Об отставках турецких чиновников в преддверии парламентских выборов 2015 года

Одним из основных событий внутриполитической жизни Турции на уходящей неделе стало начало формирования партийных списков к парламентским выборам, намеченным на июнь месяц 2015 года. Согласно действующему законодательству, все чиновники – потенциальные народные избранники были обязаны подать в отставку с  текущего места службы в срок, не позднее 10 февраля 2015 года. Результатом этого требования стала нарастающая до последнего момента волна уходов со службы, в итоге привнесшая изрядные сложности в нормальный режим функционирования министерств и ведомств.

Наблюдателями говорится о «десятках тысяч» чиновников, оставивших свои посты с тем, чтобы иметь возможность попасть в список той или иной партии. С учётом несопоставимости этой цифры с числом имеющихся вакансий, можно говорить о том, что для большинства желающих отставка станет своего рода ритуалом выражения преданности своему политическому движению. Для тех же, кто в итоге останется за бортом межпартийной борьбы, в принципе, сохраняется теоретическая возможность, ограничившись демонстрацией своего «всегда готов», отыграть ситуацию назад и возвратиться на прежнее рабочее место, не исключено, что даже и с повышением.

Разумеется, последнее не относится к наиболее обсуждаемой отставке предвыборной компании 2015 года — Хакана Фидана с поста главы Национального разведывательного управления (MİT) Турции. Напомним, что Х.Фидан покинул свой пост 7 февраля с тем, чтобы получить возможность баллотироваться в депутаты Меджлиса от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) по Анкаре или Стамбулу. Потенциальный переход главного разведчика Турции в ранг публичного политика вызвал немало споров и рассуждений среди политиков и обозревателей.

Прежде всего, повод для общественной дискуссии дал президент страны Р.Т.Эрдоган, который публично не одобрил решение Х.Фидана. Приняв отставку Фидана 10 февраля и назначив временно исполняющим обязанности главы MİT его заместителя, бывшего посла Турции в Брюсселе, Исмаила Хаккы Мусу, глава государства выразил свою позицию следующим образом: «…MİT – не обычное ведомство. Мы туда не можем назначить так просто обычного человека… Во главе MİT должен быть человек, заслуживающий максимального доверия. В конце концов я туда назначил заслуживающего высочайшего доверия человека, можно даже сказать своего хранителя тайн… Я ему прямо и откровенно сказал, что “Я не считаю твой уход правильным. Ты должен продолжить свои обязанности, потому что это не обычная должность…” Итак, я не нахожу это правильным, однако, к сожалению, он решил для себя возможным сделать такой шаг и он его сделал, ссылаясь на свою усталость и невозможность далее продолжать ( работу-авт.)». Р.Т.Эрдоганом было даже сказано больше: «В процессе борьбы с параллельным государством, с чем мы только не столкнулись, всё там было. Оставаться в таком окружении в такой ситуации я не считаю правильным. Даже в том случае, если я останусь один, я до конца продолжу свою борьбу…». Подобное высказывание по идее должно подчеркнуть тот факт, что из президентского окружения и против его воли ушла одна из ключевых фигур в непростое для правящей партии время.

В то же самое время премьер-министр страны Ахмет Давутолу демонстративно поддержал Хакана Фидана в его решении, высоко отозвавшись о его деловых и личных качествах: «…Те, кто служат нации и государству, будь то политик или бюрократ, в любом случае с честью вписывают свои имена в историю…».

Такая разноголосица между президентом Р.Т.Эрдоганом – с одной стороны и премьер-министром А.Давутоглу вкупе с Хаканом Фиданом — с другой стороны, а также сама способность вторых действовать подчёркнуто независимо от президента и даже против его воли, были поставлены подавляющим большинством обозревателей под сомнение. При существующей в стране вертикали власти, мало кто высказался иначе, чем в том ключе, что — налицо трезвый политический расчёт с далеко идущим прицелом. А видимость расхождений между первым и вторым лицами государства – не более, чем спектакль, разыгрываемый для публики, который может преследовать своей целью, скажем, показать независимость премьер-министра страны в своих решениях и подчеркнуть его политический вес.

Последняя ремарка про вес – далеко не случайна. Оппозиция уже начала примеривать к Ахмету Давутоглу эпитет из американского политического жаргона «хромая утка», а первым комментарием лидера главной оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу на новость было следующее высказывание: «…Конечно, при пустующем кресле премьер-министра дошло дело и до такого варианта. Это следует понимать именно так…». Помимо широко обсуждаемой возможности для Хакана Фидана занять в будущем место премьер-министра страны, в качестве альтернатив, ему предрекаются должности заместителя премьер-министра, министра иностранных дел, а также министра внутренних дел – то есть ближайших лиц в президентском окружении.

На тот же случай, если Хакана Фидана не ведут в тяжеловесы публичной политики, обозревателями припасена версия о том, что позиции правящей Партии справедливости и развития – неустойчивы, а посему, теперь уже бывший, глава MİT Хакан Фидан просто пытается уйти под депутатскую неприкосновенность. И это — невзирая на несогласие президента Турции Р.Т.Эрдогана, которое по степени своей ненавязчивости как-то не очень вяжется с его жесткостью в качестве политика.

Пошедшие было разговоры о расколе в ПСР даже заставили спикера партии Бюлента Арынча после очередного заседания Кабинета министров выступать с опровержением «… Вопрос закрыт, обсуждение Фидана осталось в прошлом… Это не кризис, и не должен рассматриваться в качестве такового, от этих разговоров стране пользы нет…».

Продолжая изложенную выше версию кризиса в партии неизбежно получается, что Хакан Фидан то ли устав, то ли желая уйти от грядущих проблем в ПСР, уходит в кандидаты в депутаты от той же партии. Действуя вопреки президенту страны Р.Т.Эрдогану, который на минутку является основателем ПСР, он идёт в эту же партию, рассчитывая войти там в партийные списки. А поскольку главой партии ныне является премьер-министр Ахмет Давутоглу, который его публично поддержал, то вроде всё должно получиться. Разумеется, если у президента, который — против, не осталось в партии ресурса этому воспрепятствовать. В общем, как-то неубедительно получается.

А посему, резюмируем.

Во-первых, Хакан Фидан, по всей видимости, становится кандидатом от ПСР и, в случае победы на выборах, переходит в категорию публичных политиков. Причем при его степени информированности в отношении наиболее чувствительных для страны вопросов, а также значимых персоналий из числа политического и делового истеблишмента, Хакан Фидан будет далеко не рядовым депутатом Меджлиса.

Во-вторых, на повестке дня, в случае успешного прохождения для правящей Партии справедливости и развития выборов, следующим вопросом номер один является переформатирование системы власти в Турции с конституционно закреплённым переходом к президентской форме правления и, возможно, с формированием двухпалатного парламента. И, похоже, в этом процессе не последняя роль отводится Хакану Фидану, который, с одной стороны, может продолжить своё участие в тех вопросах, где он играл первую скрипку (в борьбе с «параллельным государством» и в урегулировании курдского вопроса), а с другой, становясь депутатом Меджлиса получает опыт публичной политики и, с учётом своего веса, может претендовать на любые должности вплоть до поста премьер-министра правительства Турции, таким образом, в чём-то повторив путь Е.М. Примакова.

52.24MB | MySQL:103 | 0,534sec