Проблемы реализации американо-турецкого плана военной подготовки сирийской оппозиции

Согласно сообщениям ряда СМИ со ссылкой на официальных представителей турецкого МИДа, Турция и США в ближайшие дни подпишут соглашение по программе военного обучения  сирийской оппозиции, что подтвердил журналистам официальный представитель МИД Турции Т.Бильгич.

«Переговоры по этой теме завершены. В ближайшее время будет подписан протокол о намерениях с США, и в следующем месяце должна начаться реализация программы обучения Свободной сирийской армии», — сказал Бильгич.

Программа подготовки предусматривает обучение силами 30 американских экспертов нескольких групп по 300 человек в каждой. Всего в течение года планируется подготовить 2 тыс. сирийцев. На первом этапе предпочтение будет отдаваться туркоманам — одной из народностей, проживающих в Сирии.

Это сообщение необходимо прокомментировать отдельно. Напомним, что осенью прошлого года состоялось несколько установочных совещаний между руководителями спецслужб США, Турции и КСА. По идее они должны были ознаменовать собой новый этап взаимоотношений между участниками в рамках активных действий на сирийском направлении, так как главный антагонист стратегии США на региональном уровне в лице принца Бандара был уволен с поста руководителя УОР КСА. Вместе с ним якобы в прошлое ушли и проблемы поддержки саудовскими спецслужбами откровенных джихадистских структур в лице, прежде всего, «Джабхат ан-нусра» и превращения Саудовской Аравии в некое подобие «регионального жандарма». Излишне говорить, что такая стратегия предельно враждебно встречалась в Вашингтоне. После вроде бы внешнего примирения и ухода принца Бандара в рамках согласования дальнейшей программы совместных действий между американцами, турками и саудитами вновь возникли разногласия. В случае с Эр-Риядом недовольство было вызвано, прежде всего, тайным альянсом между США и Ираном, особенно ярко выразившемся в период осады «Исламским государством» (ИГ) курдского города Кобани на сирийско-турецкой границе. Излишне говорить, что несмотря на все опасения, связанные с усилением самостоятельного суннитского сегмента в Ираке, в Эр-Рияде все-таки в качестве  главной угрозы считают распространение шиитской экспансии.

У Анкары были претензии к США посерьезней и поконкретней. Напомним, что осенью прошлого года во время проведения консультаций между спецслужбами американцы старались продавить проект подготовки на турецкой территории в специальных лагерях новой сирийской вооруженной оппозиции, которая должна была стать надежным противовесом исламистам. При этом новобранцев планировали набирать не только среди бывших боевиков сильно ослабленной Сирийской свободной армии (ССА), но и курдов. И именно этот момент вызвал крайнее неудовольствие турецкой стороны, которая справедливо заподозрила американцев в попытках насытить новый сегмент вооруженного крыла оппозиции в том числе и бойцами самой боеспособной части курдского сопротивления в лице Рабочей партии Курдистана (РПК), с которой у турецкой стороны отношения не ладятся. Правда сейчас новый проект создания сирийской вооруженной оппозиционной силы совпал по времени с отставкой главы турецкой спецслужбы МИТ Х.Фидана, который являлся главным архитектором провалившегося проекта по заключению глобального перемирия с РПК, и пока отрывочными данными о начале нового раунда неофициальных консультаций между МИТ и РПК. Вместе с тем обратим внимание на то, что преимущественно в рамках нового проекта будут пока готовить туркоманов, которых будет отбирать специальная американо-турецкая комиссия. На этом, кстати, настаивали в Анкаре. И отказ американцев в начале от этого не только вызвал серьезный кризис в двусторонних отношениях в конце прошлого года, но и привел к отказу турецкой стороны участвовать в этом проекте и предоставлять тренировочные базы на своей территории для нужд ЦРУ США.

Выбор в качестве пробной силы туркоманов по-своему примечателен. Но есть несколько нюансов. Туркоманы в том количестве, о котором было заявлено, совершенно не в состоянии чисто военным путем решить вопрос создания устойчивой военной силы, с которой будут вынуждены считаться и исламисты, и сирийская армия. Здесь существует и чисто количественные людские факторы, и вопрос о зонах традиционного влияния тех же туркоманов. Он абсолютно недостаточен для доминирования чисто туркоманских подразделений на сирийском фронте. Они априори будут себя очень неуверенно чувствовать себя в суннитских арабоязычных районах Сирии. Из этого делаем простой и очевидный вывод о том, что новые подразделения создаются совершенно с иной целью: создать определенную зону в местах традиционного обитания туркоманов для организации плацдарма для разворачивания дальнейшей экспансии совершенно иными силами, которые еще только предстоит сформировать. Естественно, что наиболее вероятен и вариант воздушной поддержки нового «особого района» со стороны ВВС сил антитеррористической коалиции, которые и так уже вовсю бомбят позиции ИГ в в Сирии.

Почему именно туркоманы? Прежде всего, потому, что они одинаково устраивают и турок, и американцев. Курдский сегмент пока отложен в долгий ящик. По крайней мере, до прояснения ситуации с итогами новых консультаций МИТ Турции и руководства РПК. Кроме того, они традиционно проживают в районах, которые прилегают к турецкой границе. И наконец, ЦРУ США имеют давние и хорошие связи с туркоманами не только в Сирии, но и в Ираке и Афганистане с родственными туркменами. В Афганистане, например, примерно с полгода назад уже была запущена почти аналогичная с нынешним сирийским проектом программа создания устойчивой военной силы на основе исключительно племенной милиции. Как представляется, сирийский вариант также родился не без влияния афганской туркменской племенной верхушки.

И наконец, еще один момент, который стал известен СМИ. В качестве такой же программы КСА и Катар должны подготовить преимущественно на иорданской территории за год порядка 15 тыс. боевиков. Эти цифры несопоставимы с турецким проектом. С учетом спонсирования Катаром ИГ, а КСА «Джабхат ан-нусры» остается только догадываться о качественном составе новых рекрутов. По оценке ряда экспертов, такая программа подготовки «нового сегмента вооруженной сирийской оппозиции» является для саудитов и катарцев не более чем отличной возможностью «официальной легализации» джихадистского крыла противников режима Асада и сохранения в нем своего доминирования.

52.38MB | MySQL:103 | 0,459sec