Документированная реплика о несостоявшейся попытке ввести новую титулатуру правителей Королевства Саудовская Аравия

С лета прошлого, 2014 года у тогдашнего короля Саудовской Аравии Абдаллы появился новый титул. Его стали называть аль-малúк – в дополнение к «Хранителю Двух Святынь» (араб. Хадим аль-Харамайн) и «королю» (араб. мáлик с кратким а) —

image001

Это делали все официозы и лояльные по отношению к тогдашним саудовским властям СМИ, из чего следовало, что это – не случайность, а целенаправленная кампания, —

image002

image003

Так продолжалось и в период последней болезни короля, вплоть до его смерти в январе 2015 года. В сообщениях о том, что тогдашний наследник престола принц Сальман посещал короля Абдаллу в больнице, тоже употреблялось слово аль-малúк

image004

Отметим кстати, что тогда же наследника престола принца Сальмана стали именовать не «наследник престола», а «наиб Хранителя Двух Святынь» (араб. наʾиб Хадим аль-Харамайн; арабское слово наʾиб мы передаём по-русски как «наиб», а не нейтральным «заместитель»; слово «наиб», в отличие от «заместителя», имеет массу исламских коннотаций, которые легко обнаруживаются в статьях в Интернете, например, в Википедии), —

image005

Весь саудовский официоз и полу-официоз именно так стал называть принца Сальмана, как это, например, имело место в сообщении о его встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в июне 2014 года, опубликованном в газете «Аш-Шарк аль-Аусат», —

image006

image007

Слово малúк с долгим и употребляется в арабском языке исключительно редко. Оно единственный раз встречается в Коране (54:55) и, кажется, ни разу не встречается в хадисах – высказываниях Пророка Мухаммада. Это слово в кораническом аяте надо было бы перевести как «то (или: тот), над чем (или: над кем) царствует [Аллах]», т.е., предположительно, некий «распорядитель» Рая, о котором идёт речь в последних аятах этой суры Корана – «Аль-Камар» («Месяц»). (Крайне сомнительна правомерность включения слова малúк с долгим и в Прекрасные Имена Аллаха, как это делают некоторые мусульманские богословы. Слово малúк с долгим и употреблено в Коране без определённого артикля, в так называемом «неопределённом» состоянии, и как таковое не может быть отнесено к Аллаху как бытийной данности. Косвенным доводом в пользу того, что слово малúк с долгим и не является одним из Прекрасных имён Аллаха может быть то, что это слово стали применять как титул саудовского короля Абдаллы – при том, что замысел был, как мы покажем, иной, а именно – заявить зависимость, подчинённость короля по отношению к источнику власти — Аллаху.)

Слово малúк с долгим и образовано от корня ма-ля-ка с массой значений, концентрирующихся вокруг «власти» и «владения». Проще всего понять его значение по сравнению с другим словом того же корня – мáлик с долгим а. Слово мáлик с долгим а применено в первой суре Корана (1:4) в выражении «Владеющий (или: Властвующий над) Судным Днём» (араб. Мáлик Яум ад-Дин). Мáлик с долгим а по своей морфологии (вазн в терминах арабской филологии) однозначно выражает активность, причинение результатов, первичность. А морфологическая структура слова малúк с долгим и говорит о пассивности, зависимости, вторичности. Тем самым, малúк с долгим и означает «того, кем владеют», «того, над кем властвуют». Синоним слова малúк с долгим и известен русскоязычному читателю: в русском языке есть слово «мамлюк», образованное от того же корня ма-ля-ка. Мамлюк означает «тот, кем кто-то владеет» (мамлюков так называли потому, что они были детьми славянских и кавказских рабов и рабынь, т.е. собственностью хозяина своих родителей). Таким образом, малúк с долгим и означает «подвластный». Подвластный кому? Аллаху.

Введение в оборот такого титула было попыткой исправить ту историческую ошибку, которую Саудиты совершили в первой трети прошлого, XX века. В 1925 году основатель династии Абдель Азиз Аль Сауд был объявлен королём Неджда. С 1932 года государство Абдель Азиза Аль Сауда (нынешнее Королевство Саудовская Аравия) стало официально именоваться королевством, а глава династии – его королём (араб. мáлик с краткими а и и).

Когда Саудиты взяли себе титул короля, они (очень вероятно, сами того не желая) поставили будущее своего государства в зависимость от хода и исхода конфликта двух принципов власти, с реализацией которых развивается политическая история исламского мира. Эти два принципа – халифат как правильная исламская власть в мусульманской общине после Пророка и противоположность халифата — неисламская власть – власть человеческая (неважно – монархия или республика), подобная власти императора Византии времён Пророка и обозначавшаяся арабским словом мульк (обычно переводится на русский язык как «царская власть»), которое имеет в приложении к человеку (слово прилагается также к Аллаху, но это – отдельная тема) только негативные коннотации. При рассмотрении слова в изоляции его можно перевести как просто власть.

Политическая история исламского мира в исламской политической и политологической традиции описывается с использованием этих двух категорий. Её, с опорой на хадисы Пророка Мухаммада, очень кратко можно изложить следующим образом. После смерти Пророка был период халифата – тут чаще всего подразумевается период правления «Праведных Халифов» в VII веке, но некоторые мусульмане склонны считать, что период халифата длился до 1924 года, когда Ататюрк отменил халифат. Период халифата сменился периодом власти, которую Пророк называет «злобной»: «Это дело (ислам. – А.И.) началось пророчеством, милосердием и халифатом, — говорит Пророк. — Потом будет злобной властью (мульк). Потом будет заносчивостью, высокомерием и порчей общины». Но халифат восстановится: «…После этого будет халифат, соответствующий пророческому пути (минхадж ан-нубувва)», говорит Пророк.

Летом 2014 года «Исламское государство» провозгласило восстановление халифата как принципа правильной исламской власти. Был провозглашён Халифат как государственное образование. Появился глава этого исламского государства – «халиф Ибрахим» (псевдоним Абу-Бакр аль-Багдади). Заявлено его полное имя — Ибрахим аль-Хашими аль-Хусейни аль-Кураши. Если верить тому, как себя называет «халиф Ибрахим» (или его называют), то он принадлежит к племени Пророка: аль-Кураши означает принадлежность к племени курейшитов, и даже к роду Пророка: аль-Хашими означает принадлежность к роду хашимитов. (Принадлежность к курейшитам очень важна. Пророк сказал: «Халифат у курейшитов вплоть до наступления Часа», т.е. до Судного Дня.) Тем самым соблюдены главные условия, которым должен удовлетворять халиф и которым удовлетворяли четыре «Праведных Халифа», правивших после смерти Пророка.

Саудиты со своей «королевской властью» — чужие на этом празднике восстановления правильной политической организации исламской общины. И введение в оборот титула малúк с долгим и было попыткой ещё более исламизировать титулатуру Саудовской династии — в возможно наибольшей степени приблизить её к системе представлений мусульман о власти и её источнике. (Предыдущая исламизация титула была осуществлена королём Фахдом в 1986 году, когда короля стали называть «Хранитель Двух Святынь».) И, тем самым, защитить Саудитов от теоретической и практической критики со стороны претендующего на воплощение правильной исламской власти (и запрещённого как террористического в Саудовской Аравии) «Исламского государства». А критика эта тем более опасна потому, что черпает свои доводы в ваххабитском наследии, в частности – в фетвах Ибн-Таймии «против татар», в которых обосновывается право и обязанность мусульман восставать, при определённых условиях, против мусульманских правителей.

Одновременно это – своего рода идеологическая (концептуальная) уступка также запрещённым в Саудовской Аравии «Братьям-мусульманам», которые тоже объявлены в Саудовской Аравии террористической организацией. Те однозначны в определении источника власти в государстве, претендующим на то, чтобы быть исламским. Это – Аллах. Они исповедуют принцип «хакимийи»: «Нет власти, кроме как от Аллаха!» (араб. Ля хукм илля ли-ль-Лях!). Называя себя «подвластным», король Абдалла указывал на источник своей власти – Аллаха, этого Истинного Властителя.

Попытка ввести новый титул короля Саудовской Аравии укладывается в систему мероприятий по предупреждению «аравийской весны», которая, если произойдёт, будет иметь антидинастическое и религиозно-политическое содержание. Повторим, если она произойдёт, то войдут в резонанс: вторжение «Исламского государства» на территорию королевства; антидинастическое восстание внутри Саудии под лозунгами «Исламского государства» (ИГИЛ уже «в крепости»: в стране были судебные процессы над членами ячеек «Исламского государства», Бурейда объявлена «вилаетом» «Исламского государства»), поддержанное немалой частью ваххабитского духовенства; активность «тайной организации» (араб. ат-танзим ас-сирри) «Братьев-мусульман». А также шиитское восстание в Восточной провинции и удар хоуситов (движение «Ансар Аллах») с юга.

Очень вероятно, что идея ввести новый титул исходила либо от самого короля Абдаллы, либо от его окружения. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу после смерти короля Аблаллы титул малúк с долгим и (а также наʾиб для наследника престола) был выведен из оборота. Во всех новостях о погребении тела короля Абдаллы тот уже именовался «Хранителем Двух Святынь, королём».

Новый король Сальман в саудовских СМИ (например, на сайте «Аль-Арабия»), знакомящих с новыми правителями Королевства Саудовская Аравия, именуется «Хранителем Двух Благородных Святынь, королём», за ним идут наследник престола, наследник наследника престола. А также (в одном лице) министр обороны и глава Королевской канцелярии. Все они в своих именах имеют «Аль Сауд», т.е. принадлежат к династии Саудитов.

image008

 

52.44MB | MySQL:108 | 0,498sec