Ситуация в Ливане: январь 2015 г.

Политическая ситуация в Ливане в январе 2015 года продолжала оставаться сложной и характеризовалась следующими моментами: продолжающейся борьбой ливанской армии при поддержке движения «Хизбалла» с террористической угрозой, обострением обстановки на ливано-израильской границе, неурегулированностью президентского кризиса, переговорами между движением «Хизбалла» и движением «Мустакбаль» о снижении напряженности в отношениях между шиитской и суннитской общинами.

Острота проблемы террористической угрозы подтвердилась  в очередной раз в Триполи в начале января. 11 января два террориста-смертника привели в действие взрывные устройства в кафе, расположенном в населенном алавитами районе Джебель-Мохсен города Триполи. В результате погибли 9 человек и было ранено 37 посетителей. Ответственность за теракт в Твиттере взяла на себя сирийская джихадистская группировка «Джабхат ан-нусра». В сообщении этой группировки указывается на то, что теракт был произведении в кафе, принадлежащем Арабской демократической партии (партии, представляющей интересы алавитов Ливана) в отместку за «поддержку алавитами геноцида суннитов в Сирии». Террористы-смертники были идентифицированы ливанской полицией как 22-хлетний Таха аль-Хаяль и 29-летний Билаль аль-Марьян.

Теракт получил осуждение со стороны всех политических сил Ливана. Премьер-министр Ливана Таммам Салам заявил, что «Это преступление не запугает жителей Триполи и не уменьшит решимости ливанского правительства противостоять террористам». В официальном заявлении движения «Хизбалла» ответственность за теракт возложена на такфиристов (последователей радикального салафизма). «Такфиристская идеология делает мишенями насилия всех нас вне зависимости от религии», — констатирует «Хизбалла». Лидер ПСП Валид Джумблат осудил теракт и призвал жителей Триполи «встать единым фронтом против терроризма».  Бывший премьер-министр Ливана Саад Харири отметил: «Целью теракта является посеять хаос и раскол в Триполи, где армии недавно удалось остановить цикл насилия».

12 января силы ливанской армии и жандармерии провели зачистку в бейрутской тюрьме Румие, ставшей оплотом джихадистов. Радикальные исламисты, содержавшиеся в Румие пользовались полной свободой передвижения по тюрьме, устанавливали здесь свои порядки, пользовались мобильной связью и координировали действия террористических групп. Операцию по зачистке возглавил лично министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук. Ему помогали бригадный генерал Шамель Рукуз (от армии) и командующий силами жандармерии в Горном Ливане бригадный генерал Джихад Ховайек. Тюрьма к моменту начала операции была оцеплена отрядами спецназа и машинами «Скорой помощи» на случай сопротивления ее обитателей. Все же обошлось без кровопролития. Министр побывал  в тюрьме  провел беседу с заключенными после чего самые непримиримые смутьяны были водворены в одиночные камеры, были проведены обыски на предмет изъятия мобильных телефонов и оружия. В целом зачистка в Румие оказалась успешной PR-акцией для амбициозного министра внутренних дел. Обращает на себя внимание, что в этот раз подобная акция прошла без протестов со стороны Ассоциации мусульманских улемов и скандально известного депутата парламента от «Коалиции 14 марта» Халеда Дахера. Последние постоянно обвиняют силовые структуры Ливана в необоснованных репрессиях против суннитов и нарушении прав человека.

17 января пошло ожесточенное сражение между ливанской армией и боевиками «Исламского государства» в местечке Рас-Баальбек в долине Бекаа возле восточной границы с Сирией. Оно началось с атаки джихадистов на армейский КПП. В результате боев погибло 8 и было ранено 22 ливанских военнослужащих, но армии удалось отбить КПП.

Другой острой проблемой, вставшей перед Ливаном, стала эскалация напряженности на ливано-израильской границе. 18 января израильского авиаудара по сирийской территории в местечке Мазраат аль-Амаль около города Кунейтра на Голанских высотах погибли 7 человек, включая бригадного генерала иранского КСИР Мохаммеда Аллахдади и шестерых боевиков «Хизбаллы». В числе последних находился Джихад Мугние, сын известного полевого командира движения «Хизбалла» Имада Мугние. Отец Джихада Мугние, известный военный руководитель «Хизбаллы», погиб в результате взрыва в Дамаске в 2008 году.

Данной акции предшествовало выступление лидера движения «Хизбалла» Хасана Насраллы на ливанском телевидении. 16 января с.г. он дал развернутое интервью ливанской телекомпании «Аль-Майяддин», в котором коснулся и израильской темы. Насралла заявил, что «Хизбалла» готова ответить Израилю за неоднократные удары по сирийской территории в 2012-2014 годах. По его словам, в настоящее время движение располагает более мощным оружием, чем в 2006 году. К ним относятся ракеты иранского производства «Фатех-110», радиус действия которых составляет 200 километров и которые могут поражать любые цели на территории Израиля. По словам Насраллы, «Хизбалла» имеет на своем вооружении 150 таких ракет. Всего же ракетный арсенал «Хизбаллы» составляет 50 000 единиц. Хасан Насралла отметил, что хотя движение чрезвычайно занято в Сирии «и в других местах» израильское направление остается для нее приоритетным. Насралла также заявил, что израильские удары по Сирии затрагивают не только сирийцев, но всю ось сопротивления, включая «Хизбаллу» и Иран. При этом он вновь пригрозил Израилю вторжением в Галилею. «Если руководство движения скажет бойцам войти в Галилею, они войдут в Галилею и пойдут дальше», — отметил Насралла.

В данном интервью Насралла сделал еще несколько важных заявлений. Касаясь ареста Мухаммеда Шаварбы, израильского агента, выявленного в рядах «Хизбаллы», он просил не преувеличивать значение этого факта. «Этот изменник не успел нанести нам большого вреда. Кроме того против нас работают и спецслужбы ряда арабских государств, сотрудничающих с Израилем», — отметил Насралла. В интервью Насралла также выразил свое мнение о ситуации в Сирии. Он отметил, что наступила пора переговоров и политического решения. В этой связи он высказался за формирование коалиционного правительства с участием умеренной оппозиции. «Разумеется, речь не идет о включении туда ИГ и «Джабхат ан-нусры»», — сказал Насралла. На вопрос, кого из лидеров оппозиции он был бы готов видеть в правительстве, Насралла особо отметил председателя Национального координационного комитета Хейсама аль-Манна. При этом лидер «Хизбаллы» отметил, что Башар Асад должен остаться на посту президента и это является «красной линией». «Без Асада никакое политическое урегулирование в Сирии невозможно», — сказал Насралла. Отвечая на вопрос о перспективах борьбы антитеррористической коалиции против ИГ, лидер «Хизбаллы» отметил ее полную неэффективность. «Авиационные удары без наземной операции ничего не дадут. Кроме того американцы заинтересованы в том, чтобы не уничтожать, а сдерживать такфиристов. Это дает им предлог для военного присутствия в Ираке», — заметил Насралла. Он подчеркнул, что ведущую роль в противодействии ИГ играет Иран и, в частности, командующий спецназом «Кудс» КСИР генерал Касем Сулеймани, которого он назвал «дорогим и любимым братом».

Сам генерал Сулеймани посетил Бейрут с двухдневной поездкой 28-29 января. Подробности его переговоров с Хасаном Насраллой остались закрытыми для журналистов, но судя по развитию событий на сирийских фронтах в феврале, речь шла об активизации действий сирийской армии и «Хизбаллы» на юге Сирии, в окрестностях Дамаска и Дераа. Последние успехи антиправительственных сил на юге Сирии создали реальную возможность перерезать трассу Дамаск-Бейрут и блокировать пути снабжения «Хизбаллы» из Сирии. Эта угроза и была предметом переговоров иранского генерала с Насраллой.

Ответом «Хизбаллы» на гибель Джихада Мугние и Аллахдади стала атака на израильский военный конвой на территории ферм Шебаа 28 января. В результате погибли двое израильских военнослужащих и были ранены семь человек. Ответной реакцией израильтян были артиллерийские обстрелы позиций «Хизбаллы» на ливанской территории.

23 января в Айн аль-Тине, резиденции спикера ливанского парламента Набиха Берри прошел второй раунд переговоров между движением «Хизбалла» и движением «Мустакбаль» Саада Харири. В делегацию «Хизбаллы» входили советник лидера «Хизбаллы» Хусейн Халиль, министр промышленности Хасан Халиль и депутата парламента Мухаммед Фадлалла. Делегация движения «Мустакбаль» состояла из министра внутренних дел Нухада Машнука, руководителя администрации движения Надера Харири и депутата ливанского парламента Самира Джисра. Стороны подтвердили поддержку ливанской армии, ведущей борьбу против террористов. В то же время ситуация в Сирии и участие «Хизбаллы» в гражданской войне в этой стране не являлось предметом переговоров. На них обсуждались меры по снижению межконфессионального противостояния в стране и возможному урегулированию президентского кризиса. Диалог «Коалиции 8 марта» и «Коалиции 14 марта» не всем приходится по душе в Ливане. Так министр юстиции Ашраф Рифи, представитель движения «Мустакбаль», тесно связанный с салафитами Триполи, обвинил «Хизбаллу» в разжигании конфликта в стране, а также в том что сейчас движение не борется с террористами, а «прячется за спину армии».

24 января в Ливане был объявлен официальный трехдневный траур по скончавшемуся королю Саудовской Аравии Абдалле бин Абдель Азизу. Премьер-министр Таммам Салам в официальном письме соболезнования назвал его «самым мудрым арабским деятелем второй половины прошлого столетия», особо отметив вклад короля Абдаллы в стабилизацию обстановки в Ливане и помощь ливанскому народу. Лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири отметил, что король Абдалла «занимает особое место в сердцах ливанцев. В этот день ливанский народ оплакивает своего доброго и любящего отца». Лидер ПСП Валид Джумблат назвал покойного короля Абдаллу «последним арабским рыцарем».

Подводя итоги рассмотрению ситуации в Ливане в январе 2015 года, можно констатировать сохранение напряженности в стране и на ее границах. Начинающийся формироваться консенсус различных политических сил по противодействию терроризму пока не привел к созданию крепкого дееспособного руководства страны, способного противостоять внутренним и внешним угрозам.

52.39MB | MySQL:103 | 0,425sec