Визит министра иностранных дел Государства Израиль А.Либермана в Китай

28 января 2014 г. начался визит главы МИД Израиля Авигдора Либермана в Китай. В Пекине для главы внешнеполитического ведомства были запланированы встречи с вице-премьером Государственного совета КНР Лю Яньдун, и его китайским коллегой Ван И. Также, согласно обнародованному МИД Израиля плану пребывания политика в стране, он принял участие в первом заседании китайско-израильской комиссии по инновациям и семинаре под названием «Израильские инвестиционные фонды в Китае», на открытии которого он указал на то, что сотрудничество в сфере инноваций содействует укреплению связей сторон в целом.

Судя из записей, сделанных главой внешнеполитического ведомства на его странице в сети Facebook, в преддверии начала официальных мероприятий, основной акцент при обсуждении вопросов политической повестки дня он предполагал сделать на иранской ядерной программе. Также есть основания полагать, что израильская сторона возлагала надежды на переговоры по палестинскому вопросу, в последнее время интересующему власти КНР. На протяжении последних лет Пекином выдвигались предложения по урегулированию конфликта. Так в мае 2013 г. Си Цзиньпин представил план, состоящий из четырех базовых пунктов. В соответствии с ним необходимо создать независимое палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме в рамках т.н. «границ 1967 г.», остановить израильскую поселенческую активность и снять блокаду сектора Газа одновременно учитывая интересы безопасности Израиля и его право на существование, а также признать переговорный процесс ключевым инструментом урегулирования, применению которого должно всячески способствовать международное сообщество[i]. В августе 2014 г. глава МИД КНР Ванг И обнародовал свой, на этот раз пятиступенчатый проект, включающий такие пункты, как прекращение огня, предоставление друг другу гарантий безопасности и возобновление переговоров сторонами конфликта, активное содействие урегулированию со стороны международного сообщества и, прежде всего, ООН, улучшение гуманитарной ситуации в Газе. Схожие взгляды были высказаны представителем КНР при ООН Лю Цзеи по итогам декабрьского голосования в Совете Безопасности. Наконец, в начале января 2015 г. состоялись консультации  генерального директора департамента стран Западной Азии и Северной Африки МИД КНР Чэнь Сяодуна и генерального директора бюро по связям с Африкой и Ближним Востоком Республики Корея  по ключевым вопросам региона. В свете обнародованной А.Либерманом в его Манифесте программы комплексного урегулирования обсуждение этой тематики могло быть полезным для обеих сторон, давая возможность уточнения позиций друг друга. Впрочем, эти планы пришлось скорректировать ввиду роста напряженности на ливано-израильской границе, а израильский министр был вынужден давать комментарии по ситуации, находясь в Пекине.

Центральным событием визита следует считать переговоры двух глав внешнеполитических ведомств, состоявшиеся 28 января. Как и в рамках аналогичной встречи в Москве, А.Либерман посвятил своего коллегу в особенности ближневосточной повестки дня, акцентировав внимание на событиях в районе северных границ Израиля. Комментируя этот вопрос, он подчеркнул, что израильскому правительству следовало бы изменить тактику действий в отношении такого рода атак и отвечать на них подобно тому, как бы действовали США или КНР в случае посягательства на их территорию[ii].  Второй важной темой, обсуждавшейся на встрече, стали вопросы терроризма. Характеризуя данную группу угроз для Израиля и всего мирового сообщества, А.Либерман заявил, что, несмотря на разницу в названиях, все группировки, где бы они не вели свою деятельность, преследуют одни и те же цели, соответственно и мировому сообществу необходимо выработать новый более бескомпромиссный подход к борьбе с терроризмом. Позднее, вновь используя Facebook, он метафорично назвал это необходимостью «снять перчатки», давая отпор террористам. Наконец, не осталась без внимания министра и тема поддержки, в которой нуждается Израиль на площадках различных международных организаций и форумов. В этом обращении явно чувствовался отголосок декабрьского голосования в Совете Безопасности ООН, а также переговоров в формате «5+1» по иранской ядерной программе. При этом данный шаг является не единственным, сделанным в последнее время с целью привлечения Китая на свою сторону. Интерес в данном контексте представляет состоявшаяся 13 января 2015 г. в Сан-Франциско встреча генерального консула КНР в городе с руководителем и сотрудниками представительства Американо-еврейского комитета (AJC), на которой, в числе прочего, стороны обсуждали перспективы того, как их взаимодействие может содействовать углублению китайско-израильских отношений.

Взаимодействие государств в сфере инноваций, которое получило развитие в рамках запланированных мероприятий, как ожидается, по итогам визита сможет выйти на новый уровень. 29 января 2015 г. министром иностранных дел Израиля А.Либерманом и вице-премьером Госсовета КНР Лю Яньдун был подписан трехлетний план действий в области инновационного сотрудничества, получивший особое одобрение со стороны израильского премьер-министра Б.Нетаньяху и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. При этом китайскую сторону в этом процессе пока явно интересуют только достижения экономического характера. Об этом свидетельствуют материалы правительственного совещания, состоявшегося  за некоторое время до визита израильского представителя в страну. На нем обсуждались инициативы по повышению экономического роста. Израильская сторона, в свою очередь, стремиться через укрепление связей в сфере экономики и инноваций создать основу для углубления взаимопонимания по политическим вопросам. В пользу этой точки зрения выступают ремарки о возможности содействовать развитию двустороннего сотрудничества, сделанные в послании Б.Нетаньяху по случаю согласования плана.

При анализе турне А.Либермана в Россию и Китай в целом, привлекает внимание попытка главы внешнеполитического ведомства проводить параллели между политикой этих государств и действиями Израиля на международной арене. Однако, при общей обоснованности такого подхода к проблеме, они, по всей видимости, продолжают считать их дипломатию и израильскую несопоставимыми. В этой связи в дальнейшем вновь надежду придется возлагать на сотрудничество в сфере экономики и инноваций, для развития которого Москве и Пекину все же стоило бы побеспокоится о том, чтобы их ближневосточный партнер находился в состоянии хотя бы относительной безопасности. Для самого А.Либермана визит, весьма сдержанно освещенный израильской прессой, и ушедший на второй план как в силу обострения ситуации на севере страны, так и ввиду дебатов вокруг запланированного Б.Нетаньяху выступления в Конгрессе США, принес мало политических очков и стал своего рода тайм-аутом в предвыборной гонке.


[i] См. например: Toamen H.A. Beijing proposes four-point peace plan to Abbas // Jerusalem Post. 07.05.2013. URL: http://www.jpost.com/International/Beijing-welcomes-Abbas-with-four-point-peace-plan-proposal-312303

[ii] FM Liberman meets with Chinese FM Wang Yi in Beijing // Israel Ministry of Foreign Affairs. 28.01.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/FM-Liberman-meets-with-Chinese-FM-Wang-Yi-28-January-2015.aspx

52.25MB | MySQL:103 | 0,415sec