Что стоит за разногласиями «Хизбаллы» с Ираном

Боевые действия в Сирии в настоящее время относительно затихли и приобрели характер «боев местного значения». Противоборствующие стороны явно взяли тайм-аут в проведении активных наступательных действий после неудачи исламистов в раййоне г. Кобани. Напомним, что этот курдский анклав на турецко-сирийской границе был фактически взят исламистами еще до наступления 2015 года, и с тех пор в городе шли спорадические уличные бои. Кобани стал своеобразным Сталинградом для джихадистов: действительно взяв под контроль почти весь город, они, тем не менее, потерпели, в конечном счете, поражение и вынуждены были отступить. В указанной операции речь шла не о фланговых охватывающих ударах, а о создании превосходства в воздухе и организации воздушного моста. И в том, и ином случае первую скрипку играли США, которые даже ради этого заключили альянс с Ираном. Вашингтон также надавил и на Анкару, которая явно старалась в данной ситуации максимально ослабить как исламистов, так и курдов, заняв формально нейтральную позицию. В конце концов, Турция, скрепя сердце, вынуждена была разрешитьи проход через свою территорию подразделений пешмерга из Иракского Курдистана. Все эти меры привели к отступлению исламистов, но и вновь спровоцировали серьезные расхождения между Вашингтоном, Анкарой и Эр-Риядом. Последний, в частности, выразил серьезную обеспокоенность в связи с фактом союза США с Ираном. Анкара вообще подозревает Вашингтон в тайной игре с использованием курдского фактора с целью дестабилизации нынешнего режима. Это подозрение является устойчивым трендом во властных структурах Турции, а ближний круг президента Р.Т.Эрдогана пребывает в уверенности, что ЦРУ  взяло курс на его свержение посредством дестабилизации ситуации через возможности известного турецкого богослова Ф.Гюлена, который в настоящее время находится в эмиграции в США.

Но такие разногласия характерны не только для «друзей Сирии». На прошедшей неделе подобного рода претензии руководство ливанской шиитской организации «Хизбалла» вновь высказало иранскому руководству. В частности, лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла информировал Мохаммед Язбека, личного представителя Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в Ливане и Сирии, что он подаст в отставку, если политика Тегерана на сирийском направлении не изменится. В своем обращении он пояснил, что «Хизбалла» в настоящее время фактически расколота по вопросу безусловной поддержки режима Б.Асада, и причиной этого, в том числе, называются и тяжелые потери среди сторонников организации во время выполнения своей «интернациональной миссии» в Сирии и Ираке. Напомним, что помимо непосредственного участия боевиков «Хизбаллы» в боях, на них также возложена миссия по тренингу сирийских и иракских шиитов в рамках реализации ранее поставленной Тегераном задачи по подготовке местных аналогов иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). По нашим данным, иранское руководство такой ультиматум проигнорировало за исключением согласия на проведение ответной акции против Израиля за убийство двух ключевых фигур в военном крыле «Хизбаллы» Мухамада Иссы и Джихада Мугние. Как мы знаем, «ответка» ливанскими шиитами уже была проведена, в результате чего погибло два израильских военнослужащих, а пять других получили ранения. Сам по себе факт такого согласия свидетельствует о том, что Тегеран жестко лимитирует военную активность членов «Хизбаллы» против Израиля. Это укладывается в ту политику «нейтралитета», которой иранцы сейчас придерживаются в отношении Израиля. По крайней мере, на сирийско-ливанском направлении, дабы не размывать силы и не отвлекать их на «негодный объект».

На жесткую позицию Тегерана в отношении жалоб Х.Насраллы есть свои причины. Отметим, что большинство сведений о существующем расколе в «Хизбалле» по «сирийскому досье» и разногласий по этому вопросу с Тегераном поставляется в результате утечек в прессу, организованных либо самими израильтянами, либо представителями западных спецслужб. Цель — вполне очевидна и в комментариях особо не нуждается. Вопрос по сути: насколько реален уход Х.Насраллы и раскол в «Хизбалле». По нашей оценке, такой сценарий маловероятен. Эта тема регулярно поднимается, в том числе и с подачи самого Х.Насраллы. Как представляется с вполне прозаической целью: выбить побольше денег за свое участие в ирако-сирийской кампании. Тема погибших и выплата их родственникам компенсации уже несколько раз возникала по инициативе руководства «Хизбаллы», и пока все они были удовлетворены. Но на 2015 год Тегеран объявил своим союзникам, и руководству «Хизбаллы»  о резком снижении выделяемых дотаций. Объяснение прозаично – кризис цен на углеводороды и продолжающееся антииранские санкции со стороны стран Запада. В связи с этим Тегеран уже предложили сократить программу тренировок ряда подразделений ливанских шиитов и выплату страховок семьям погибших бойцов. Сокращение ожидает и статью по выплате социальных пособий раненым. Статьи расходов на подготовку иракских и сирийских аналогов КСИР остаются без изменений. Все это, естественно, руководству «Хизбаллы» не нравится, особенно на фоне начала программы комплексного перевооружения ливанской армии, которая финансируется Саудовской Аравией. Отсюда и драматические нотки в призывах Х.Насраллы к Тегерану. Это совершенно не означает скорый отзыв подразделений ливанских шиитов из Ирака и Сирии. Несмотря на все свои жалобы, в руководстве «Хизбаллы» прекрасно себе отдают отчет в том, что в случае поражения в Сирии  следующим на очереди будет Ливан со всеми негативными для организации последствиями. И это осознание опасности безусловно является самым лучшим способом консолидации.

52.1MB | MySQL:103 | 0,507sec