К вопросу о пакистано – индийском соперничестве в Афганистане.

Часть II

«Борьба» Индии и Пакистана за Афганистан

По мнению западных аналитиков, уход НАТО и США из Афганистана в декабре 2014 года может подтолкнуть Индию и Пакистан к «войне между их сторонниками» в охваченном внутренним конфликтом государстве.

«Опасности для Пакистана состоят в […] в индийском влиянии в Афганистане», — заявил недавно в интервью  агентству «Ажанс Франс Пресс»  (AFP) бывший президент Пакистана Первез Мушарраф. «Они (Индия- авт.) хотят создать антипакистанский (!) Афганистан».

«Если индийцы будут использовать некоторые этнические группы в Афганистане, то Пакистан будет использовать свою собственную поддержку этнических групп в этой стране, и наши этнические союзники – это, конечно же, пуштуны», — далее сказал Мушарраф.

Генерал Первез Мушарраф, бывший военный диктатор и президент, который правил Пакистаном с 1999  по 2007 год,  в настоящее время находится по домашним арестом по обвинению в измене, но его слова все еще имеют вес. Некоторые пакистанские обозреватели полагают, что он все еще близок к нынешнему военному руководству и, что он, вероятно, только озвучивает взгляды своих бывших коллег по Индии и Афганистану.

Гражданское руководство в Исламабаде также высказывает подобные взгляды по Афганистану, терроризму и исламистским боевикам. 17 ноября 2014 года, Сартадж Азиз (Sartaj Aziz) советник по национальной безопасности и внешней политике премьер-министра Наваза Шарифа заявил британской BBC, что для Пакистана нет необходимости целенаправленно вести борьбу с боевиками – исламистами, которые не угрожают безопасности страны.  «Почему враги США должны непременно стать нашими врагами?», — говорит Азиз. «Некоторые из них были опасны для нас, а некоторые – нет. Почему же мы должны создавать врагов из всех них?», — добавил он, имея в виду радикальную группировку «Сеть Хаккани».

Таким образом, здесь приведены заявления двух пакистанских политиков, но они оба несут в себе, как сейчас принято говорить, один простой месседж: Исламабад чувствует угрозу от тесных связей Нью –Дели с Кабулом и, вероятно, продолжит использовать некоторые фракции афганского движения «Талибан» в качестве сил, способных противостоять индийскому влиянию в Афганистане

Новая старая политика Исламабада

Тем не менее, на наш взгляд, нет ничего нового в политике Пакистана по отношению к Афганистану. Фактически,   даже после визита нового президента Афганистана Ашрафа Гани в Пакистан и его встреч с представителями пакистанского руководства,  в том числе с премьером Навазом Шарифом, после которых  эксперты по региону АфПак заговорили о возможной «перезагрузке» пакистано – афганских отношений,  Пакистан по-прежнему проводит старую политику. Ведь по мнению большинства аналитиков по этому региону, военный и гражданский истэблишмент  Пакистана, по–прежнему считают афганский «Талибан» важным стратегическим союзником,  представители которого, по их мнению, должены быть включены в состав афганского правительства после вывода основного контингента войск  США и НАТО из этой страны. Наблюдатели говорят, что пакистанские военные надеются восстановить свое влияние в Кабуле, которым они успешно пользовались до того момента, пока США и их союзники по НАТО не свергли пропакистанский режим «Талибана» в 2001 году.

«Кабул сегодня более дружески относится к Нью-Дели,  в то время, как Исламабад  продолжает поддерживать «Талибан», что сегодня официально признает Сартадж Азиз. Пакистан хотел бы изменить этот сценарий и опять превратить Афганистан в свой политический «задний двор»», — заявил живущий в Лондоне журналист и исследователь  Фарук Сулехрия  (Farooq Sulehria) в интервью немецкой радиостанции «Дойче Велле» (DW).  Мэтт Уалдмэн (Matt Waldman), исследователь афганского конфликта в Гарвардском Университете полагает, что Пакистан не откажется от своей поддержки афганского движения «Талибан» до тех пор, пока региональная динамика не пройдет период трансформации.  Иными словами, пока не станет ясно, у кого после ухода иностранных войск из Афганистана будут реальные рычаги власти и влияния в Кабуле. В своем интервью радиостанции DW Уалдмэн заявил следующее: «Все свидетельства указывают на то, что Пакистан все еще не изменил коренным образом свою политику на афганском направлении».  Другой западный эксперт,  Зигфрид О. Вольф ( Siegfried O. Wolf), профессор  политических наук в Гейдельбергском университете (Heidelberg University) придерживается такого же мнения. Он заявил DW, что убежден в том, что некоторые элементы внутри пакистанского аппарата спецслужб все еще полагают, что Исламабад мог бы использовать афганский «Талибан» в качестве стратегического инструмента для противодействия индийскому присутствию в Афганистане.  На наш взгляд, пакистанские военные и  спецслужбы внимательно наблюдают за развитием внутриафганского кризиса,  и действительно стремятся оставить за собой рычаги влияния на Кабул. В этом плане они, скорее всего, хотели бы продолжать негласно поддерживать т.н. «умеренных талибов». Хотя этот термин не означает, что эти представители афганского «Талибана» готовы сдать свои позиции и отказаться от борьбы за власть – скорее, наоборот, они — пойдя три года назад на прямые переговоры с Вашингтоном,  периодически проходящие на дипломатическом уровне на территории третьих стран – пытаются выторговать для себя обязательное участие во властных структурах Афганистана.  Складывается впечатление, что США, похоже, готовы пойти на этот сценарий, при условии сохранения нынешнего внутриполитического статус-кво в Кабуле. И все это Вашингтон хотел бы осуществить  при полной  поддержке со стороны Исламабада, которая сейчас очень нужна США.

 

Проигранное дело?

Ранее в 2014 году, Нью –Дели объявил о выделении Афганистану пакета помощи на два миллиарда долларов – это  наибольшая по размеру финансовая помощь Индии, которую она когда–либо предоставляла другой стране.

В то время, как, по мнению индийских аналитиков [см. Parviz Azizi, Op. cit.], Индия, начиная с 2001 года была и остается очень активной в деле восстановления Афганистана,  роль Пакистана в этом отношении была незначительной – считает Фарук Сулехрийя. Ведь только в ноябре 2014 года Исламабад объявил, что очень хотел бы участвовать в экономических и инфраструктурных проектах восстановления соседней страны. «Поддерживая «Талибан», Пакистан на самом деле внес свой «вклад» в дело разрушения Афганистана. Как это ни грустно сознавать, но Пакистан не готов к тому, чтобы менять свой политический курс в отношении Афганистана» — отмечает этот лондонский эксперт. Мы же добавим к этому, что те громогласные заявления о «перезагрузке» пакистано – афганских отношений, сделанные с обеих сторон во время визита президента А.Гани в Исламабад еще нуждаются в своем конкретном воплощении в жизнь, и уже ближайшее будущее реально покажет, куда пойдет политика Пакистана в Афганистане, и с какой властью в Кабуле Исламабад будет выстраивать свои отношения.

Нью –Дели удалось наладить тесные связи с Кабулом еще во время правления бывшего президента Афганистана Хамида Карзая визит которого в Индию в 2011 году  завершился подписанием соглашения о стратегическом партнерстве между двумя странами,

Индийский журналист Вивек Кумар (Vivek Kumar) утверждает, что индийские и пакистанские интересы всегда сталкивались друг с другом в Афганистане, и что он не предвидит крупных изменений в динамике пакистано – индийского соперничества в этой стране. «Индийское правительство хотело бы, чтобы новый афганский президент Ашраф Гани Ахмадзай пошел тем же путем, что и его предшественник – бывший президент Хамид Карзай. Индия на самом деле много инвестировала в Афганистан, и все эти инвестиции  стратегически направлены на то, чтобы свести к минимуму влияние Пакистана в Кабуле», — говорит он.  При этом он добавляет, что нынешний премьер –министр Индии Нарендра Моди (Narendra Modi) также хотел бы расширить индийско-пакистанское партнерство в сфере безопасности.

Фарук Сулехрийя также говорит, что за последние годы Афганистан сильно изменился, и что объективная реальность и субъективные факторы играют сейчас больше не в пользу Пакистана. «Пакистанцы сегодня не будут в состоянии диктовать свои условия афганским властям, как и остальному миру. Я думаю, что Пакистан уже проиграл свою войну, ведущуюся через своих ставленников в Афганистане». В пользу верности этого суждения говорит, на наш взгляд, и тот факт, что американские союзники Пакистана – фактически его стратегические партнеры – не так уж и считаются с ролью и присутствием пакистанцев на секретных прямых переговорах между Вашингтоном и представителями «Талибана», часто даже не приглашая пакистанцев на очередные раунды этих переговоров. Кроме того, в самом Афганистане многие политики и военные хорошо знают истинные цели Исламабада в этой стране и не склонны верить всем его обещаниям. Так что, похоже,  можно считать, что для Пакистана в целом дело действительно проиграно, однако не до конца, поскольку спецслужбы этой страны все еще имеют свое влияние на некоторые фракции «Талибана», а также поддержку некоторых афганских политиков и военных. Поэтому ближайшее будущее покажет, насколько верно  эти суждения лондонского аналитика.

Долгосрочные цели в сравнении с краткосрочными целями

Однако, как считают многие аналитики, при том условии, что между Кабулом и Вашингтоном подписано двустороннее соглашение о безопасности (А bilateral security agreement (BSA), согласно которому Вашингтон после вывода основного американского контингента оставляет 9 опорных военных баз в этой стране и примерно 12 000 военных советников для борьбы с  террористической активностью  «Талибана, для Пакистана или Индии будет трудно «дестабилизировать» Афганистан (оговоримся по поводу слова «дестабилизировать» — это, очевидно, подразумевает расширение  влияния и контроля над Кабулом со стороны Пакистана либо Индии – авт.).  Это афгано – американское соглашение, которое получило одобрение президента Ашрафа Гани в сентябре 2014 года, имеет своей целью укрепление афганских сил безопасности,  с целью существенно снизить угрозы со стороны талибов. Согласно его условиям, международные силы будут предоставлять обучение и поддержку афганским силам безопасности и Афганской национальной Армии (АНА).   Однако, как утверждают некоторые эксперты, большинство  афганцев выступали против того, чтобы войска США покинули их страну, очевидно, понимая, что в отсутствии американцев и натовцев продолжающаяся гражданская война в их стране еще более усилится и шансы второго прихода к власти талибов возрастут.

В этом плане, комментируя BSA и будущее Афганистана, Овайс Тохид (Owais Tohid), журналист из Карачи, заявил, что оно стало своего рода «настораживающим вызовом» для руководства Пакистана, которому не следует надеяться на то, что «Талибан» вновь вернется к власти в Афганистане,  Этот пакистанский журналист придерживается той точки зрения, что вместо того, чтобы концентрироваться на краткосрочных выгодах, Исламабаду следует создать долгосрочный альянс с Афганистаном, основанный на торговых и экономических интересах. «В долгосрочной перспективе он будет представлять для Пакистана положение, когда можно сказать, что нет худа без добра. Эти краткосрочные стратегические приобретения лишь отражают близорукий подход пакистанских политиков, принимающих ключевые решения», — говорит Тохид. Похоже, однако, что пакистанский премьер Наваз Шариф, принимая афганского президента Ащрафа Гани Ахмадзая внимательно читал высказывания этого журналиста из Карачи, перед тем, как подписывать с десяток соглашений с Афганистаном в области  двусторонней торговли, экономики и инвестиций  Пакистана в коммерческие проекты на территории соседней страны.

Перспективы пакистано – индийского соперничества в Афганистане

Учитывая то обстоятельство, что осенью 2014 года в Кабуле было сформировано правительство Национального единства и ратифицировано т.н. « Двустороннее соглашение с США в области безопасности (BSA)», Афганистан, по мнению индийских аналитиков, похоже, попадает в сферу влияния Индии. 23 ноября 2014 года Нижняя палата афганского парламента, «Волеси Джирга» (Wolesi Jirga) одобрила BSA c США, а также т.н. « Статус пребывания войск НАТО на территории Афганистана» ( Statues of Forces Agreement – SOFA). В декабре 2014 года администрация президента США Барака Обамы подписала секретное соглашение с Афганистаном, предполагающее расширение военной роли США в Афганистане. Этот секретный документ позволит американским военным, которые остаются в Афганистане после вывода основного контингента, непосредственно вести боевые операции против боевиков «Талибана», «Сети Хаккани» и группировки «Аль-Каида» после 2014 года. Этот новый документ фактически аннулирует заявление Обамы, который обещал прекратить участие военнослужащих США в боевых операциях в Афганистане.

Эти новые события в развитии внутриафганской политической обстановки, по мнению индийских аналитиков [ см. Parviz Azizi, Op. cit.],  помогают Индии продвигать свои геополитические интересы в этой стране для того, чтобы в ближайшем будущем еще больше ограничивать влияние Пакистана на афганскую политику. Индия вновь открыла свое посольство в Кабуле, а также четыре консульства в Кандагаре, Джелалабаде, Мазари-Шарифе и Герате. По мнению ряда аналитиков, главная служба внешней разведки Индии, т.н. «Отдел Исследований и Анализа» (Research and Analysis Wing (RAW) активизировала свою деятельность внутри Афганистана, в сотрудничестве с секретной службой Афганистана – « Риясат-е Амнийят-е Милли» (Riyasat-e-Amniyat-e-Milli – RAM)  и с национальной разведслужбой Афганистана — Национальным Директоратом безопасности (The National Directorate of Security- NDS). В то же время, активность индийских спецслужб в Афганистане вызывает ответную активность пакистанских спецслужб, прежде всего, ISI.

Таким образом, что касается перспектив пакистано – индийского  соперничества в Афганистане, то сначала следует проанализировать этнический состав дейстующего афганского руководства. Так, нынешний президент Афганистана, Ашраф Гани Ахмадзай – является пуштуном, первый вице-президент, генерал  Рашид Достум – этнический узбек, а второй вице-президент, Сарвар Даниш – этнический хазареец. Также, Абдулла Абдулла — этнический таджик – является Главным исполнительным руководителем (Chief Executive Officer) в афганском правительстве Национального единства. Таким образом, нынешнее правительство Афганистана представлено практически всеми главными этническими группами, проживающими в Афганистане. Это, по мнению индийских аналитиков, означает, что эра пуштунского доминирования в руководстве страны ушла в прошлое, и Исламабад сегодня располагает меньшими возможностями для разжигания  этнических беспорядков в Афганистане. Кроме того, с ратификацией соглашений BSA и SOFA, а также Соглашения о стратегическом партнерстве с Индией, индийские геополитические интересы, по мнению индийских экспертов, будут продвигаться в Афганистане еще быстрее. Иными словами, нынешнее политическое руководство в Кабуле, по их мнению больше настроено в пользу интересов Индии, чем Пакистана.

Однако, на наш взгляд, не все так однозначно в том, что касается пакистано-индийского соперничества в Афганистане. Собственно уже неоднократно упомянутый нами выше визит президента Гани в Пакистан, его переговоры с пакистанским руководством, подписанные соглашения, позволяют сделать вывод о том, что Пакистан по –прежнему остается приоритетной страной – непосредственным соседом Афганистана, с которым нынешнее афганское руководство надеется разрешить старые противоречия и проблемы, и от которого оно также ждет конкретной помощи, прежде всего, экономической. Тут уместно упомянуть и о том, что в результате переговоров президента Ашрафа Гани с премьером Навазом Шарифом стороны договорились существенно увеличить объем приграничной торговли между обеими странами, а также расширять торговые связи между ними. Так что на наш взгляд, в кратко- и среднесрочной перспективе пакистано–индийское соперничество в Афганистане скорее всего обостриться, и много будет зависеть от того, как будет складываться внутриполитическая обстановка в ближайшие год –два в этой стране.

В  заключение следует сказать несколько слов о состоявшейся 4 декабря 2014 года в Лондоне очередной международной  конференция доноров помощи Афганистану, созванной по аналогу подобного мероприятия 2012 года в Токио[i].  В заключительном документе этой встречи было поддержана разработанная правительством Афганистана программа социально-экономического реформирования страны с прицелом на обеспечение принципа самодостаточности или опоры на собственные силы. Ее суть — неуклонное проведение реформ, что обеспечило бы в перспективе снижение зависимости от внешней помощи. Такой подход Кабула был охарактеризован как «надежные рамки» для реализации поставленных задач. Подтвердив ранее данные обещания о выделении ИРА в 2015 году 16 миллиардов долларов, доноры увязали свои последующие шаги на афганском финансово-экономическом поле с реальным прогрессом в реализации поставленных задач по комплексному реформированию экономики и социального сектора страны.

Таким образом, лондонский документ – своего рода «дорожная карта» о том, как Афганистан намерен строить свое будущее в обновляющихся условиях и каким хотело бы видеть его международное и региональное сообщество.  И от этого будущего Афганистана будет зависеть и динамика пакистано–индийского соперничества в этой стране в ближайшие пять-десять лет.


[i] Здесь и далее автор использовал материалы статьи М.А. Конаровского, — бывшего посла РФ в Афганистане -опубликованной на Интернет-ресурсе www.AFGHANISATN.RU  28 декабря 2014 года.

52.25MB | MySQL:103 | 0,484sec