Израиль: особенности нынешней избирательной кампании

Итоги досрочных выборов в израильский парламент (Кнессет) намеченные на 17 марта, могут стать самыми непредсказуемые в истории страны. За месяц до выборов, все опросы общественного мнения, начинают давать практически одинаковую картину электоральных предпочтений, но создаться впечатление, что все должно кардинально измениться.

Так к примеру, согласно опросу, проведенному на днях, институтом Panels по заказу газеты «Маарив», партии Ликуд не удается упрочить свое лидерство, обозначившееся на прошлой неделе. По новому опросу Ликуд набирает 24 мандата против 23 мандатов у блока «Сионистский лагерь». Таким образом, разрыв снова сократился с четырех мандатов до одного.

Объединенный арабский список, согласно опросу, набирает дополнительный мандат и становится третьей по величине фракцией Кнессета с 13 мандатами. Партия «Еш атид» Яира Лапида – на четвертом месте с 12 мандатами ( плюс 1 по сравнению с предыдущим опросом).

Популярность «Байт Йегуди» продолжает падать. Партия под руководством Нафтали Беннета, страдающая от внутренних разногласий и от появления новой правой религиозной партии «Яхад», во главе с отколовшимся от ШАС Эли Ишаем, набирает всего 11 мандатов ( минус 2 мандата). Партия «Яадут ха-Тора» набирает 7 мандатов, представительство ШАС сокращается до 6 мандатов, а партия «Яхад» набирает 5-й мандат, устойчиво преодолевая электоральный барьер.

Партия НДИ, неделю назад оказавшаяся на грани не преодоления электорального барьера, в новом опросе получает 6 мандатов. Партия «Кулану» Моше Кахлона получает 7 мандатов, а партия МЕРЕЦ – снова 6 мандатов.

Практически туже картину, с небольшими вариациями, дают все остальные опросы.

В итоге, вся интрига строиться вокруг противодействия правых – левым, а конкретно: партии Ликуд – объединённому списку партий Авода и «Ха-Тнуа» — «Сионистскому лагерю». Ежедневная шумиха создаётся после каждого опроса, принесшего изменения в 1-2 мандата. Заголовки так и пестрят: «Ликуд уходит в отрыв», а через день, «”Сионистский лагерь” восстанавливает утраченные позиции». А если говорить в целом, то картина практически не меняется уже месяц, но явно видно, что все партии, как сообщающиеся сосуды, разделенные на три блока: левых, правых и центр. Все изменения проходят в каждом из политических блоков и только за счет партий, находящихся в этом блоке.

Так согласно последним опросам, как только у «Сионистского лагеря» появляется лишний мандат, он тут же пропадает у МЕРЕЦ, как только объединённый арабский список переходит границу 12 мандатов, тут же пропадает мандат у «Сионистского лагеря».

То же самое н правом фланге. Как только начинается рост у Ликуда, тут же идет падение у «Байт Йехуди». Тоже самое и в правом, ортодоксальном лагере. Здесь около 15-17 мандатов и преодоление электорального барьера партией Эли Ишая, тут же сказывается на мандатах ШАС и «Яадут ха-Тора». В центре идет противопоставление партий «Еш Атид» – «Кулану».

В итоге, если верить опросам, то картина электоральных предпочтений вырисовываться следующим образом. На левом фланге, постоянно находиться где-то около 40-42 мандата, в центре 16-18 мандатов и на правом фланге 60-62 мандата.

С учетом, всевозможных поправок и допущений, которыми страдают опросы общественного мнения, а также расплывчатой формулировки о «пределах допустимой погрешности», которая колеблется от 1 до 2 мандатов, можно сказать, что без учета каких–то новых возможных политических или социальных потрясений, в обществе более или менее сформировалась картина электоральных предпочтений.

Именно «более или менее» сформировалась менно картина электоральных предпочтений, ведь есть еще один немаловажный аспект последних опросов, все они отмечают наличие от 15% до 20% колеблющего или вовсе неопределившегося электората, а это как минимум 10-15 мандатов, которые в последнюю минуту могут практически полностью изменить сегодняшнюю картину политических предпочтений.

При этом большая часть неопределившихся или точнее сказать сомневающихся, в правом лагере. Менее трети из неопределившихся, «раздумывают» о поддержке партий центра, и возможно, пара мандатов, все еще у выбирающих между старой Аводой и новым центром. Вопрос в том, кто же склонит, в последнюю минуту, в свою пользу голоса колеблющихся? В принципе тот и выиграет, вернее получит шанс сформировать правительство.

 

В сознании большинства избирателей закрепились определенные стереотипы о каждой из партий. Так многие уже с трудом, воспринимают социальные лозунги правых партий, а уж их заверения, о Новом Ближнем Востоке и пересмотра взаимоотношений с палестинцами вообще не находят никакого отклика и даже понимания.

Трудно представить левые партии, говорящие о твердой руке или о жестком ответе на любую угрозу. Поэтому никого не удивляет, что левые с трудом нашли бесцветного и давно ушедшего на покой генерала, на должность «будущего» министра обороны. Всех больше возмущает, почему кандидат от левых на пост министра финансов говорит о необходимости повышения налогов.

Всех как бы устраивает, что центристы вообще забывают о вопросах внешней политики, как бы постоянно намекая, что вопросы войны и мира, это компетенция премьер-министра, а их задача, лишь «накормить» электорат. И возможно именно это амплуа — чисто социальных партий, укоренившаяся в сознании электората, не позволяет правым и левым партия, что-то получить в центре, даже путем выдвижения «более» социальных лозунгов и программ.

 

Вырисовывающаяся картина электоральных предпочтений, говорит о тупиковой ситуации. Ведь исходя из сегодняшнего расклада, ни правый, ни левый блок фактически не может сформировать устойчивое правительство.

Идеологические разногласия и личностные отношения лидеров партий, могут привести к непредсказуемым составам коалиции. Хотя уже сейчас видно, что у левых довольно проблематичная ситуация с коалицией. При победе «Сионистского лагеря», он вместе с партиями центра («Еш атид» и «Кулану») и МЕРЕЦ, набирает от силы 45-50 мандатов. Единственными партнерами по коалиции могут стать религиозные партии. И хотя они уже заявили о поддержки правого правительства, они всегда «готовы» поменять свое мнение, за весомые льготы для своего электората. То есть вопрос вхождения их в любую коалицию будет крутиться в основном вокруг льгот и бюджетов. А тут, кто больше даст, то и выиграет. Пока в этом «споре» побеждает Нетаньяху. Так ему удалось в 2009 году свалить Ципи Ливни (Кадима), только благодаря сделке с партией ШАС.

Правда левый лагерь может поддержать, официально не входя в правительство, объединений арабский список. Его 12 мандатов, хватит, чтобы сформировать и какое-то время удержать у власти левое правительство. Вот захотят ли партии центра сидеть в одном правительстве с арабскими партиями, вопрос кажется риторический. Хотя есть комбинации, когда объединений арабский список может поддержать из-вне коалицию, но это будет «не дешевле» чем сделка с религиозными партиями.

 

У правого лагеря тоже большие проблемы. Ведь коалиция Ликуд, «Байт Йехуди» и НДИ набирает только 45 мандатов, а значит невозможна без религиозных партий. Но вхождение партий ШАС и «Яадут ха-Тора» в коалицию, сведет на нет все ранее принятые или заявленные светские законы о равенстве. То есть законы о гиюре, службе в армии, льготы для молодых и ряд других. Это приведет к противоречиям с программой партий НДИ, а также частично и Ликуда.

В этой связи самые высокие ставки попасть в любую коалицию у партий «Кулану» и «Еш атид», правда для этого им желательно не растратить сегодняшний потенциал в 8 мандатов.

Возможен правый блок без религиозных, их практически может заменить «Еш атид», но там слишком уж много личностного между Лапидом и Нетаньяху. Хотя кризис и страх оказаться в оппозиции может помирить и ни таких врагов.

Такой расклад приводит к тому что лидеры левого и правого блоков будут всеми путями бороться за увеличения своего электорального веса. Проблема в том, что ни справа, ни слева, практически не осталось мандатов.

Исходя из этой реальности многие лидеры списков пересмотрели изначально заявленные ими цели и задачи. Так в начале избирательной компании все партии правого и левого флангов попытались переместиться в центр, где выдвигая собственные социальные лозунги и программы попытались отобрать голоса у «Еш атид» и «Кулану».

Но видимо понимая, что заявленные лозунги партии, не находят поддержки в центре, Ликуд стал пытается собирать мандаты справа, начав и не безуспешно атаковать «Байт Йехуди». Именно эти наезды и принесли Ликуду в последнее недели почти 2 новых мандата, которые в свою очередь потерял «Байт Йехуди». Возможно, что усиление позиций Ликуда и ослабление партии Беннета в последние недели говорит не столько о падении доверия к ее лидеру, сколько о боязни правых избирателей допустить победу «Сионистского лагеря». Но с другой стороны теряет мандаты ведь «Байт Йехуди» а не «Сионистский лагерь».

Сообщается, что Нетаньяху задействовал «национально-религиозный штаб», представители которого весьма влиятельны среди поселенцев и религиозных сионистов. Дело дошло до того, что на прошлой неделе раввин синагоги Бенетта, Ронен Нойберт заявил о том, что поддержит Ликуд. Активисты «Байт Йехуди» указывают на то, что Нетаньяху старательно уклоняется от атак против Кахлона и Лапида, в то время как не щадит Бенетта. Также сообщается о том, что Нетаньяху пытается перетянуть к себе членов центрального комитета «Байт Йехуди. По информации из штаба Ликуда там создаётся группа по работе с ортодоксальным населением, то есть готовиться наезд на ШАС и «Яадут ха-Тора». Недаром в прессе появилась информация о том, что Арье Дери готов рассмотреть союз с левыми, как говорят в Израиле, при «определенных» условиях. Хотя сам Дери заявил, что готов рекомендовать Нетаньяху в качестве нового премьер-министра. Однако все эта игра слов: готов рекомендовать и так же готов рассмотреть союз. После раскола в партии ШАС и пребывании в двухлетней оппозиции, Дери явно всеми силами хочет вернуться в правительство, чтобы оправдаться в глазах своих избирателей и Совета мудрецов Торы, поставившего на него. При этом ему важно не только войти в правительство, но и не допустить туда его идейного конкурента Эли Ишая, который в последние дни, стал уверенно преодолевать электоральный барьер.

 

В левом лагере, более или менее все распределено. Избиратели МЕРЕЦа не будут голосовать за «Сионистский лагерь». Эйфорический рост Аводы после ее объединения с «Ха-Тнуа», практически подошел к своему пику. Их совместная «новая» социальной программы вызвала в основном у всех раздражение. При этом муссируется информация, что в основе экономической программы Трахтенберга («будущего» министра финансов) лежит повышение налогов, без которых невозможно найти средства на социальные проекты. Особо подчеркивается, что налогом будут облагаться все владельцы квартир, сдающие их в наем, а это явно задевает личностные интересы, значительной части «коренного» электората партии Авода.

Герцог, как-то не очень вписывается в образ серьезного миротворца.  Ливни уже сыграла свою основную роль, подняв статус Аводы, но на этом ее миссия полностью себя исчерпала, если кроме нападок на Нетаньяху, которые кстати только усиливают последнего, ей больше нечего предъявить левому лагерю.

В итоге если только правые сами не нарвутся на какую-нибудь провокацию или очередной скандал, то левым просто неоткуда брать новые голоса. В связи с этим не исключено, что ими будет предпринята, какая-нибудь многоходовая комбинация, возможно и с помощью американских «друзей», чтобы опорочить Нетаньяху и спровоцировав скандал, а возможно и кризис, поднять собственный рейтинг. В принципе вся программа «Сионистский лагеря» вертится вокруг одного лозунга «Или мы или он». При нынешнем раскладе становиться ясно, что без арабских депутатов левую коалицию сколотить не удастся, а они оскорбились за снятие с выборов Ханин Зуаби. Хотя после выборов и солидном дележе, вряд ли кто из объединённого арабского списка вспомнит «павших» бойцов.

Избиратели, собирающиеся голосовать за социальные программы «Еш атид» и «Кулану», — вряд ли, без особо веских причин, поменяют их на программы «Сионистского лагеря». Фактически у «Еш атид» и «Кулану», оперирующих практически одними и теми же социальными лозунгами и не требующих немедленного решений по «войне и миру», примерно одинаковое число избирателей: чуть выше рейтинг одной партии — чуть ниже у другой.

Вряд ли Лапид сможет повторить прошлый успех, но тем не менее он останется одним из крупных игроков в будущей коалиции. Кахлону есть гораздо больше, чем Лапиду, что предъявить своему избирателю. Многие еще помнят его успех в борьбе с операторами мобильной связи, приведшей к резкому уменьшению тарифов. Поэтому его обещания разобраться с банками и энегетической монополией «Хеврат Хашмаля» выглядит уж очень привлекательными.

Видимо опасаясь утечки голосов с правого лагеря в центр, в прессу стала сливаться информация о переговорах Кахлона с Ликудом и якобы его желание после выборов вновь вернуться в «дом родной». Как бы доноситься мысль о том, что не стоит голосовать за Кахлона, ведь все равно после выборов он сольется с Ликудом, уж лучше голосовать за Ликуд, «чтобы ваши голоса точно не пропали даром».

Среди неопределившихся много «русских» голосов. Часть явно охладела к Лапиду, очень многие разочаровались в Либермане, а последний скандал вокруг «дела НДИ» только усилил их разочарование. Хотя по опросам проводимых, по заказу НДИ, наезд правоохранительных органов на партию в период выборов, только сплотил ее избирателей. Но на то они и опросы по заказу, в то время как все другие опросы демонстрируют падение практически вдвое, а то и более рейтинга партии НДИ.

 

В начале избирательной компании Либерман, пытаясь вернуть себе «русские» голоса, заявил, что его основной электорат представители «русской» улицы и даже объявил о поддержки им новых социальных программ и договорился до того, что готов войти в правительство Герцога. Не получив поддержки, своим социальными проектам, он снова попытался стать правым, заявляя, что ни при каких условиях не готов сотрудничать с левыми.

Но бравая-правая риторика пока не помогает, растет и недовольство им в русской общине. Самый верный электорат НДИ — пенсионеры — давно не слышат хотя бы обещаний об удовлетворении их главных нужд. Им ничего не говорят рекламный слоганы партии НДИ «Конкретно. Либерман» или «Ариэль — Израилю, Умм-эль-Фахм – палестинцам». Из списка партии исчезли ее ведущие деятели, и в нем осталось слишком мало представителей русскоязычной общины, и она фактически стала, почти чисто «израильской» партией, с русскоязычным лидером. А это не то, чтобы хотела «русская улица».

Понимая, что имидж социального реформатора ему не идет, Либерман, хочет снова стать правее всех, заявляя о том, что в новом правительстве он потребует для себя пост министра обороны. Выступая при этом, с воинственной риторикой, он теперь постоянно обвиняет премьер-министра и министра обороны в провале последней по времени операции в секторе Газа. Намекая, что при нем все  террористы были бы погребены в их же бункерах. Однако, это риторика, скорее всего может вернуть ему колеблющие голоса израильтян, выбирающих сегодня между Ликудом и «Байт Йегуди», чем, колеблющихся «русских», которые в основном сместились в центр.

Велико и число сомневающихся в оценках премьер-министра. Многие до сих пор не могут выбрать, кто лучше Герцог или Нетаньяху, хотя опросы говорят, что 39% хотят видеть на этом посту Нетаньяху, при 40% против, но самое главное, что 20% еще не определилось. А если они качнуться влево? Сегодня кажется все ищут ответ на этот вопрос, что лучше: плохой старый или неизвестный новый. Недаром 62% хотели бы видеть публичные дебаты между Нетаньяху и Герцогом,

При этом 39% респондентов все же желают, чтобы после выборов сформировалось правое правительство, 19% предпочитают правительство национального единства, 25% — отдают предпочтение левоцентристскому правительству. Согласно все той же арифметике, выходит, что 17% еще не решило, какое правительство они хотят видеть, а значит интрига выборов, сохранится до последнего дня.

52.29MB | MySQL:103 | 0,738sec