Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 января – 1 февраля 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и на ливано-израильской границе. 29 января на севере Синайского полуострова террористы совершили массированное нападение на объекты египетской армии и полиции. Крупнейший со времени войны 2006 г. вооруженный инцидент, инициированный ливанской «Хизбаллой», произошел 28 января на границе между Ливаном и Израилем.

Вечером 29 января террористы одновременно атаковали несколько объектов египетской армии и полиции на севере Синайского полуострова в районе городов Эль-Ариш, Шейх Зуэйд и Рафах. Погибли 30 человек, более 100 человек ранено. Ответственность за террористическое нападение взяла на себя группировка «Вилаят Синай» (бывшая «Ансар Бейт аль-Макдис»), ранее присягнувшая на верность руководству «Исламского государства» (ИГ). Власти АРЕ полагают, что атаки на Синае были совершены с помощью иностранных спецслужб, так как уровень их организации и планирования значительно превосходит возможности группировки «Вилаят Синай».

В связи с нападением террористов президент Египта А. Ф. ас-Сиси прервал участие в саммите Африканского союза в Эфиопии и вернулся в Каир, где провел 31 января совещание Высшего военного совета, по итогам которого объявил о создании особого командования по борьбе с террором на Синае под руководством генерала У. Аскара. Президент АРЕ считает, что борьба с террором там будет «долгая и трудная», но, в конечном счете, он будет побежден, а «Синай останется египетским на веки вечные». А. Ф. ас-Сиси подчеркнул: «Мы знаем, кто помогает террористам на Синае, и добьемся того, что они за это заплатят». В этот же день египетский суд включил боевое крыло палестинского движения ХАМАС – «Бригады Изаддина аль-Касама» — в список террористических организаций, чья деятельность на территории АРЕ отныне запрещена. Представители ХАМАСа расценили постановление египетского суда как «опасное политическое решение, которое служит интересам захватчика (Израиля-авт.)». ХАМАС также заявил, что отныне движение не признает Египет в качестве посредника на переговорах с Израилем.

Египетская армия расширяет масштабы антитеррористической операции на севере Синая. Проводятся зачистки от боевиков городов Эль-Ариш, Шейх-Зувейд, Рафах и сопредельных территорий, а самолеты ВВС АРЕ нанесли удары по объектам противника. По имеющейся информации, на север полуострова будут переброшены дополнительные армейские подразделения. 31 января запрещенная властями исламистская ассоциация «Братья-мусульмане» призвала всех иностранцев, включая туристов, покинуть Египет до 11 февраля, угрожая в противном случае новой волной террора.

Таким образом, массированное террористическое нападение на Синае привело к обострению и без того сложной обстановки в Египте.

28 января израильские военные были обстреляны со стороны Ливана на восточном участке ливано-израильской границы. Погибли два человека, семь человек получили ранения. Также погиб испанский военнослужащий из состава миротворческих сил ООН на юге Ливана. Ответственность за нападения взяла на себя ливанская «Хизбалла», заявившая, что они стали «симметричным ответом» на удар израильской авиации, совершенный 18 января на Голанских высотах в Сирии, в результате которого погибли боевики исламистов и иранские военные, включая генерала КСИР. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что за нападением на патруль ЦАХАЛа стоит Иран. В ответ на действия «Хизбаллы» израильская авиация и артиллерия нанесли удары по объектам боевиков на ливанской территории.

Произошедший инцидент стал самым крупным вооруженным столкновением на ливано-израильской границе после войны 2006 г. Вместе с тем, ни «Хизбалла», ни Израиль не пошли на расширение конфликта и, как заявил помощник генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Э. Мулле, «ситуация успокоилась». МИД Ливана в своем заявлении от 29 января подчеркнул, что правительство страны «строго привержено соблюдению резолюции 1701 Совета Безопасности ООН, установившей режим прекращения огня на ливано-израильской границе». Правительство Ливана подало в Совбез ООН жалобу на Израиль за обстрел, в результате которого погиб испанский миротворец.

29 января в Москве завершились четырехдневные консультации представителей внутренней и внешней оппозиции Сирии и официального Дамаска. Главным итогом встречи стала выработка так называемых «московских принципов» из 11 пунктов, которые поддержали все стороны. «Московские принципы» содержат, в частности, пункты о сохранении суверенитета и территориальной целостности страны, урегулировании кризиса исключительно мирными политическими методами, а также недопустимости внешнего вмешательства в сирийские дела, и присутствие на территории страны иностранных войск без согласия правительства. Участники единогласно поддержали предложение о снятии с Сирии всех санкций, наложенных другими государствами. Также указано на необходимость прекращения израильской оккупации Голанских высот. Стороны призывали следовать принципам «Женевского коммюнике» (2012 г.) и продолжить мирную реформу армии и государственных институтов. Сообщается, что «принципы» взяты за основу для дальнейших встреч. Вместе с тем, в Москве не обсуждался вопрос о судьбе президента САР Б. Асада. Поскольку это вопрос является самым острым, «его обсуждение на консультациях запрещено». Оппозиция и правительственная делегация отметили, что атмосфера на переговорах была доброжелательной. Достигнута договоренность о проведении сторонами в Москве еще одной встречи, на которую будет приглашена делегация Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии – головной организации зарубежной сирийской оппозиции. Правительство САР выразило готовность провести переговоры с деятелями оппозиции в Дамаске об освобождении пленных и по гуманитарным проблемам. По оценке экспертов, «участники на данном этапе не ставили перед собой задачи выработать единый политический документ» и «было бы наивным полагать, что в результате одной встречи участники переговоров нашли бы компромисс». В российском МИДе заявили, что и далее будут помогать межсирийскому диалогу. Министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что Москва не ожидает скорого урегулирования ситуации в Сирии, а этот процесс будет длительным и сложным.

Президент Сирии Б. Асадаь заявил 26 января, что правительственные войска САР готовы принять участие в операции против боевиков ИГ в том случае, если США и другие участники коалиции будут согласовывать свои авиаудары с сирийским военным командованием. Асад также сообщил, что Россия и Иран, несмотря на трудности в экономике, связанные с падением мировых цен на нефть, продолжают оказывать поддержку Сирии.

На прошедшей неделе курдские силы самообороны завершили освобождение города Кобани (Айн-эль-Араб) от боевиков ИГ.

Целью политики Турции в отношении Сирии является смещение Асада и его правительства, заявил 27 января президент страны Р. Т. Эрдоган. При этом он подчеркнул, что смещение правительства Асада находится «не в списке целей США», хотя, по мнению турецкого лидера, «без этого разрешить проблему не получится». Эрдоган заявил и о неприемлемости для Анкары образования самостоятельного курдского региона на севере Сирии.

Говоря о внутренних проблемах, Эрдоган отметил большую эффективность президентской формы правления в Турции в сравнении с действующей парламентской. Он указал, что президентская система улучшит систему принятия решений, даст возможность «эффективнее вести монетарную политику, работать с человеческими ресурсами, с наукой». Ряд аналитиков считает, что Эрдоган, как авторитарный политик, «целенаправленно идет к переходу к президентской форме правления». Этот принцип, вероятно, будет прописан в проекте новой конституции, по которой в Турции уже в текущем году может быть проведен референдум. Между тем оппозиция настроена резко против такой перспективы, которая даст Эрдогану всю полноту власти в стране.

На минувшей неделе в Женеве завершился очередной раунд переговоров между конфликтующими сторонами в Ливии. Однако в диалоге не участвовали представители контролируемого исламистами Всеобщего национального конгресса (ВНК, бывшего парламента) и международно признанного правительства Ливии, находящегося в Тобруке. Тем не менее, участники переговоров достигли «принципиального соглашения о созыве будущих сессий диалога в Ливии, при условии обеспечения условий в сфере логистики и безопасности». При этом Миссия ООН по Ливии проведет соответствующие консультации со сторонами о конкретном месте такого диалога.

После того, как 27 января местные сторонники ИГ атаковали отель «Коринфия» в Триполи, вооруженные формирования, подчиненные генералу Х. Хафтару, возобновили наступление на Бенгази, а в ответ силы, верные ВНК, начали боевые действия против своих политических противников.

Египет выступил против приглашения Турции и Катара к участию в работе Международной контактной группы по Ливии, созданной Африканским союзом. К участию в работе этой группы приглашены Египет, Алжир, Судан, Тунис, Чад, Нигер, Германия, Япония, Италия, Испания, Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. В случае, если Анкара и Доха примут участие в работе группы, то Каир будет бойкотировать ее работу. Схожей позиции придерживается и министр иностранных дел Ливии М. ад-Дари, заявивший, что турки и катарцы поддерживают террористические группировки исламистов в его стране.

Напряженная обстановка сохраняется в Йемене. В стране усиливается противостояние между различными конфликтующими между собой политическим силами, многие из которых отказываются вступать в диалог с шиитскими мятежниками-хоуситами. Нарастают сепаратистские настроения на юге Йемена. Со своей стороны, хоуситы отказались участвовать в предложенной ООН встрече представителей правительства и политических партий для обсуждения будущего йеменского государства. Хоуситы и Всеобщий национальный конгресс – партия бывшего президента страны А. А Салеха — провели в Сане отдельную конференцию, обсудив политический кризис в Йемене. Тем временем в столице и ряде других городов не прекращаются массовые выступления противников хоуситов.

27 января президент США Б. Обама посетил с рабочим визитом в Саудовскую Аравию, где встретился с королем Салманом. Сообщается, что Обама и Салман обсудили проблему «стабильности на рынке нефти», однако «не обсуждали текущие цены на нефть». Кроме того, два лидера рассмотрели ситуацию в Йемене, проблемы, связанные с Ираном, двустороннее сотрудничество и «права человека в широком смысле». Король Салман заявил, что КСА будет придерживаться своей прежней политики в сфере энергетики. Обама посетил Саудовскую Аравию, чтобы почтить память скончавшегося недавно короля Абдаллы.

На минувшей неделе король Салман произвел крупные перестановки в правительстве страны, поменяв 13 глав министерств и ведомств. Объявлено о создании двух новых ведомств: Совета по делам политики и безопасности, его возглавит второй наследник престола, глава МВД принц М. бин Найеф, и Совета по экономике и развитию во главе с министром обороны принцем М. бин Салманом. Назначены новые губернаторы в Эр-Рияде, Мекке и провинции Касим. В честь своего восшествия на престол король Салман распорядился раздать подданным королевства 110 млрд риалов (30 млрд долларов) в виде премий, надбавок и аннулирования долгов. Из страны будут высланы иностранные заключенные с последующим запретом на въезд в КСА.

28 января парламент Афганистана отверг 10 из 19 кандидатур на посты министров, предложенных президентом страны А. Г. Ахмадзаем. Среди них кандидат на пост министра обороны Ш. М. Карими, возглавляющий ВС Афганистана. В числе утвержденных кандидатур – генерал Нур-уль-Хак Улюми (глава МВД), С. Раббани (глава МИД) и Э. Хакими (министр финансов). Законодатели утвердили Р. Набиля на пост директора разведслужб страны. Некоторые кандидатуры были сняты в связи со спорами из-за двойного гражданства или несоответствия требованиям о минимуме образования.

Приложение

 

 

О кувейтско-американских отношениях

 

 

Кувейт и США связывают отношения прочного стратегического партнерства, что закреплено в подписанном в сентябре 1991 г. двустороннем соглашении о военном сотрудничестве. Срок действия соглашения – 10 лет и оба государства его регулярно продлевают. Документ предусматривает оказание Соединенными Штатами помощи Кувейту в случае внешней агрессии, доступ вооруженным силам США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в его воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту вооружение и военную технику, а также участие в подготовке кувейтской армии и создании объектов военной инфраструктуры, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск. Важное значение для кувейтско-американских отношений имел визит эмира Кувейта шейха С. аль-Ахмада аль-Джабера ас-Сабаха в США в сентябре 2013 г.

Курс Эль-Кувейта на военно-политическое сотрудничество с Вашингтоном обусловлен тем, что правительство эмирата рассматривает союз с США в качестве реальной гарантии защиты государства от нападения извне, отдает себе отчет в зависимости от американцев в этой сфере. В то же время кувейтские руководители не считают свою страну «американской марионеткой», заявляют, что сотрудничают с США, «только там, где необходимо» и стремятся проводить сбалансированную и многовекторную внешнюю политику.

Кувейт в основном поддерживает военные акции США в регионе. Так, в 2003 г. эмират стал главным плацдармом, с которого войска американо-британской коалиции начали наступательную операцию «Свобода Ираку», приведшую к краху режима С. Хусейна. В последующем территория эмирата стала основной транзитной базой для войск США, находившихся в Ираке, а в 2010-2011 гг именно через Кувейт американцы вывели из Ирака большую часть своих войск. В 2004 г. эмират, как было заявлено в Вашингтоне, в знак благодарности за содействие в операции «Свобода Ираку» получил статус основного союзника США вне НАТО, что предоставляет Кувейту льготы в вопросах приобретения американского вооружения и военной техники.

Территория эмирата использовалась американскими военными для обеспечения боевых действий в Афганистане в 2001-2014 гг. Сообщается, что к настоящему времени американцы сосредоточили в Кувейте огромное количество военной техники и снаряжения, доставленных из Афганистана для дальнейшей возможной переброски в Ирак с целью использования в боевых операциях против формирований «Исламского государства» (ИГ).

Кувейт участвует в реализации американского проекта по созданию системы ПРО в зоне Персидского залива.

В 2014 г. Кувейт присоединился к международной коалиции во главе с США для противодействия «Исламскому государству» и предоставил свою территорию авиационным подразделениям стран Запада, участвующим в нанесении воздушных ударов по исламистским боевикам в Ираке. В то же время Кувейт, в отличие от Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Иордании, не направил подразделения своих ВВС для участия в нанесении воздушных ударов по боевикам ИГ в Сирии.

США остаются ведущим партнером Кувейта в военной и военно-технической сфере. Создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. Эмират является одним из крупных покупателей американской продукции военного назначения. При этом основу вооружения кувейтской армии составляют американские образцы. Прежде всего, это системы управления войсками и оружием, танки, боевые и транспортные самолеты и вертолеты, а также авиационное ракетное оружие, средства ПВО. В последние годы основная часть военных закупок в США представлена вооружением и техникой ПВО и ВВС. На регулярной основе проходят встречи военных руководителей двух стран и проводятся совместные учения. Важна роль США в подготовке кувейтских военных кадров. Американцы участвуют в модернизации военных объектов страны. Еще в начале 1990-х гг. США создали на кувейтской территории три постоянные военные базы, на которых в настоящее время размещено до 15 тыс. американских солдат и офицеров. Кроме того, на территории Кувейта находятся склады для вооружения, военной техники и имущества ВС США.

Вашингтон по праву считает Кувейт «надежным другом» США, «ценным союзником, на которого можно положиться». Соединенные Штаты заинтересованы в сохранении суверенитета кувейтского государства, его безопасности, в поддержании стабильности во внутриполитической и экономической жизни эмирата. Укрепляя отношения с Кувейтом, признавая его значимость как военно-политического партнера, фактического союзника, американцы учитывают важное стратегическое положение этой страны в зоне Персидского залива (соседство с Ираном, Ираком и Саудовской Аравией), нефтяной фактор (наличие в Кувейте до 10% мировых запасов нефти, а в перспективе, возможно, и крупных запасов природного газа), а также относительную демократичность политической системы эмирата, особенно на фоне многих других арабских государств.

Кувейт и США поддерживают тесные политические контакты по региональным проблемам. При этом позиции двух государств по ряду аспектов региональной политики близки или совпадают. Так, обе страны выступают против устремлений Тегерана стать «региональной сверхдержавой», единолично господствующей в зоне Залива. Кувейт с настороженностью относится к ядерной программе ИРИ, опасаясь ее экологических последствий в случае мирного развития, и выступая против превращения Ирана в страну, обладающую военным ядерным потенциалом. Эмират поддержал международные санкции в отношении Тегерана в связи с его ядерной программой. В последнее время Кувейт наряду с другими аравийскими монархиями с настороженностью относится к возможной частичной нормализации американо-иранских отношений.

Кувейт, как и США, выступает на стороне противников режима Б. Асада в Сирии, оказывает им материальную помощь, а также поддержал санкции, введенные против дамасского правительства. Вместе с тем, в Вашингтоне выражали озабоченность финансированием Кувейтом радикальных исламистских группировок в Сирии, таких как «Джабхат ан-нусра», которая считается ответвлением «Аль-Каиды» и внесена в американский список террористических организаций.

Развиваются двусторонние отношения в экономической области. США являются одним из главных торговых партнеров эмирата. Создан и действует американо-кувейтский совет по торговле и инвестициям, в рамках которого обсуждаются вопросы торгово-экономического сотрудничества. При этом эмират отказывается от привязки своей валюты – динара — к американскому доллару.

Кувейт на официальном уровне рекомендует Вашингтону оказывать более эффективное давление на Израиль с целью вынудить его пойти на уступки в урегулировании арабо-израильского конфликта, в том числе по палестинской проблеме.

Особое место в двусторонних отношениях занимают вопросы соблюдения прав человека и демократических свобод в Кувейте. Кувейтская сторона не отказывается от американского содействия в этой сфере. В частности, эмират участвует в программе Госдепартамента США по проведению демократических реформ в странах ближневосточного региона — The Middle East Partnership Initiative (MEPI). Цель этой программы – развитие гражданского общества, молодежного и женского движения, совершенствование избирательных технологий и повышение профессионализма депутатского корпуса. В рамках программы MEPI американцы организуют «дискуссии с кувейтскими лидерами» по проблемам соблюдения прав человека и демократизации кувейтского общества.

Вашингтон периодически обвиняет кувейтские власти в том, что они «не всегда уважают конституционные положения о свободе слова и прессы», вводят ограничения на пользование интернетом. В 2012-2013 гг., когда в стране проходили антиправительственные выступления оппозиции, американская администрация критиковала власти Кувейта за введение запрета на массовые протестные акции.

Кувейтское правительство не осуждает критические высказывания и заявления со стороны США. Более того, в Эль-Кувейте говорят о готовности «обсуждать с американцами проблемы соблюдения прав человека в Кувейте и отвечать на все вопросы, которые содержались в отчете (ежегодном отчете Госдепартамента США в отношении соблюдения прав человека в эмирате), так как Кувейт и США связывают особые отношения».

В целом, как Кувейт, так и США заинтересованы в дальнейшем укреплении и развитии двусторонних отношений в политической, экономической, военной и других областях.

52.39MB | MySQL:103 | 0,462sec