Слушание Конгресса США о перспективах переговоров по ядерной программе Ирана

27 января состоялось слушание Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США на тему перспектив продвижения переговоров по ядерной программе Ирана.

В качестве выступающих были приглашены Рэй Такей из Совета по международным делам, Роберт Эйнхорн из исследовательского Института Брукингс, Джон Ханна из Фонда в защиту демократий и Эрик Эдельман из Центра стратегических и бюджетных оценок США.

Председатель Комитета по международным делам Эд Ройс в своем вступительном слове отметил, что переговоры по ядерной программе Ирана длятся уже десятилетие, и в прошлом году они достигли наибольшего результата, когда Иран согласился на ограничение своей программы взамен на частичное снятие санкций. По его словам, подписание окончательного соглашения сняло бы с Ирана все санкции и позволило бы ему получить право на разработку мирного атома.

«В настоящее время переговоры в очередной раз зашли в тупик, несмотря на то, что США пошли на большие уступки и приблизились к позиции Ирана. Неделю назад появилось сообщение, что крайний срок подписания соглашения может быть в очередной раз отодвинут», — заявил Эд Ройс.

В то же время, подчеркнул он, Иран продолжает развивать свою ядерную программу, что не может не настораживать.  Однако администрация президента Барака Обамы более обеспокоена тем, что санкции, которые изначально были направлены на то, чтобы заставить Иран сесть за стол переговоров, могут привести к провалу переговорного процесса.

«Если переговоры закончатся неудачей, то это лишь потому, что Иран не желает отказаться от намерения создать ядерное оружие», — сказал Ройс.

По его мнению, Тегеран прячет за маской сотрудничества и доброжелательности свое истинное лицо, которое «хорошо просматривается сквозь призму региональной политики Ирана» — Иран продолжает поддерживать Асада и «Хизбаллу», угрожает Израилю и старается подорвать стабильность в Ираке и Йемене.

«Если у нас есть хоть малейший шанс подписать сделку с Ираном, которая бы отвечала национальным интересам США, то только в том случае, если руководство Ирана придет к выводу, что у него нет иного выхода, как подписать соглашение, учитывающее все проблемные вопросы и предусматривающее механизмы контроля за его исполнением. В настоящее время мы далеки от этого. Что еще хуже, многие региональные страны чувствуют подъем Ирана»,- добавил Ройс.

«В попытках достичь соглашения с Тегераном администрация США должна отчетливо понимать, что из себя представляет режим в данной стране. Мы должны усилить экономическое давление на Иран, вдохновить на новые акции иранских диссидентов, сделать акцент на проблему защиты прав человека, а также сплотить наших союзников в ближневосточном регионе против агрессии Ирана», — подытожил Ройс.

Рэй Такей из Совета по международным делам разделил мнение председателя Комитета касательно того, что переговоры зашли в тупик, и в настоящее время перспективы подписания окончательного соглашения весьма плохи.

«Долгое время администрация США полагалась исключительно на экономические рычаги, пытаясь с помощью санкций заставить Иран отказаться от своих ядерных амбиций. Безусловно, подобная политика принесла ряд успехов, однако подобная тактика не учитывает одного важного момента – Иран является революционным государством, которое редко принимает разумные экономические решения, а сама идея интеграции иранской экономики на мировом уровне не способна заставить иранских правителей отказаться от своей идеологии», — заявил Такей.

По его мнению, Вашингтон на протяжении продолжительного времени недооценивает Тегеран и делает поверхностные выводы касательно его политики и планов. В то время как Запад видит в Иране внутренне нестабильную страну,  сам Иран говорит о «системе», которая способствует достижению компромисса между различными политическими силами в стране. Такей считает, что США ошибочно пытались манипулировать различными группами и силами в Иране, в то время как подобный внутренний раскол уже давно не является определяющей чертой иранской политики.

Еще одной ошибкой США стало то, что Вашингтон долгое время отказывался прислушаться к Тегерану. Администрация посчитала, что согласившись на небольшие уступки, ей удастся добиться от Ирана значительного ограничения его ядерной программы, что также оказалось ошибочным мнением. Как итог, США оказались в довольно затруднительной ситуации, пойдя на множество уступок, но не добившись от Ирана равноценных действий.

Рэй Такей из Совета по международным делам считает, что Иран уже давно прорабатывает сценарии своего дальнейшего существования с учетом провала переговоров, что находит отражение в активном продвижении аятоллой Али Хаменеи концепции устойчивой экономики, способной существовать в условиях ограниченной торговли.  Самое поразительное, что иранцы, судя по всему, предпочитают существовать в подобных экономических условиях, нежели чем отказаться от своих ядерных амбиций.

«Стоит отметить, что Иран все же заинтересован в переговорах. В то время как США видят в переговорном процессе возможность сдержать ядерную угрозу, для Ирана это возможность ослабить критику Запада касательно политики, которую проводит Тегеран», — заявил Такей.

«Ирану удалось многого добиться, согласившись участвовать в переговорном процессе. Вопрос прав человека, цензуры и политических репрессий затрагивается все реже, ряд экономических санкций был снят, региональная политика Ирана также подвергается меньшей критике»,- считает Такей.

По его мнению, Иран так просто не откажется от своих принципов, поэтому США следует придерживаться более жесткой политики. Во-первых, США стоит обратиться к своим союзникам в ближневосточном регионе с целью укрепления сотрудничества. Во-вторых, президенту Б.Обаме стоит чаще проводить консультации с Конгрессом, умея в виду, что любое достигнутое соглашение, не получившее одобрение Конгресса, потеряет свою силу с окончанием президентского  срока Обамы. В-третьих, новая стратегия США должна привести к региональной изоляции Ирана, что возможно лишь при более активном вмешательстве Вашингтона в проблемы на Ближнем Востоке. В первую очередь речь идет о сирийском кризисе, а также о партнерстве с Израилем.

«Цель вышеуказанной стратегии заключается в том, чтобы продемонстрировать Тегерану неготовность США отступать от своих позиций и идти на компромиссы, неравноценные тем, на которые согласен Иран. Иными словами, США должны показать Ирану, что их заинтересованность в подписании окончательного соглашения по ядерной программе Ирана не превышает заинтересованность Тегерана. Иран и США и впредь останутся соперниками, не стоит надеяться на то, что политика Ирана претерпит существенные изменения, поэтому несмотря ни на что мы должны сконцентрироваться на ограничении агрессивной политики Ирана в ближневосточном регионе»,- подытожил Такей.

Роберт Эйнхорн из исследовательского Института Брукингс в свою очередь тоже подтвердил, что шансы на успешное подписание окончательного соглашения не превышают и 50 процентов. В то время как многие наблюдатели, как из США, так и из других стран, призывали адаптировать соглашение таким образом, чтобы полностью запретить Ирану обогащение урана и потребовать от Тегерана уничтожения всех ядерных объектов, мало кто верит в возможность достижения подобных условий.

«Иранские лидеры смогли заверить население, что обогащение урана – неотъемлемое право Ирана, источник национальной гордости, и что отказ от ядерной программы под давлением Запада станет национальным унижением»,- заявил Эйнхорн.

По его мнению, по-прежнему нет гарантий, что соглашение будет подписано в том виде, в котором оно обсуждается в настоящее время, поэтому стоит рассмотреть альтернативные варианты. Эйнхорн предлагает две альтернативы: 1) увеличение экономического давления на Иран с целью достижения условий по соглашению, отвечающих интересам США; 2) применение военной силы для временной откатки иранской ядерной программы.

«Безусловно Вашингтон может решить, что сделка, на которую Иран готов согласиться, может не соответствовать национальным интересам США, и в таком случае у администрации нет иного выхода, кроме чем прибегнуть к недипломатическим альтернативам. Однако в данном случае следует тщательным образом оценить стоит ли прибегать к подобным альтернативам, поскольку они могут в конечном итоге усугубить ситуацию», — добавил Эйнхорн.

Роберт Эйнхорн считает, что если бы Иран был заинтересован в развитии мирного атома, то уже давно бы подписал имеющееся соглашение, но Тегеран согласился лишь на небольшие компромиссы.

«Мы можем сколько угодно спекулировать на тему почему Иран не был готов подписать окончательное соглашение. Возможно, Тегеран решил, что обладает достаточной силой, чтобы потянуть время и склонить Запад к подписанию сделки на условиях Ирана. Возможно, он решил, что получится добиться больших уступок от США в силу того, что США может потребоваться помощь Ирана в борьбе с «Исламским государством». Однако более правдоподобным объяснением скорее является внутренний раскол вокруг самой идеи соглашения по ядерной программе: некоторые считают, что соглашение позволит Ирану избавиться от экономических санкций, другие – что экономика страны вполне жизнеспособна и в текущих условиях. О подобном расколе можно говорить и в правящих кругах Ирана».

По словам Эйнхорна, президент Ирана Х.Роухани проводит более гибкую и рациональную экономическую политику, нежели его предшественник. Тем не менее, улучшение ряда экономических показателей и даже частичное снятие санкций не позволяет экономике страны выйти из затруднительной ситуации, в которой она находится. Поэтому «остается загадкой почему иранцы продолжают затягивать переговоры: их ядерная программа, по сути, заморожена, экономика по-прежнему в плачевном состоянии, а цена на нефть продолжает оставаться низкой».

Отдельно Эйнхорн остановился на вопросе введения дополнительных санкций по отношению к Ирану, к чему склоняются многие конгрессмены. С одной стороны, санкции действительно подтолкнули Иран к началу переговорного процесса. Но это было верным решением в тот конкретный промежуток времени, сейчас же санкции будут иметь скорее противоположный эффект. Иранское руководство не раз заявляло, что введение новых санкций будет означать конец переговоров, хотя неизвестно действительно ли Тегеран готов так поступить. Еще одним важным моментом является то, что введение новых санкций против Ирана может вызвать критику со стороны партнеров США, что в свою очередь позволит предстать Ирану в более выгодном свете, а также получить дополнительные послабления от других стран. Таким образом, введение дополнительного пакета санкций в настоящее время довольно рискованно и контрпродуктивно, и может привести к провалу переговорного процесса.

В качестве необходимых шагов Эйнхорн советует администрации США, в первую очередь, сохранять выдержку и спокойствие  при поиске возможного решения, которое удовлетворяло бы все стороны, а случае его ненахождения к концу июня – продлить переговоры. Во-вторых, США следует приложить все усилия, чтобы текущие санкции против Ирана по-прежнему оставались действенными. В-третьих, необходимо наладить отношения с теми правительствами, которые имеют доступ к руководству Ирана и могут склонить Тегеран к подписанию соглашения. В-четвертых, администрация США совместно с Конгрессом должны разработать запасной план на случай, если соглашение не будет достигнуто. Однако в данном случае необходимо заверить Тегеран и партнеров США по переговорам, что Вашингтон крайне заинтересован в подписании окончательного соглашения по иранской ядерной программе.

По мнению Джона Ханны из Фонда в защиту демократий за последние 14 месяцев американская стратегия по отношению к Ирану претерпела коренные изменения, в частности, США поставили перед собой менее амбициозную цель касательно полного сворачивания иранской ядерной программы.

«К сожалению, то, что США согласились пойти на уступки, негативно сказалось на ходе переговоров. Если выразиться точнее, то отказ от позиции, которую Вашингтон занимал на протяжении многих лет, а именно полный запрет ядерной деятельности и уничтожение существующих ядерных объектов, создало опасную динамику в развитии переговорного процесса», — отметил Джон Ханна.

Он считает, что Конгрессу необходимо усилить нажим на администрацию Обамы, поскольку не стоит надеяться, что «Иран в скором будущем изменит свою политику и откажется от претензий на лидерство в регионе, а плохая сделка будет скорее Пирровой победой».

Эрик Эдельман из Центра стратегических и бюджетных оценок США поддержал вышеозвученную мысль, добавив, что отсутствие сделки лучше подписания плохой сделки. Эдельман заявил, что администрация США допустила большую ошибку, отступившись от своих изначальных позиций и фактически развязав Ирану руки при проведении переговоров.

«Сложно представить возможным заключение сделки, которая удовлетворяла бы интересы всех сторон, без непосредственного изменения курса переговоров. В настоящее время совершенно очевидно, что Тегерану удается пользоваться слабостями партнеров по переговорам, а также порой и манипулировать ими. Американской стороне необходимо использовать все ресурсы для того, чтобы восстановить свои позиции, и заявить в очередной раз, что США готовы на любые действия, в том числе военное вмешательство, с целью предотвращения создания Ираном ядерного оружия. Успешное завершение переговоров возможно лишь в том случае, если Тегеран поймет, что он может многое потерять в случае их провала”, —  сказал Эрик Эдельман.

В отличие от Эйнхорна, Эдельман считает, что США вполне могут угрожать Ирану введением новых санкций, если тот продолжит гнуть свою линию. Также Эдельман не исключает и возможность военного вмешательства.

«США должны стремиться к соперничеству с Ираном, нежели чем к партнерству с ним. Администрация США должна ужесточить свою позицию на переговорах, не бояться оказать на Иран давление. В то же время США должны быть готовы ответить на любые попытки Ирана изменить расклад сил в ближневосточном регионе, в особенности в Ираке и Сирии», — заявил он.

В целом большинство в Палате представителей Конгресса США разделили точку зрения касательно небольших шансов подписания окончательного соглашения по ядерной программе Ирана к концу июня. В то же время они пришли к мнению, что в данном случае будет необходимо договориться о продолжении переговорного процесса и установить новые временные рамки. В вопросе введения дополнительных санкций единого мнения не было, поскольку существует реальная угроза того, что санкции подорвут весь процесс, военное вмешательство, по мнению Конгресса, может быть лишь крайней мерой в том случае, если Иран действительно решит создать ядерное оружие.

52.23MB | MySQL:103 | 0,649sec