Противодействие межконфессиональной розни как одна из главных задач внутренней политики Саудовской Аравии

Проблема суннито-шиитских отношений за прошедший месяц вновь актуализировалась в Саудовской Аравии. Прежде всего, это связано с расстрелом «такфиристами» группы шиитов в селении Ад-Дальва, в Восточной провинции, которое произошло 3 ноября 2014 г. во время празднования Ашуры – 10 мухаррама по мусульманскому календарю. Как известно, в результате этого нападения исламистов погибли 7 местных жителей, а 13 получили ранения. Это случай всколыхнул королевство, заставив все слои общества вновь обратить внимание на сохранение «национального единства», «внутренней стабильности», борьбу с «ксенофобией» и «религиозной нетерпимостью». Тем более, мало кто сомневался, что нападение в Ад-Дальве имело исключительно антишиитский характер. Отмечалось, что не случайно был выбран и сам объект нападения — хусейния – общинный центр для проведения религиозных церемоний, где собираются шииты для проведения траурных церемоний в день поминовения имама Хусейна, что рассматривается «такфиристами» как проявление откровенного «ширка» у «рафидитов».

Поэтому события в Ад-Дальве, заставили саудовские власти всерьез отнестись к ним как преднамеренной провокации и принять надлежащие меры к их расследованию, чтобы избежать серьезных волнений шиитского населения в Восточной провинции, из-за опасения, что они могут перерасти в «интифаду Мухаррама-2». МВД КСА выступило с предельно жестким заявлением, что власти решительно осуждают этот теракт, который был осуществлен «хариджитами», за которыми стоят мировые джихадисткие организации, и направлен на разжигание фитны (смуты) в королевстве. Министр внутренних дел принц Мухаммед бин Найеф лично посетил раненых, передав самые благие пожелания от короля и наследного принца, а также выразил соболезнование семьям погибших. Было особо подчеркнуто, что король приказал, «чтобы безопасность должна стать основной задачей во всем королевстве». Кроме того, принц Аль-Валид бин Талаль пожертвовал 2,5 млн. риалов КСА семьям погибших.

Надо отдать должное, саудовские спецслужбы мобилизовали все силы для расследования этого теракта. Как следовало из заявления МВД от 19.11. 2014 г.  удалось задержать всех его исполнителей, а также тех, кто хоть в малейшей степени был причастен к нападению на хусейнию в Ад-Дальве, общее количество арестованных составило 77 человек. Помимо саудовцев в подготовке теракта  также участвовали граждане Турции, Сирии и Иордании, которые имели удостоверение резидента (икаму) для легального проживания в Саудовской Аравии. По информации газеты «Аль-Хайят лидером группы являлся саудовец Абдалла ас-Сахран, который поддерживал контакты с руководством «Исламского государства» (ИГ) и ранее воевал в Ираке и Сирии.

Заданный правительством курс на осуждение межконфессиональной вражды и противодействия внутреннему терроризму поддержали религиозные лидеры КСА, осудив этот теракт в выражениях не совсем характерных для «пуританского» салафитского ислама. Верховный муфтий Абдель Азиз Аль Шейх назвал его как «преступление, которое планировали заблудшие мунафики (лицемеры), желающие разжечь фитну между сынами уммы, чтобы столкнуть их друг с другом». Члены Высшего совета улемов, также осудили нападение как «отвратительное преступление виновники, которого заслуживают самого сурового наказания по законам шариата», и призвали подданных короля «не позволить врагам веры и страны нанести вред единству и стабильности, поскольку они стремятся это сделать». Генеральный секретарь Высшего совета улемов шейх Фахд аль-Маджд заявил, что совершившие данное преступное злодеяние должны подвергнуться самому суровому наказанию по законам шариата». Даже глава религиозной полиции Абдель Латыф Аль Шейх осудил нападение, заявив, что это противоречит исламу, шариату, духовным ценностям и морали.

Шиитские активисты и духовенство также сделали 18 ноября ответный ход со своей стороны, когда посетили губернатора провинции Аль-Касим принца Фейсала бин Бандара бин Абдель Азиза, выразив соболезнования семье офицера полиции Мухаммеда аль-Инази, который погиб во время операции по задержанию террористов, подозреваемых в «резне в Ад-Дальве». Власти даже предоставили возможность шейху Хасану ас-Саффару – неофициальному главе шиитской общины Восточной провинции выступить 15 декабря с.г. с интервью на страницах газеты «Указ», одного из главных саудовских официозов. Хотя шейх Хасан в свойственной ему манере при диалоге с властями старался избегать острых углов и давал обтекаемые формулировки по всем имеющимся проблемам, больше рассуждая о «толерантности и гармонии» между суннитскими и шиитскими подданными королевства. Причем выразил надежду, что, этот болезный для всех инцидент станет мотивацией для суннитских и шиитских священнослужителей активизировать свои связи, т.к. «именно они являются наиболее влиятельной частью в обществе». Интересно, что он неожиданно выразил недовольство деятельностью Центра национального диалога им. короля Абдель Азиза, т.к. по его мнению, эта структура в настоящее время дистанцируется от решения серьезных проблем, особенно, что касается межконфессиональных разногласий, которые угрожают будущему государства. Однако из интервью следовало, что он со всей серьезностью оценивает опасность, которая исходит от террористических группировок в КСА. Поскольку их деятельность направлена на дестабилизацию внутренней ситуации в стране, а распространение «такфиристких групп» связано не только из-за причин неправильного толкования мусульманского вероучения, но из-за желания определенных политических сил, которые стремятся активизировать такие конфликты в саудовском обществе. «Светские» шиитские активисты также выразили благодарность правительству за проявленное внимание в расследование этого преступления. Например, Джафар аш-Шайеб поблагодарил «всех людей, выразивших свои соболезнования и солидарность» как внутри КСА, так и из-за рубежа. Он выразил особую признательность властям и спецслужбам, а также всем журналистам, представителям интеллигенции и суннитского духовенства, чьи голоса способствуют дальнейшему укреплению национального единства, отметив, что этот «инцидент откроет путь для решение некоторых других вопросов, которые остаются нерешенными».

Кампания по осуждению «резни в Ад-Дальве» и «укреплению национального единства», а также преодоления «межконфессиональной вражды» была запущена во всех официальных саудовских СМИ. Начиная с ноября с.г. в саудовских медиа были опубликованы десятки редакционных статей, аналитических заметок ведущих саудовских колумнистов и политологов, в которых безоговорочно осуждалось это преступление, направленное исключительно на разжигание фитны внутри страны. Особо подчеркивалось, что волна возмущения «объединила страну» и «арабская улица в Саудовской Аравии» выступает как «один человек против терроризма», а суннитские и шиитские подданные монарха демонстрируют общую сплоченность. Однако, в либеральной «Аль-Ватан» отмечалось, что «резня в Ад-Дальве» является возвращением внутреннего терроризма в его наихудшей форме и первой террористической атакой на конфессиональной почве, если прежние теракты были направлены на символы королевства и его инфраструктуру, то сейчас налицо попытка внести раскол внутри страны. Газета отмечает, что для этого как и в прошлое десятилетие активно используется молодежь.

Тем не менее, некоторые саудовские журналисты выступили с заявлениями, которые «отклонялись» от официальной линии. Прежде всего, была сделана попытка вскрыть истинные причины этого явления, а не ограничиться только обычными пропагандистками заявлениями. Был сделан неутешительный вывод – межконфессиональная вражда глубоко укорена в саудовском обществе, т.к. многие идеи, которые служат для разжигания внутреннего конфликта в КСА исходят от весьма конкретной группы улемов, имамов-хатыбов, а также некоторых преподавателей вузов и средних учебных заведений. Самое печальное, что власти зная об этой проблеме, часто «смотрели сквозь пальцы», попуская их деятельность, которая носит определенно антигосударственный характер. Наиболее откровенно высказался Фарес Хазем (канал «Ал-Арабия») в статье «Не лгите – суннито-шиитская ненависть это реальность» (06.11.2014 г.) отметив, что вся компания по осуждению теракта и провозглашению саудовского единства явилась только показной акцией. По его мнению, заявления, сделанные неоднократно за последнее время официальными лицами и правительственными СМИ, о суннито-шиитском сосуществования в Саудовской Аравии, является ничем иным как искажением истины: «Ежедневная саудовская реальность наполнена кампаниями ненависти. Имеются священнослужители, которые заложили основы этому, и общество приняло их. Ни одна из сторон не является невиновной. Экстремисты, сунниты или шииты, одно и тоже. Экстремисты имеются как среди шиитов, так и суннитов, которые по своей сути одинаковы. Они сходны в своих заявлениях, они подкармливают общество своими идеями. Они делали это вчера, будут делать завтра, а также послезавтра. Решение этой проблемы невозможно решить только через пропагандистскую кампанию осуждения и разоблачений, что стало общим явлением за все эти дни… Каждая сторона подпитывает народ ядовитыми идеями, насыщенными ненавистью в отношении другого… Празднование национального единства в настоящее время является наглядным примером самообмана».

Однако не все его коллеги были столь категоричны, например, Сальман ад-Доссари, редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», полагает, что правительство решительно отвергает натравливание суннитских экстремистов на шиитов как целенаправленную деятельность, но соглашается, что это реальность. Причем, по его мнению, это также связывается с деятельностью небольшой, но очень влиятельной группы, которая пользуется своими полномочиями и статусом, чтобы подстрекать суннитов против шиитов, причем многие из них уверены в своей безнаказанности.

Интересно отметить, что социальные сети в КСА используются не только экстремистами для пропаганды своих идей. Некоторые из них, особенно «Твиттер», стали буквально «саудовским Гайд-парком», где саудовцы выражают свои взгляды по текущим проблемам. Многие саудовские колумнисты и даже чиновники имеют аккаунты, где высказывают свою точку зрения, которую бы не напечатали ни в одной из официальных газет. Например, Мухаммед Аль Шейх, обозреватель официального ежедневного «Аль-Джазира», написал: «После нападения в Эль-Ахсе  поймут ли наши шейхи, что культура Ибн Таймийа (речь идет о мусульманском теологе, который считается основателем салафизма-авт.), подстрекающая суннитов против шиитов, принесет нам несчастье и сделает судьбу нашей родины и единства нашего народа сходной с судьбой Ирака?». Юсеф Аба аль-Хали, колумнист газеты «Эр-Рияд», написал: «Многие из тех, кто осуждали события в Аль-Ахсе, разжигали межконфессиональную рознь и сеяли ненависть на религиозной почве. Они так поступают всегда – убивают своих противников и приходят на их похороны!». Шиитский журналист Хасан аль-Хамад заметил: «Эта страна в настоящее время разъедаема межконфессиональной враждой. В учебных пособиях нас обвиняют в куфре (неверии). СМИ разжигают ненависть против нас. Имамы-хатыбы требуют вырезать нас….».

Как считают, именно эта «влиятельная группа» улемов стоит за увольнением 05.11.2014 г. министра культуры и информации Абдель Азиза Ходжи, после его приказа о закрытии суннитского религиозного канала «Висаль» за разжигание межрелигиозной вражды в отношении шиитского населения КСА. Указ короля Абдаллы последовал сразу после того, как министр сообщил в своем аккануте в «Твиттере», что «приказал закрыть офис канала «Висаль» в Эр-Рияде и запретил его трансляцию в королевстве». Канал «Висаль» возобновил свое вещание, а отставка министра была объяснена его личным желанием «по состоянию здоровья и в силу преклонного возраста».

Тем не менее, события в Ад-Далве, по выражению арабской прессы, «всколыхнули стоячую воду и в Шуре», что заставило членов Консультативного совета более пристально посмотреть на существующие проблемы, угрожающее явным образом внутренней стабильности. Осудив, как «преступный и бесчеловечный акт, который нельзя оправдать никакими религиозными и общечеловеческими ценностями, т.к. совершившие это продались заблуждающимся, чтобы подорвать безопасность страны и национальное единство, а также разрушить общественную социальную структуру», они выступили и с некоторыми инициативами. Например, член Консультативного Совета Мухаммед Рида Насралла заявил о формировании особого комитета в Шуре, в состав, которого будут входить шесть человек, среди них улемы и юристы, целью этой структуры будет выработка комплексного подхода для преодоления межконфессиональной разобщенности в КСА. Планируется, что его задачей станет целенаправленная кампания по борьбе с расизмом и дискриминацией на этнической и конфессиональной почве. Предполагается также, что данный комитет будет действовать при тесном контакте и под контролем МВД КСА, Министерства юстиции, Следственного комитета и Прокуратуры, а также других компетентных государственных органов. Однако признается, что для деятельности подобной межведомственной структуры необходима законодательная база, т.к. в саудовском уголовном праве отсутствуют четкие определения расизма, межконфессиональной вражды и соответствующих терминов. Поэтому необходимы специальные законы, которые подготовили бы юридическую базу, предусматривающую уголовную ответственность за подстрекательство к этим противоправным действиям. Кроме того, предлагается установление особого контроля над содержанием учебных пособий и программ на предмет наличия в них расистских или оскорбительных выражений в отношении какой-либо конфессии или этнической группы.

Отмечается, что аналогичный законопроект уже разрабатывался шесть лет назад в Консультативном совете, когда член Шуры Захир аль-Харифи выступил с инициативой рассмотреть закон «О признании уголовным преступлении действий, связанных с конфессиональной и этнической дискриминацией, трайбализмом и регионализмом». Однако этот законопроект был отвергнут как несвоевременный. Тем не менее, его автор недавно заявил, что все эти проблемы имели место в КСА и раньше, в чем смог убедиться лично, когда участвовал в работе саудовского комитета по правам человека. Он также полагает, что многие проблемы по преодолению этноконфессиональной вражды связаны с отсутствием соответствующей законодательной базы и юридических определений, т.к. нужно «четко определить, когда лицо представляет опасность для национального единства своим поведением и речами». Он полагает, что надо взять за основу систему, которая используется в некоторых арабских и европейских государствах, где четко прописаны штрафы и тюремное заключение (до 5 лет) за подобные действия.

Итак, Саудовская Аравия столкнулась с очень серьезной ситуацией, из которой она должна найти выход как можно скорее, т.к. любая внутренняя дестабилизация «на шиитском направлении», несомненно, является вызовом национальной безопасности. Эр-Рияд в настоящее время стоит перед дилеммой: с одной стороны, необходимо изменить политику в отношении шиитов; с другой эффективно противостоять возможным сепаратистским тенденциям, что является задачей любого государства, которое стремится сохранить свое единство. Дополнительным фактором становится противостояние собственным суннитским террористам, которые выступают на стороне ИГ и имеют большое желание перенести «иракский сценарий» межконфессиональной войны уже на саудовскую почву. Это для королевства крайне опасно, т.к. создаст «горячую точку» в Восточной провинции, где в столкновениях с «такфиристами» будут принимать участие и шиитские группировки, которые будут, вероятно, пополнятся единоверцами из соседних стран Залива (Иран, Ирак и Бахрейн и др.). Тем более, ситуация с шиитским населением всегда являлась объектом пристального внимания бахрейнских шиитских партий («Аль-Вифак» и др.), имеющих прямую поддержку Тегерана, и последние события в Ад-Дальве не стали исключением. Причем ситуация с экспортом «шиитской революции» из Бахрейна гораздо боле проблематична для Эр-Рияда, чем военные успехи зейдитской ««Ансар Аллах» на севере Йемена, который отделяет от Эль-Ахсы провинция Наджран и пустыня Руб-эль-Хали. Отметим, что король Абдалла в прошедшие годы прилагал немало усилий, чтобы снизить уровень напряжения в отношениях со своими шиитскими подданными. Например, когда согласился отложить исполнение смертного приговора в отношении радикального шейха Нимра ан-Нимра, после визита президента Ирака Фуада Маасума в ноябре 2014 года, который, как говорят, был совершен по особому настоянию самого влиятельного иракского шиитского духовного лидера – аятоллы Али ас-Систани.

Британский политолог Тоби Маттисен («Вашингтон пост», ноябрь 2014 г) делает в этой связи серьезный вывод: «Часть саудовской правящей семьи может осознать наконец, что их давний союз с ваххабитским религиозным истеблишментом и радикальными антишиитскими группировками в регионе может быть стратегической ошибкой. Но эти отношения, которые их связывают, очень трудно отменить. После десятилетий использования антишиизма в качестве стратегического инструмента внутри страны и за рубежом практически невозможно пойти на попятную, не отказавшись от базовых основополагающих саудовского режима».

Тем не менее, Эр-Рияд осторожно движется по этому пути, о чем говорит, например смена министров в правительстве. Как полагает С.Хендерсон (Вашингтонский Институт Ближнего Востока): «Следует отметить, что получивший отставку министр по делам ислама, который происходит из влиятельной ультраконсервативной многочисленной семьи Аль Шейх, не был заменен другим представителем этой семьи. Это означает, что в первый раз за несколько десятилетий эта группа не имеет министерского портфеля. Балансирование с влиянием религиозного истеблишмента является вечным вызовом для короля». Со своей стороны отметим, что «конкордат», заключенный еще королем-основателем Абдель Азизом трудно отменить, и за семьей Аль Шейх все же остается ряд ключевых постов в религиозных структурах, в том числе в Совете верховных улемов, а религиозную полицию (муттаву) возглавляет Абдель Латыф Аль Шейх, правда с репутацией «умеренного» и «модерниста». Возможно, власти действительно планируют какие-то меры по снижению влияния радикального салафитского духовенства на общество. Отметим, что по некоторым сообщениям в западных и арабских СМИ, претенденты на королевский трон делали недвусмысленные намеки как западным союзникам, так и собственной либеральной части общества, что они «разработали» серьезные меры по дальнейшей секуляризации жизни в стране, которые будут более эффективными, чем у оппонента. Однако, когда в очередной раз обострилось противостояние кланов внутри королевской семьи в связи с ухудшением состояния здоровья короля Абдаллы, ни одна из сторон не будет делать «резких» движений, чтобы не потерять поддержку со стороны консервативных улемов, которые продолжают оставаться серьезной политической силой и имеют решающие слово при выборе короля.

Важно отметить другое, смелые выступления некоторых саудовских журналистов показывают, что в саудовском обществе действительно происходят изменения, и оно не такое однородное как было еще лет 15 назад. Многие уже позволяют себе говорить не только, что угодно властям, но открыто заявляют о своей гражданской позиции. Несмотря на критику саудовскими диссидентами реформ короля Абдаллы — «потемкинская демократия», в Саудовской Аравии все же формируется гражданское общество, конечно, с учетом местной специфики. Причем такие тенденции наблюдаются не только среди интеллигенции, «умеренных» улемов, но также и среди саудовского истеблишмента, где сложилась группа, которая желает продолжения реформ и возможно имеет реальные планы по постепенному изменению политической системы в стране.

Тем не менее, несмотря на принимаемые меры по укреплению единства в обществе декабрь 2014 г. был отмечен рядом событий, которые подтверждают опасения, высказанные некоторыми журналистами. В Катифе прошли несколько акций протестов шиитов с последующим задержанием их «зачинщиков», а также имели место перестрелки с силами безопасности, причем жертвы имелись с обеих сторон. По сводкам МВД КСА 20.12.2014 г. были ликвидированы четыре шиитских боевика во время рейда спецслужб после гибели офицера полиции, который был застрелен неизвестными около селения Аль-Авамия на одном из КПП. Что показывает, Аль-Авамия по-прежнему остается оплотом сторонников шейха Нимра ан-Нимра. Однако стремление определенных сил в Восточной провинции повысить уровень эскалации вызвал протест со стороны «умеренной» шиитской оппозиции, которая традиционно выступает за «мирный диалог с государством». Группа из тридцати шиитских клириков и общественных деятелей во главе с Хасаном ас-Саффаром выступила 16.12.2014 г. с заявлением, осудившем насилие в отношении представителей силовых ведомств, которые «прилагают усилия в борьбе с терроризмом и экстремистскими группировками в целях поддержания безопасности государства и его граждан». Тем не менее, вопреки заявлению «умеренных» некоторые «непримиримые» шиитские улемы (шейх Абдель Карим аль-Хабил и Хашем аш-Шахс) выступили 28.12.2014 г. с призывом к своим сторонникам принять активные меры по противодействию «зверствам» властей и «сделать все возможное, чтобы положить конец этой трагедии» как «пролитие невинной крови, убийство детей и запугивание населения». Отметим, что и Верховный муфтий Саудовской Аравии Абдель Азиз Аль Шейх выступил с неожиданной хутбой (проповедью), содержание которой находится в некотором диссонансе с его недавними заявлениями, когда призвал мусульман не проводить церемонии по празднованию «маулид ан-наби» — день рождения пророка Мухаммеда, т.к. это «новшество и суеверие», и поэтому должно быть искоренено. Несмотря на то, что этот праздник широко отмечается не только у шиитов, но и суннитов, принадлежащих к другим мазхабам.

52.38MB | MySQL:103 | 0,515sec