Что стоит за предстоящим визитом суданских представителей в США

Министр иностранных дел Судана А.Карти и помощник президента О.аль-Башира И.Гандур намереваются посетить Вашингтон в ближайшее время. Примечательно, что визиты предусматривают разные сроки и программу, но оба представителя суданских властей встретятся 5 февраля с.г. на Национальном молитвенном завтраке, который организовывается традиционно The Fellowship Foundation. Несмотря на свое название, указанная процедура больше напоминает некую полуформальную встречу высших представителей администрации США (а на ней будет присутствовать и президент Б.Обама) и конгрессменов с приоритетными для американских интересов  иностранными фигурами. Собственно и список последних формируется, исходя, прежде всего, из соображений «нужности» того или иного политика для интересов внешнеполитической активности США на том или ином этапе. Формат процедуры также подразумевает и проведение неких неформальных контактов. Оба суданца, как предполагается, встретятся с ключевыми фигурами в Конгрессе США и президентской администрации. В центре консультаций будут стоять вопросы двустороннего сотрудничества и пути для их реанимации. Напомним, что Судан продолжает оставаться в списке стран-спонсоров терроризма Госдепартамента США, что автоматически приводит к жестким экономическим санкциям. Приглашение в США именно А.Карти и И.Гандура является далеко не случайным, оба они являются убежденными сторонниками возобновления двусторонних отношений с Вашингтоном в полном объеме. Собственно, именно этот дуэт и убедил президента Судана О.аль-Башира в ноябре прошлого года снять запрет на все контакты с представителями американской администрации. Такое вето суданский лидер наложил еще два года назад в связи с крайне вероломной линией поведения Вашингтона, который усилиями основного лоббиста южносуданского президента С.Киира в администрации президента США С.Райс, фактически нарушил данные ранее суданскому президенту обещания по смягчению экономических санкций в обмен на «беспроблемное» государственное обособление Южного Судана. Гарантом такой джентльменской сделки был спецпредставитель США по Судану С.Грейшен, который, безусловно, адекватно воспринимал действительность и делал все возможное для того, чтобы вернуть Хартум в орбиту американского влияния. За свою адекватность он заплатил отставкой и ссылкой в Найроби на должность посла с последующим увольнением. «Прозорливость» тогдашнего госсекретаря Х.Клинтон и С.Райс привела в результате к возникновению еще одного «проблемного государства» на Африканском континенте. Об их «политическом чутье» можно говорить много, достаточно вспомнить еще и Ливию. То есть, другими словами, этими дамами делалось, и еще, к сожалению, частично делается все ровно наоборот вопреки практичности и логике. Это хорошо иллюстрирует и последний призыв С.Райс к отмене оружейного эмбарго в отношении раздираемого гражданской войной Южного Судана.

Визит И.Гандура носит несколько менее официальный характер, чем  министра иностранных дел А.Карти. Собственно его статус советника президента Судана идеально подходит для формата неформальных консультаций. При этом круг его предполагаемых контактов по статусу фактически не отличается от запланированных министром иностранных дел А.Карти. В отличие от последнего И.Гандур сконцентрирует свои усилия на теме национального диалога и лоббированию этой идеи в Белом доме. Для Хартума принципиально важно запустить этот процесс, поскольку в противном случае О.аль-Башир может потерять международную легитимность в результате своего переизбрания на пост президента страны в апреле с.г. То есть, бойкотирование такого процесса со стороны остальных политических партий Судана, что происходит в настоящее время, является для нынешнего суданского лидера самым серьезным вызовом в рамках оспаривания его монополии на власть. В Хартуме крайне обеспокоены тенденцией наметившегося альянса между структурированной политической оппозицией в лице партии «Умма» и части Юнионистско-демократической партии (ЮДП) с одной стороны, и повстанцами с другой. За этим суданский президент традиционно видит «руку ЦРУ США» и призрак «цветных революций». Отсюда и миссия И.Гандура в Вашингтон, в рамках которой он планирует убедить серьезные фигуры в Белом доме и Госдепартаменте США поддержать саму идею организации национального диалога. В качестве альтернативы такому сценарию в Хартуме видят только начало в Судане крупномасштабной гражданской войны. Излишне говорить о негативных последствиях этого для всего региона вкупе с активизацией исламистов в зоне Сахеля и нестабильностью в Ливии. В этом, собственно, и состоит суть доводов И.Гандура. При этом он должен опираться на, пока крайне немногочисленную, прослойку в американских властных структурах, которые условно придерживаются такой же линии. К ним можно отнести и нынешнего спецпредставителя США по Судану Д.Бусса, заявившего, что Вашингтон готов поддержать курс на полномасштабное восстановление двусторонних отношений: «Мы должны вместе взять курс вперед. Я поддерживаю свою готовность, и готовность своего правительства на то, чтобы наши отношения с Хартумом стали более доверительными и дружественными». Ряд экспертов в этой связи указывает и на косвенный катарский след в этом, неожиданном на первый взгляд, визите суданцев в Вашингтон. С учетом особых доверительных отношений между Вашингтоном и Дохой, а также серьезной заинтересованности катарцев в дальнейшем укреплении своего влияния в Судане. Снятие (или ослабление) экономических санкций с Хартума, безусловно, таким планам соответствует. Но ожидать какого-то глобального прорыва в отношениях между США и Суданом на нынешнем этапе, по нашей оценке, преждевременно.

Надо отметить, что дополнительную интригу всему происходящему придают серьезные расхождения по вопросу целесообразности организации самого процесса национального диалога. Европейский союз  в целом эту инициативу Хартума поддерживает. Особенно в данном случае показательна позиция ФРГ, которая без условий поддерживает позицию и тактику посредников из Панели высшего уровня Афросоюза, которые как раз выступают за такой выход из внутрисуданского кризиса. В частности, она предлагает выйти на заключение рамочного соглашения между всеми сторонами внутрисуданского конфликта, которое предусматривает конкретные сроки реализации того или иного этапа. При этом остается открытым вопрос о реализации «дорожной карты», которая была продавлена в Афросоюзе при усилиях Аддис-Абебы с явным усилением позиций повстанцев из Революционного фронта Судана (РФС). В данном случае мы видим разный подход двух структурных подразделений Афросоюза, что обусловлено жесткой борьбой между главой афроафриканских «мудрецов» Т.Мбеки и окружением нынешнего президента ЮАР Д.Зумой.

52.3MB | MySQL:103 | 0,473sec