего кабинета ряд министров, считавшихся близкими к президенту, что повлекло за собой гнев последнего.

По оценке спецпосланника ООН в Сомали Николаса Кея, этот конфликт угрожает политическому будущему страны, и в частности, намеченному на 2015 год референдуму по новой конституции. Он также выразил тревогу в связи сообщениями, согласно которым голоса депутатов парламента покупались перед голосованием о вотуме недоверия правительству.

На эту критику ответил президент Сомали. «Я оценил озабоченность международного сообщества, но лучший способ помочь руководителям институтов Сомали – это уважать их и позволить им решить их проблемы в рамках вызревающей политической системы», — заявил Хасан Шейх Мохамуд.

Действующие власти Сомали работают с 2012 года. Как и предыдущим правительствам, им пока не удалось распространить свое влияние на всю территорию страны несмотря на ряд военных побед, одержанных с помощью африканских миротворцев над формированиями движения «Аш-Шабаб».

11 ноября стало известно, что США, озабоченные борьбой за власть в руководстве Сомали, послали сигнал Могадишо, объявив, что отказываются от участия в международной конференции в Копенгагене, посвященной проблемам этой страны. Одновременно Вашингтон призвал руководителей Сомали «стать выше политических разногласий, которые их удаляют от работы по объединению страны».

Похоже, что США открыто встали на сторону премьера в этом конфликте, заявив, что «инициативы по вотуму недоверия премьеру в парламенте не служат интересам народа Сомали».

Несмотря на позицию Вашингтона, 18 ноября 14 министров из состава правительства Сомали призвали премьера уйти в отставку. Среди подписавших манифест были, в частности, министры обороны, внутренних дел, финансов, иностраннных дел и юстиции.

Всего в составе правительства Сомали 23 министра.

17 ноября ареной межклановых боев вновь стал город Байдоа. Их итог – погибли по меньшей мере два человека. Порядок в городе удалось восстановить лишь после вмешательства солдат из контингента Amisom.

21 ноября Европейский союз продлил на два года мандат своей антипиратской миссии в Аденском заливе «Аталанта». При этом утверждалось, что угроза со стороны сомалийских пиратов никуда не исчезла несмотря на заметное улучшение ситуации в этом районе.

Миссия «Аталанта» началась в 2008 году с задачей обеспечить безопасность доставки в Сомали гуманитарной помощи, осуществлявшейся Всемирной продовольственной программой ООН. В настоящее время в рамках миссии в регионе постоянно находятся от 4 до 5 боевых кораблей от ВМС европейских стран, а также два самолета базовой патрульной авиации. Общая численность миссии — до 900 человек.

Как констатировалось в коммюнике ЕС, к настоящему времени «бизнес-модель» сомалийских пиратов нарушена, однако они продолжают ждать своего часа на берегу. Этим же документом командованию «Аталанты» поручены новые «вторичные» функции — поддержка европейским миссиям Eucap Nestor (оказание помощи Сомали, Джибути, Кении, Сейшелам и Танзании в становлении нацциональных ВМС) и EUTM (обучение сомалийских военных).

Отзвуки событий в Сомали в ноябре то и дел звучали в соседней Кении. 12 ноября кенийская полиция объявила об аресте 10 «террористов», прибывших в страну из Сомали. Утверждалось, что среди арестованных были две женщины – кандидатки в смертницы.

14 ноября Всемирная продовольственная программа ООН (PAM) объявила, что из-за нехватки средств вдвое сокращает поставки продовольствия для беженцев из Сомали и Южного Судана, обосновавшихся в Кении. Эта мера коснется примерно 0,5 млн человек, укрывшихся в лагерях беженцев Дадааб и Какума. Отныне они будут получать продовольствие из расчета 1050 килокалорий в сутки вместо 2100. Находящийся на границе с Сомали Дадааб – самый большой в мире комплекс лагерей беженцев в мире – в настоящее время принимает свыше 350 тысяч сомалийцев.

17 ноября кенийская полиция провела облавы в мечетях Момбасы, поскольку имелись подозрения, что там хранится оружие и скрываются боевики движения «Аш-Шабаб». Итог операции – один человек был убит, свыше 250 арестованы. Как объявил глава городской полиции Джеффри Майек, операция была организована после того, как полиция получила информацию о концентрации в мечетях боевиков и молодых сторонников «Аш-Шабаб», которые готовились к вооруженному выступлению. Что касается убитого, то его застрелили при попытке метнуть гранату в полицейских.

Облавы в мечетях Момбасы повторились 19 ноября. Ее итог – арестованы 109 человек.

Громкий ответ боевиков «Аш-Шабаб» на действия кенийских властей последовал 22 ноября, когда на кенийской территории близ границы с Сомали были хладнокровно расстреляны 28 пассажиров междугороднего автобуса. Боевики сначала остановли автобус, затем перегнали его вместе с пассажирами в безопасное место, где расстреляли всех, кто не стал называться мусульманами. Всего в автобусе было около 60 пассажиров. Затем исламисты скрылись на территории Сомали. Позднее в тот же день движение «Аш-Шабаб» взяло на себя ответственность за это преступление, заявив, что таким образом оно отомстило за облавы в мечетях Момбасы.

23 ноября власти Кении объявили, что кенийские войска преследуют на территории Сомали боевиков движения «Аш-Шабаб», учинивших бойню близ кенийского приграничного городка Мандера. При этом утверждалось про уничтожение 100 боевиков, 4 автомашин и «лагеря боевиков, где замышлалось преступление». Движение «Аш-Шабаб» тут же опровергло это заявление, назвав его «абсурдным».

Следствием атаки у Мандеры стал призыв профсоюзов госслужащих, врачей и учителей к своим членам покинуть северо-восток Кении, где проживает преимущественно мусульманское население.

Уже 29 ноября в резуультате новой атаки боевиков движения «Аш—Шабаб» на востоке Кении погиб один полицейский, еще один получил тяжелые ранения. Перестрелка между полицейскими и боевиками имела  место близ лагеря беженцев Дадааб.

30 ноября из Кении пришли сообщения о том, что в связи с упомянутыми инцидентами могут лишиться своих постов министр внутренних дел и шеф кенийской полиции.

В целом, приходится констатировать, что власти Кении, военные которой приняли активное участие в боевых действиях в Сомали в составе Amisom, оказались неготовы к тому, что боевики движения  «Аш-Шабаб» начнут активные боевые действия на востоке Кении, где, судя по всему, им удалось создать «пятую колонну» среди местного мусульманского нааселения. Это чревато подрывом стабильности в еще одной стране региона.

62.83MB | MySQL:102 | 0,570sec