Об эксплуатации ресурсного потенциала Западной Сахары

Часть 2

Ахиллесовой пятой экономики Марокко является почти полное отсутствие таких видов энергоносителей, как нефть и газ. С целью более полного исследования своих недр, правительство приложило значительные усилия в последние 2 года, что позволило начать несколько геологоразведочных проектов на марокканской территории, о чем мы упоминали (http://www.iimes.ru/?p=21429).

При этом следует  обратить внимание, что значительная часть этих проектов сосредоточена на морском шельфовом участке в районе Агадира и южнее, а некоторые на территории Западной Сахары. Кроме того, многие компании стремятся начать геологоразведочные работы на спорных территориях, либо возобновить их, чему мешают юридические и военно-политические препятствия. Эти факты говорят о возможном наличии запасов нефти и газа в недрах южных провинций королевства и Западной Сахары, хотя информация об их наличии до сих пор отсутствует.

Исследования территорий на предмет наличия энергоносителей имели место в 1960-х гг., при этом геологоразведка была проведена не очень тщательно: на участках суши плотность скважин составляла одна на 4 000 км2, а на морских участках – одна на 23 000 км2.[1] В период с 1960 по 1975 гг. разведку вели 20 иностранных компаний, испанских и американских, которые обнаружили месторождения, однако подробных данных о запасах и качестве сырья обнародованы ими не были. Позднее, с началом вооруженного конфликта, геологоразведочные работы были прекращены, возобновляясь в виде небольших и краткосрочных одиночных проектов в последующие годы на основании соглашений, заключенных с марокканским правительством (1981, 1982, конец 1990-х гг.)[2]. В конце 1990-х гг. марокканское правительство подписало 10 контрактов с иностранными компаниями на проведение исследований, что вызвало протест со стороны ПОЛИСАРИО. Именно этот протест позволил в 2002 г. добиться принятия Резолюции юридической комиссии ООН, упомянутой в первой части. Сегодня территория Западной Сахары и ее прибрежных вод остается одной из последних территорий Африки, не охваченной подробными геологическими исследованиями[3].

В 1981 г. были обнаружены запасы битуминозных пород объемом до 2 млрд тонн в прибрежных районах, а в 1982 г. марокканское правительство заключило соглашение с компанией Shell Oil Co стоимостью 4,5 млрд долл. на сооружение мощностей для переработки битуминозных сланцев, однако, по причине сложной военной обстановки, реализация проекта так и не была начата[4].

Сегодня территория Западной Сахары состоит из двух бассейнов по данным Office National des Hydrocarbons and Mining (ONHYM- марокканской компанией, в ведении которой находятся геологоразведка и добыча минеральных ресурсов):

— Заг-Бас-Драа – площадь 95 050 км2, расположен на северной части Западной Сахары;

— бассейн Тарфая-Лагвира – площадь 124 821 км2, покрывает остальную часть Западной Сахары, многие эксперты рассматривают его как более перспективный по сравнению с первым.

По версии САДР, территория состоит из трех потенциально перспективных бассейнов[5]:

— Тиндуф – частично расположен на территории Западной Сахары, частично – на территории Алжира;

— Эль-Аюн – Тарфая, растянувшийся вдоль побережья на 1100 км;

— Мавритано-сенегальский (последний частично находится на территории Сенегала и Мавритании, частично – на территории Западной Сахары).

Причиной таких расхождений является то, что Марокко фактически контролирует не всю часть территории Западной Сахары.

Они разделены на 18 блоков (12 морских шельфовых, 6 на суше).

Что касается условий работы компаний по разведке и добыче минеральных ресурсов на территории, то они различаются.

В случае заключения соглашения с марокканскими властями деятельность осуществляется в соответствии с законодательством королевства, в соответствии с которым основанием для ведения разведки является лицензия на геологоразведочные работы. Этот документ выдается на один год с возможностью продления.

Также с государством заключается нефтяное соглашение, состоящее из:

— разрешение на проведение исследовательских работ (выдается на срок не более 8 лет и на участок не более 2000 км2  и не менее 200 км2 при условии, что одна компания не может владеть участками общей площадью 10 000 км2   на участке суши и 20 000 км2 в морской зоне);

—  концессия на эксплуатацию месторождения, чье действие не может превышать 25 лет.

Доля государственной собственности в проекте не должна превышать 25 %. , что не имеет аналогов в мире.

Компании, которые заключили нефтяное соглашение, освобождаются от общих налогов на период 10 лет с момента начала работ или производства. Существуют так называемые концессионные платежи, эквивалентные объему 10 % добытой нефти и 5 % газа при ведении работ на суше или в морской зоне глубиной более 200 м, при этом первые 300 000 т нефти или 300 млн м3 газа освобождаются от этих платежей. При ведении работ на морском участке глубиной более 200 м, ставка этих платежей составляет соответственно 7 % и 3,5 %, первые добытые 500 000 т нефти и 500 млн м3 освобождаются от концессионных платежей. Дополнительные налоги отсутствуют. Также под освобождение от таможенных сборов и ввозного НДС освобождаются все оборудование, материалы и услуги, необходимые для исследования, эксплуатации и производства в рамках подписанных соглашений. Лица, получившие концессии, освобождаются от городского налога, налога на неразвитые поселения. Доходы в виде прибыли и дивидендов держателей акций концессионных компаний и держателей лицензий освобождаются от налога на доходы, а также могут быть выведены за пределы королевства без ограничения и дополнительных платежей. Данная мера связана с необходимостью привлекать иностранных инвесторов в исследовательские проекты. За разрешение на разведочные работы уплачивается госпошлина в размере 1 000 дирхамов (110 $), а за эксплуатационную концессию пошлина уплачивается в размере 1 000 дирхамов ежегодно.

В случае заключения соглашения, связанного с эксплуатацией недр Западной Сахары (в марокканской версии – «южных провинций»), никаких дополнительных льгот не предусмотрено (во всяком случае, о них нигде не написано), но между правительством королевства и компаниями подписывается соглашение о строгом соблюдении норм и принципов международного законодательства, а также о том, что полученные доходы будут использоваться с учетом интересов населения Западной Сахары и в целях развития ее территорий[6]. Однако, можно предположить, что правительство королевства предоставляет какие-то дополнительные гарантии компаниям, принявшим решение вести деятельность на спорной территории, на случай возникновения политических рисков, так как заинтересованность в обнаружении хоть каких-то энергоносителей у Марокко очень большая.

Информация о нефтяном законодательстве САДР представлена не столь подробно.

Основными документами, служащими основанием для геологоразведки и добычи в случае САДР, являются: контракт о разделе продукции (Production Sharing Contract) и соглашение об обеспечении контракта о разделе продукции (Production Sharing Contract Assurance Agreement). Первое является основанием для выдачи лицензии, а его общая форма разрабатывается с учетом международной практики с соблюдением принципов соответствия законодательству, эксплуатации в интересах САДР, а также предоставления прав на исследования и добычу исключительно контрагенту или агенту, действующему от его имени. Второй документ устанавливает конкретные условия проведения работ: вопросы налогообложения, порядок и сроки уплаты административных платежей, сроки действия соглашения и др[7]. То есть, в отличие от марокканского порядка, где значительная часть соглашений приведена к общей форме и регламентирована законодательством, в случае с САДР конкретные условия устанавливаются непосредственно в процессе подписания соглашения, в зависимости от конкретных условий и от того, «кто как договориться». При этом аналогичный порядок предусмотрен не только для разведки и добычи нефти и газа, но и иных полезных ископаемых, а такие упрощенные условия создают руководству САДР более широкое поле для маневра и гибкости условий по сравнению с марокканским правительством.

В настоящее время известно об активности следующих компаний на территории  Западной Сахары по согласованию с ONHYM (Марокко). Этими компаниями являются Capricorn (Шотландия), Kosmos Energy (США), Glencore international (Швейцария).

Компании Kosmos Energy и Capricorn ведут разработку двух блоков на морском шельфе в районе Будждура (город, расположенный на атлантическом побережье в 170 км к юго-западу от Эль-Аюна), название проекта — Cap Boujdour. При этом доля Capricorn в проекте составляет 20 %, Kosmos Energy – 50 %, остальное – ONHYM. Соглашение заключалось в 2011 г. Бурение проводится с помощью судна Atwood Achiever (зафрахтовано у компании Atwood Oceanics), на глубине более 2000 м. По словам руководства Kosmos Energy, первые результаты бурений должны быть обнародованы в течение первого квартала 2015 г[8]. По состоянию на конец декабря 2014 г. известно о прибытии судна в воды Западной Сахары, однако информации о начале работ либо их отсутствии нет. Деятельность компаний неоднократно и очень активно подвергается критике со стороны WSRW[9], в т.ч. путем проведения демонстраций[10] (по утверждению WSRW, демонстрации проходили в г. Эль-Аюн), направления письменных протестов. А заключенные по обвинению в преступлениях во время знаменитых беспорядков 2010 г. в лагере Агдим Изик даже направили коллективное письмо из марокканской тюрьмы в адрес церковного сообщества штата Техас с просьбой повлиять на руководство компании и оставить проект в Западной Сахаре, при этом в письме содержались призывы к христианским ценностям[11]. В свою очередь, руководство Kosmos Energy ответило письмом руководству САДР, в котором обосновало юридическую правомерность своей деятельности, ссылаясь на ту самую резолюцию и указав, что нарушений законодательства со своей стороны оно не видит, так как деятельность осуществляется в интересах народа Западной Сахары[12]. В руководстве САДР эта позиция понимания не нашла[13].

Glencore international имеет долю в двух проектах — Boujdour Offshore Shallow (38,25 %), расположенному неподалеку от места работы Kosmos Energy, и Foum Ognit Offshore (18,75 %). Первая лицензия была приобретена в 2013 г., вторая – в 2014 г. Компания входит в десятку крупнейших европейских по объему оборота, количество сотрудников – около 55 тыс. человек, работающих во многих странах мира. При этом история компании тесно связана со скандалами в нарушении международных санкций, а ее руководство зачастую предпочитает не афишировать деятельность. Кроме того, компания известна своей рискованной политикой, в-частности, в числе первых приходит в конфликтные и нестабильные регионы: например, в сентябре 2011 г. была одной из первых, заключивших соглашения с новым правительством Ливии, еще воевавшем против войск М. Каддафи, на поставку нефтепродуктов[14], а так же с правительством новообразованной Республики Южный Судан летом 2011 г.[15] Помимо обвинений в нарушении международного законодательства, со стороны WRSW также звучали обвинения в адрес марокканского правительства о том, что сведения о заключенных сделках с компанией не были официально опубликованы в регулярных отчетах компании ONHYM и правительства[16]. С учетом «специфичной стратегии» компании, описанной выше, появление ее в этом регионе и сохранение деятельности в тайне не является чем-то удивительным.

Что касается САДР, то его правительство также имеет опыт привлечения компаний для работы на спорных территориях, в т.ч. на те участки, которые фактически находятся под контролем Марокко. Первые 10 соглашений на проведение геологоразведочных работ были заключены в 2006 г., непосредственный конкурс проводился в штате Техас (США). Эти соглашения также подвергаются критике со стороны марокканского правительства, правда, менее активно. В настоящее время об открытиях запасов минеральных ресурсов со стороны САДР, представляющих коммерческий интерес, ничего неизвестно. Среди последних заключенных правительством Западной Сахары контрактов – компания  Red Rio Petroleum Limited (Великобритания) и совместный проект компаний Havoc Partners (Австралия) и Premier Oil Plc (Великобритания). Первая компания заключила контракт в марте 2014 г. на исследования в районе Бир Лехлоу (Bir Lehlou) – территория, находящаяся фактически под контролем ПОЛИСАРИО, в северной части «освобожденных территорий»[17]. Следует отметить, что это уже не первые исследования данного участка – относительно недавно компания Europa Oil & Gas (Великобритания, аффилирована с Kosmos Energy) проводила исследования, однако, в мае 2013 г. оставила проект, объяснив это сменой стратегии компании, которая теперь заключалась в работе только в районе Великобритании. При этом по той же причине (со слов руководства компании) также был оставлен проект в Румынии[18]. Что касается Havoc Partners, то эта компания взаимодействует с САДР около 15 лет (в предыдущее время она функционировала под другими наименованиями), и в конце 2014 г. она подписала с правительством Западной Сахары соглашений о приобретении 50%-й доли на четырех морских участках: Daora, Haouza, Mahbes and Mijek[19]. Остальные 50 % приобрела компания Premier Oil Plc. Общая площадь этих участков составляет 74 327 км2, глубина участков от 200 м до 2500 м. При этом в случае начала работ участок оказывается в непосредственной близости с участком, на котором ведутся работы упомянутой выше компанией Kosmos Energy. В случае обнаружения нефти на этих блоках (а надежды на это очень большие, что видно хотя бы по высокой активности компаний), могут возникнуть осложнения между компаниями, законодательного механизма решения которых в настоящее время не выработано.Havoc Partners также заключило соглашение о проведении исследований на наличие минеральных ресурсов и полезных ископаемых в масштабе всех «освобожденных территорий» (находящихся под властью ПОЛИСАРИО).


[1] http://www.sadrpma.com/petroleum/

[2] Мохамед Фадель Али Салем «Западная Сахара: ресурсный потенциал и политические реалии», стр. 60

[3] http://www.havocpartners.com/images/PDF/Havoc_SADR_PR_FINAL_01_12_14.pdf

[4] Мохамед Фадель Али Салем «Западная Сахара: ресурсный потенциал и политические реалии», стр. 61

[5] http://www.sadrpma.com/petroleum/geological-summary/

[6] http://www.petroleumafrica.com/morocco-makes-pledges-on-western-sahara-exploration/

[7] http://www.sadrpma.com/petroleum/petroleum-legislation/

[8] http://www.wsrw.org/a106x3024

[9] http://www.wsrw.org/a105x3101

[10] http://www.wsrw.org/a105x3064

[11] http://www.wsrw.org/a106x3021

[12] http://wsrw.org/files/dated/2014-04-25/2014.03.14_wsrw_-_kosmos_energy.pdf

[13] http://www.wsrw.org/a105x2890

[14] http://vz.ru/news/2011/9/5/520132.html

[15] http://www.iimes.ru/?p=13096

[16] http://www.wsrw.org/a105x2964

[17] http://www.petroleumafrica.com/saharawi-government-awards-exploration-block/

[18] http://www.petroleumafrica.com/europa-exits-sadr/

[19] http://www.havocpartners.com/current-projects/google-maps/sadr/

52.27MB | MySQL:103 | 0,470sec