О поездке премьер-министра Турции А.Давутоглу в Пакистан

17-18 февраля текущего года состоялся визит в Пакистан представительной делегации турецких чиновников и предпринимателей Турции, возглавляемой премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу. Поездка была приурочена к проведению четвёртого по счету заседания Совета стратегического сотрудничества высшего уровня (СССВУ). В целом её стоит рассматривать, прежде всего, как очередную, похоже регулярную, попытку сторон придать импульс двусторонним торгово-экономическим отношениям, переживающим, во всяком случае с точки зрения турецких экспортёров и и подрядчиков, период стагнации.

Со статистической точки зрения ситуация выглядит следующим образом. Турецко-пакистанский товарооборот, достигший в 2010 году отметки в 1 млрд долл., сжался к концу истекшего 2014 года до величины в 650 млн долл. На протяжении последних пяти лет объём турецкого экспорта в страну стабильно колеблется около уровня в 250 млн долл., в два раза уступая аналогичному показателю между Турцией и Индией.

Для строительных подрядчиков Турции, являющихся «острием копья» турецкого проникновения на международные рынки, Пакистан уже более чем десятилетие назад перестал быть заметным рынком с точки объёма выполняемых работ. Вспомним, что ещё в девяностых годах прошлого века на долю Пакистана приходилось около 6% реализуемых турецкими строителями контрактов за рубежом. В настоящее же время пакистанские проекты в годовых отчётах Ассоциации строительных подрядчиков Турции не выделяются отдельной позицией, а проходят, наравне с рядом прочих стран, по строке «другой». Что, впрочем, не исключает тлеющего интереса у турецкого бизнеса к стране.

Тем не менее, необходимо отметить достаточно солидный состав турецкой делегации, прибывшей в Исламабад во главе с премьер-министром Ахметом Давутоглу. Для него – это первый визит после вступления в должность в августе 2014 года. Премьер-министра в поездке сопровождали министр иностранных дел М.Чавушоглу, министр экономики Н.Зейбекчи, министр окружающей среды И.Гюллюдже, министр энергетики Т.Йылдыз, министр здравоохранения М.Муэззиноглу, министр транспорта Л.Эльван, вице-председатель правящей Партии справедливости и развития Я.Актай, депутат от провинции Ван и глава парламентской группы дружбы с Пакистаном Б.Каятюрк, депутат ПСР от провинции Сивас Али Туран.

Программа двухдневного визита помимо непосредственно заседания СССВУ и мероприятий в его рамках, предусматривала переговоры между А.Давутоглу и его пакистанским коллегой Н.Шарифом. Также А.Давутоглу был принят в президентском дворце пакистанским лидером М.Хусейном, где после встречи с глазу на глаз, состоялась торжественная церемония вручения турецкому премьеру высокой государственной награды Пакистана.

Обращает на себя внимание достаточно скупое освещение турецкой прессой двухдневного мероприятия, скажем, по сравнению с пресс-релизами, выпущенными по итогам визита президента Турции Р.Т. Эрдогана в страны Восточной Африки и Латинской Америки. Конечно, в настоящее время премьер-министр находится в тени президента страны, однако, и сами результаты поездки выглядят достаточно скромно, если не сказать буднично.

По итогам заседания СССВУ, стороны заявили о подписании одиннадцати документов, включая одно соглашение, пять протоколов, три меморандума о взаимопонимании, один дополнительный протокол и совместную декларацию об укреплении стратегического партнёрства. Названия документов не публикуются, однако, состав министров, сопровождавших в поездке премьер-министра позволяет сделать заключение относительно тех надежд, которые турецкая сторона питает в отношении перспективных направлений сотрудничества с Пакистаном. Таковыми являются сотрудничество двух стран в области энергетики, инфрастурктурного строительства и транспорта.

На итоговой пресс-конференции премьер-министр Турции А.Давутоглу заявил: «…Для развития взаимной торговли нужно соглашение о свободной торговле? Как два председателя, мы приняли решение, что соглашение будет подготовлено к июню месяцу. Между двумя странами может осуществляться сотрудничество в сфере энергетики, строительства и сельского хозяйства. По специальному предложению премьер-министра Шарифа в ближайшем будущем в Пакистане будет создана турецкая особая экономическая зона…».

Заметно, что в последние годы Турция стремится максимально увеличить количество своих партнёров по соглашениям о преференциальной торговле. Однако, не будем забывать, что подобное соглашение на турецко-пакистанской повестке дня находится не первый год. Равно, как и проект строительства железной дороги, который призван соединить две страны, вскользь упомянутый премьер-министром Пакистана Н.Шарифом в качестве одной из достигнутых договорённостей.

Во время встречи в президентском дворце, в своем выступлении президент Пакистана М.Хусейн подчеркнул, что лидирующие турецкие компании все больше вовлекаются в проекты в Пакистане и выразил надежду, что увеличится число желающих инвестировать в различные отрасли страны, включая энергетику, инфраструктуру, сельское хозяйство, связь, экономичное жилье и муниципальные услуги. В своем итоговом заявлении стороны подтвердили приверженность стратегическому характеру двусторонних отношении и обозначили цель по увеличению товарооборота между Турцией и Пакистаном до 3 млрд долл. в течение двух лет и до 10 млрд. долл., в течение «ближайших нескольких» лет.

Каким образом Турция и Пакистан могут достигнуть заявленной цели по наращиванию в разы взаимной торговли – большой вопрос. Равно, как и вопрос к реалистичности коэффициента «3», который озвучивается Турцией в контактах со всеми зарубежными странами в рамках стратегической задачи по увеличению суммарного объёма турецкого экспорта до 500 млрд долл. к 2023 году.

Турция не входит в десятку крупнейших экспортёров и импортёров для Пакистана, где лидирующие позиции – у Китая, ЕС, ОАЭ, Саудовской Аравии и США. Турецкую и пакистанскую экономики сложно назвать взаимодополняющими, скажем, в части легкой промышленности и сельского хозяйства. Что же до права на строительство крупных инфраструктурных проектов, скажем энергетических, финансируемых различными международными финансовыми институтами, то для получения подрядов турецким строителям, не слишком успешным в последние годы в Пакистане, придётся изрядно поработать «локтями» в конкурентной борьбе.

Так что, наилучшая характеристика современным двусторонним отношениям была дана одним из изданий принимающей стороны, охарактеризовавшим их, в первую очередь, как «эмоционально-идеологические», хотя и скреплёнными общими озабоченностями в отношении региональной ситуации, включая Афганистан, Ирак и Сирию. Пакистан – это вторая после Азербайджана страна, где применительно к отношениям с Турцией широко тиражируется слоган — «Одна нация. Две страны». Обратимся к словам премьер-министра Ахмета Давутоглу, сказанным в ходе бизнес-форума: «…Исламабад – мой второй дом… Исламабад – дом всех нас… Выиграю выборы в июне (выборы в турецкий Меджлис в июне 2015 года-авт.) и приеду снова. В этот раз с тем, чтобы отметить. Это традиция в первые месяцы после начала службы посещать Пакистан и Азербайджан…». В общем, можно сказать, что пока эта традиция соблюдается, а относительно того, удастся ли Турции нащупать возможности для наращивания своего присутствия в Пакистане – пока это большой вопрос.

62.85MB | MySQL:102 | 1,715sec