К итогам Московского форума по межсирийскому урегулированию

В Москве 26-29 января проходила Консультативная встреча между представителями правительства Сирии и оппозиции. Московский форум был первым опытом прямых переговоров между оппозицией и официальным Дамаском. Напомним, что во время переговоров в Женеве в январе 2014 года представители правительства Башара Асада и оппозиционных сил вели переговоры через посредников.

Подготовительная работа к проведению форума велась достаточно серьезно и основательно. В ноябре 2014 года Москву посетил бывший председатель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Ахмед Моазз аль-Хатыб. В время поездок специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку М.Л.Богданова в Бейрут в начале декабря 2014 года также обсуждались возможности участия различных оппозиционных группировок в переговорах.

Результатом стала Московская встреча. Ее результаты позволяют утверждать об определенном продвижении на пути межсирийского урегулирования. Впрочем, итоги московских переговоров оказались гораздо скромнее, чем ожидали их организаторы. 26-27 января представители оппозиции обменивались мнениями между собой. 28 января к переговорам подключилась правительственная делегация. Официальную делегацию САР на форуме возглавлял представитель Сирии при ООН Башар Джафари. В состав оппозиционной делегации вошли 32 человека. Среди них лидер Партии народной воли, бывший вице-премьер правительства Сирии Кадри Джамиль, лидер Движения за мирные перемены Фатех Джамус, оппозиционные политики Халед Иса, Мейс Крейди, Сафван Аккаш, Маджид Ниязи. В переговорах со стороны оппозиционных сил приняли участие также представители бедуинских племен северо-западной Сирии и сирийских курдов. Делегацию последних возглавлял наиболее известный курдский политик современной Сирии, лидер Партии демократического союза Салих Муслим. Вооруженные формирования этой партии сыграли первостепенную роль  в битве с отрядами «Исламского Государства» в г. Кобани.

В то же время во встрече не приняли участия представители наиболее серьезного оппозиционного блока – Сирийской национальной коалиции (бывшая НКОРС). Так, на переговоры против ожидания не приехал ее бывший лидер А. Моазз аль-Хатыб, представляющий умеренное крыло «Братьев-мусульман». Не прибыли на встречу и светские сирийские оппозиционеры с левым прошлым: Мишель Кило, Джордж Сабра, Бурхан Гальюн. Не участвовал в московские переговорах лидер Национальных координационных комитетов Хейсам аль-Манна. Этот авторитетный сирийский правозащитник, в течение двадцати лет проживающий в Париже, неоднократно высказывался против иностранного вмешательства в дела Сирии, за диалог с правительством Асада, однако рамки московской встречи его не устроили.  Отсутствие ведущих оппозиционеров объясняется двумя факторами. Во-первых, приглашения для участия на конференцию почему-то рассылались предполагаемым участникам не как представителям определенных организаций, а как частным лицам. Это вошло противоречие с «корпоративной солидарностью» и привело к отказу многих оппозиционеров от участия во встрече. Во-вторых, участие в форуме на одной стороне с Кадри Джамилем, которого многие антиасадовские политики считают «карманным оппозиционером» и ставленником режима, показалось основным оппозиционным деятелям неприемлемым. Все это  касается представителей эмигрантской оппозиции. Что касается оппозиционеров из Сирии, то многие из них уклонились от участия в московских переговорах по соображениям личной безопасности. Нежелательным прецедентом здесь был арест оппозиционного лидера алавита Абдель Азиза аль-Хейра, одного из руководителей Рабочей партии коммунистов Сирии, по его возвращении с политических переговоров в Китае.

В ходе московских переговоров стороны подтвердили свою приверженность трем основополагающим принципам Женевской конференции. Первый принцип состоит в том, что все сирийцы, приверженные мирному разрешению конфликта считаются равными партнерами по переговорам. Во-вторых, констатируется необходимость перехода к светскому демократическому государству, которое базируется на принципе равноправия всех сирийцев. В-третьих, объявляется приоритетом борьба с терроризмом и отмечается неприемлемость иностранного вооруженного вмешательства в дела Сирии. На переговоры с правительством оппозиционная делегация вынесла список из десяти пунктов:

  1. Отказ от артобстрелов и бомбардировок населенных пунктов, там где это может нанести вред мирным жителям.
  2. Освобождение содержащихся в тюрьмах узников совести, мирных активистов, женщин и детей.
  3. Освобождение заложников, особенно женщин и детей.
  4. Пересмотр в сторону амнистии старых дел политзаключенных.
  5. Допуск продовольствия и медикаментов во все части Сирии (намек на блокаду ряда районов Алеппо правительственными войсками).
  6. Создание общесирийского органа по правам человека, имеющего полномочия вмешиваться в ситуации с нарушениями прав человека, где бы они не происходили.
  7. Отмена исключительной монополии правительства на средства массовой информации и допуск всех сирийцев в эту сферу.
  8. Создание координационных комитетов для реализации этих требований.
  9. Противодействие экономическим санкциям, которые наносят ущерб всем сирийцам.
  10. Признание за государством исключительной монополии на применение оружия.

Последний пункт вызвал ожесточенное неприятие курдской делегации. Ее лидер Салих Муслим отметил, что создание отрядов самообороны сирийских курдов является свершившимся фактом, а свою эффективность и приверженность демократии они доказали участием в боях с террористами из ИГ. Он заявил, что вооруженные формирования его партии готовы интегрироваться в сирийскую армию только на особых условиях, одним из которых является устранение из ее названия эпитета «Арабская». Этим он, в свою очередь вызвал негативную реакцию со стороны представителей арабских племен, участвовавших во встрече. Поведение курдов на встрече говорит об их твердой решимости сформировать автономию в составе сирийского государства, а то и добиться его федерализации, что никак не вписывается в планы официального Дамаска.

Сирийская правительственная делегация в целом благосклонно встретила требования оппозиции. Это неудивительно, учитывая то, что в них даже не шла речь о каком-либо разделе власти. Организаторы встречи охарактеризовали это как «преобладание гуманитарных вопросов в повестке конференции над политическими». В то же время понятно, что такая гуманитарная направленность абсолютно неприемлема для зарубежной оппозиции, как независимой, так и связанной с другими центрами силы (США, Турция, Катар, Саудовская Аравия). Эти деятели настроены если не на отставку Б.Асада, то на формирование коалиционного правительства и  не собираются оставлять вопрос о власти без внимания.

Можно констатировать, что московская встреча имела очень ограниченный успех. Объясняется это двумя факторами. Во-первых, сирийская оппозиция, включая Сирийскую национальную коалицию (СНК) никак не контролирует вооруженные формирования, сражающиеся против правительственной армии, в том числе и от ее имени. Не говоря уже о том, что она не имеет никакого влияния на группировки джихадистов (ИГ и «Джабхат ан-нусру»), являющиеся наиболее опасными противниками режима. Поэтому никакого влияния на положение дел «в поле» подобные переговоры иметь не могут.

Во-вторых, слабость оппозиции подтверждается недостаточностью ее социальной базы. В начале протестных выступлений в Сирии в 2011 году светская оппозиция могла рассчитывать на поддержку интеллигенции и части городского среднего класса, приверженных светским ценностям. Сирийский социолог Ибрагим Хамиди определил численность этой референтной группы в 2010 году в 20% сирийского населения. Остальные 80%, по его мнению, придерживались консервативных исламских ценностей (что вовсе не делает их автоматически салафитами или экстремистами). После 2013 года гражданская война в Сирии приобрела черты военно-политического конфликта секулярного правительства с джихадистами. Та часть городского населения, которая могла бы поддержать оппозицию, столкнувшись с угрозой превращения в граждан второго сорта, а то и вовсе физического уничтожения исламскими экстремистами, перешла на сторону правительства, забыв прежние разногласия. Это, кстати, хорошо понимает и Башар Асад. В начале января в интервью американскому журналу Foreign Affairs он подчеркнул, что не видит особого смысла в переговорах с оппозицией, «часть которой является марионетками заграницы, а другая часть никого не представляет». Асад не видит резона делить власть с этими политиками, за которыми не стоит реальная сила, а поэтому не считает серьезными и переговоры с ними.

55.72MB | MySQL:116 | 0,751sec