Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 февраля 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили на египетско-ливийском направлении и в Йемене. После жестокого убийства в Ливии боевиками «Исламского государства» (ИГ) 21 египетского заложника из числа христиан-коптов вооруженные силы АРЕ нанесли несколько ударов по экстремистам на ливийской территории. В Йемене шиитские мятежники-хоуситы и ряд других политических сил республики достигли предварительной договоренности о создании Переходного народного совета для выхода страны из кризиса.

19-20 февраля начальники генеральных штабов вооруженных сил 26 стран, входящих в международную коалицию для борьбы с ИГ, провели очередное совещание в Эр-Рияде, обсудив меры по противодействию экстремистам и ситуацию в Сирии и Ираке.

Руководство Египта во главе с президентом А. Ф. ас-Сиси жестко и оперативно отреагировало на известие о казни египетских заложников в Ливии. 16 февраля самолеты ВВС АРЕ нанесли серию ударов по боевикам ИГ в районе ливийского города Дерна недалеко от границы с Египтом, где ведется подготовка террористов. Было заявлено, что египетские и ливийские военные координируют воздушные рейды и сформировали совместный оперативный штаб. Египетский спецназ 19 февраля провел наземную операцию против боевиков ИГ на территории Ливии к югу от г.Дерна. Президент ас-Сиси и министр обороны АРЕ генерал Субхи посетили военные объекты вблизи ливийской границы. Власти Египта ввели запрет на поездки граждан страны в Ливию и полеты самолетов гражданской авиации в воздушном пространстве этой страны. Контролирующий столицу Ливии Триполи происламистский Всеобщий национальный конгресс (бывший временный парламент) назвал действия Каира «вопиющим нарушением суверенитета Ливии». Ливийские военачальники и политики, действующие на востоке страны, поддержали военные акции Египта, однако единодушно заявляют, что Каир должен ограничиться исключительно атаками с воздуха, без вмешательства наземных войск. Сообщается о новых захватах египетских заложников в Ливии.

Египет призвал Совбез ООН принять резолюцию о международном вмешательстве в Ливию. Каир также призвал членов международной коалиции, проводящих военные операции против ИГ в Сирии и Ираке, оказать материальную и политическую поддержку АРЕ в борьбе с этой террористической организацией на территории Ливии. Лига арабских государств (за исключением Катара) поддержала «законное право Египта на самооборону» и нанесение ударов по террористам. Катар отозвал своего посла в Каире «для консультаций» в связи с обвинениями со стороны Египта в адрес эмирата в поддержке терроризма. Лидеры стран-членов ССАГПЗ 20 февраля поддержали действия Каира в Ливии, подчеркнув, что безопасность и стабильность Египта рассматривается ими «как безопасность и стабильность государств Залива». В то же время страны Запада «дистанцировались» от призыва АРЕ оказать военное воздействие на экстремистов в Ливии. Президент РФ В. Путин выразил соболезнования ас-Сиси в связи с убийством граждан АРЕ и заявил, что Россия готова к тесному сотрудничеству в борьбе с терроризмом.

Ливия и Египет обратились к Совбезу ООН с призывом отменить эмбарго на поставки оружия Ливии, а также ввести морскую блокаду участков, не находящихся под контролем правительства этой страны. В то же время глава МИД Ливии М. ад-Дейри призвал бороться с террористическими группировками в стране, не прибегая к международному военному вмешательству, отметив при этом, что «в отсутствие международной поддержки правительство Ливии призвало Египет помочь ливийской армии в борьбе с терроризмом». Великобритания с США отвергли просьбу Ливии об отмене эмбарго на поставку оружия в страну для защиты от ИГ. Причина отказала – это, в первую очередь, отсутствие в Ливии правительства национального единства. Страны Евросоюза и США заявляют, что на данный момент они  «концентрируется на поддержке политического процесса (в Ливии) и переговорах между разными сторонами при посредничестве спецпредставителя ООН Б. Леона». Россия готова рассмотреть в Совбезе ООН возможность ослабления эмбарго на поставки оружия в Ливию, но опасается, что даже законные поставки оружия ливийскому правительству «могут распространиться по Ливии или по региону».

20 февраля не менее 47 человек погибли в результате серии взрывов в городе Аль-Кубба на востоке Ливии. Ответственность за теракты взяли на себя сторонники ИГ, заявившие, что теракты стали ответом на авиаудары по позициям экстремистов в Дерна. Сообщается, что действующие в Ливии радикальные группировки захватили оставшиеся от режима М. Каддафи запасы не уничтоженного химического оружия и провели его испытания.

16 февраля Франция подписала с Египтом контракт на сумму свыше 5 млрд евро на поставку 24 истребителей «Рафаль» и многофункционального фрегата FREEM.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. Шиитские мятежники-хоуситы (движение «Ансар Алла») отвергли 16 февраля принятую днем раньше резолюцию Совбеза ООН, осуждающую захват ими власти в стране и продолжают попытки расширить зону своего контроля. Вместе с тем, в Йемене усиливается сопротивление хоуситам. Так, суннитские племена в нефтеносной провинции Шабва на юго-востоке страны объявили о закрытии границы с соседней провинцией Аль-Байда, чтобы не дать шиитским боевикам продвинуться на юг Йемена. В самой провинции Аль-Байда продолжаются бои между хоуситами и отрядами местных племен. Ряд южнойеменских племен в провинциях Шабва и Лахдж объявили о создании «народной армии» для противостояния хоуситам. В этих условиях 20 февраля противоборствующие йеменские стороны достигли предварительной договоренности о создании Переходного народного совета (ПНС) для выхода из страны кризиса. Согласно достигнутой договоренности к своей работе вернется парламент, распущенный хоуситами. Парламент совместно с ПНС займутся вопросами законодательства для последующей мирной передачи власти. Состав переходного совета пока не определен. Вопрос о том, кто займет пост президента и составе правительства находится в стадии обсуждения. Тем временем 21 февраля хоуситы освободили в Сане подавшего ранее в отставку президента Йемена М. Хади. Это было сделано при содействии Ирана и Омана. В этот же день Хади вернулся в Аден — главный город на юге Йемена, где обвинил хоуситов в незаконном захвате власти и заявил, что продолжает оставаться легитимным главой йеменского государства.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников президента Б. Асада. На минувшей неделе боевики оппозиционных группировок, действующих на юге страны, получив подкрепление из Иордании, остановили наступление сирийской армии и отрядов ливанской «Хизбаллы» в провинциях Дераа и Эль-Кунейтра. В то же время правительственные войска сумели продвинуться в районе города Алеппо на севере страны. В целом же ход боевых действий в Сирии показывает, что силам правящего режима, несмотря на отдельные успехи, не удается переломить военную ситуацию в свою пользу. Но и противники Асада не имеют достаточных ресурсов для перехода к решительным действиям. К тому же они разрознены и зачастую ведут вооруженную борьбу между собой. В этой ситуации очень много будет зависеть от масштабов и эффективности зарубежной помощи как официальному Дамаску, так и его противникам.

Спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура 17 февраля уведомил Совбез ООН о том, что правительство САР готово на шесть недель приостановить бомбардировки города Алеппо.

На минувшей неделе США и Турция подписали соглашение о подготовке боевиков «умеренной» сирийской оппозиции на турецкой территории. Официально заявляется, что эти боевики будут воевать против сил ИГ в Сирии. Их подготовка начнется в марте. Всего в течение года предполагается обучить свыше 5 тыс. человек.

20 марта глава МИД Турции М. Чавушоглу заявил, что у Анкары есть ряд условий для активного участия страны в операциях коалиционных сил против боевиков ИГ в Сирии. В частности, «если пакет мер коалиции предусматривает, помимо программы обучения оппозиции, создание бесполетной зоны и зон безопасности, то мы активно присоединимся. Это наши условия для участия в воздушных операциях и других инициативах по Сирии. Бесполетную зону мы хотим, по крайней мере, в Алеппо». Относительно вопроса об использовании авиацией коалиции турецкой базы Инджирлик Чавушоглу заявил, что Анкара «пока еще не сказала «да», но этот вопрос может быть обсужден, если коалиция пойдет на обозначенные Турцией условия».

В докладе, опубликованном Комиссией ООН по расследованию возможных нарушений прав человека в Сирии, говорится, что со времени начала конфликта в стране свои дома вынуждены были покинуть более 10 млн человек, или почти половина населения САР. Более 3 млн человек, в основном женщины и дети, стали беженцами преимущественно в соседних странах: в Ливане, Иордании, Турции и Ираке. Еще 6,5 млн человек стали внутренне перемещенными лицами на территории САР. По оценкам экспертов, в гуманитарной помощи в Сирии нуждаются 10,8 млн ее жителей. Из них 4,6 млн человек «живут в осажденных или труднодоступных районах».

Ливан «не может оставаться в стороне от конфликта в соседней Сирии и изолировать себя от событий на Ближнем Востоке», — заявил 16 февраля лидер «Хизбаллы» Х. Насралла. При этом он высказался за взаимодействие между Бейрутом и Дамаском в области безопасности и подчеркнул «важность координации между ливанской и сирийской армией в районах Арсаль и Каламун на границе двух стран, где находятся базы «Исламского государства»». Выступление Насраллы стало ответом на речь главы движения «Аль-Мустакбаль» С. Харири, который 14 февраля потребовал вывести боевиков «Хизбаллы» из Сирии, так как ее участие в сирийском конфликте на стороне армии Асада «стало причиной появления банд террористов в Ливане».

19 февраля правительство Турции сообщило, что система ПВО и ПРО, которую планируется создать в стране, не будет интегрирована в соответствующие структуры НАТО. Одновременно обороны Турции И. Йылмаз объявил Китай победителем в тендере на разработку национальной системы ПРО. Со своей стороны, представители НАТО неоднократно открыто предостерегали Турцию от выбора российского или китайского предложений, мотивируя это возможными проблемами интеграции «незападных» комплексов в объединенную систему ПВО НАТО.

В Женеве 22 февраля начался очередной раунд переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников по ядерной программе Тегерана. Пленарному заседанию предшествовали встреча госсекретаря США Дж. Керри с главой МИД Ирана Д. Зарифа и координационная встреча стран-членов «шестерки» без участия Ирана. Стороны стремятся согласовать политическую часть соглашения по урегулированию иранской ядерной проблемы до 24 марта. Керри сообщил, что США выступают против продления сроков переговоров, но отметил, что сохраняются «существенные расхождения» с Ираном. Тем временем МАГАТЭ распространило доклад, согласно которому Иран при соблюдении ряда договоренностей скрывает работы военного характера, направленные на разработку ядерных зарядов для ракет.

Саудовская Аравия, Египет Катар и ОАЭ обеспокоены тем, что возможная договоренность государств Запада с Ираном по ядерной программе Тегерана может «подвигнуть страны региона разрабатывать свои ядерные возможности, чтобы быть равными по силе с иранскими».

Новый министр обороны США Э. Картер 21 февраля посетил Кабул, обсудив с президентом Афганистана А. Г. Ахмадзаем возможность замедлить вывод американских военных из этой страны в связи с сохраняющейся высокой активностью движения «Талибан», боевиков «Аль-Каиды» и ответвлений ИГ. По словам Картера, сейчас в Афганистане находятся более 10 тыс. американских солдат. Предполагается, что половина из них должна покинуть страну к концу текущего года, остальные – к концу 2016г.

Приложение

 

 

Об отношениях Пакистана с аравийскими монархиями

 

 

Многоплановые отношения с арабскими странами традиционно являются одним из приоритетных направлений пакистанской внешней политики. При этом наибольшую заинтересованность в Исламабаде проявляют к развитию всестороннего сотрудничества с аравийскими монархиями, в первую очередь с Саудовской Аравией, отношения с которой по праву можно считать стратегическим партнерством.

Пакистан в условиях постоянного роста потребностей в энергоресурсах крайне заинтересован в получении нефти, нефтепродуктов и природного газа из соседних арабских стран. Исламабад также рассчитывает на продолжение поступления финансовой помощи от нефтедобывающих аравийских монархий. Очень важным фактором, непосредственно влияющим на взаимные отношения, особенно с КСА, является культурно-религиозное родство населения. В первую очередь — это ислам, играющий исключительно важную роль в Пакистане. Для арабов же Пакистан представляет собой одну из крупнейших по численности населения мусульманских стран, обладающей к тому же значительным военным потенциалом. Немаловажную роль играет и присутствие практически во всех странах-членах ССАГПЗ многочисленной пакистанской диаспоры. Благоприятному развитию отношений способствует и географическая близость сторон.

В Исламабаде рассматривают аравийские монархии как важных внешнеполитических партнеров, имеющих с Пакистаном близкие или совпадающие позиции по основным проблемам региональной и мировой политики. Пакистан традиционно взаимодействует с аравийскими соседями, в первую очередь с КСА, по многим международным вопросам, особенно по афганской проблеме. Исламабад использует разностороннее сотрудничество с аравийскими монархиями как возможность укрепить свое внешнеполитическое положение, осложненное почти перманентной напряженностью отношений с Индией, получая от арабских партнеров поддержку по проблеме Кашмира. Так, арабские страны регулярно выступают за включение кашмирского вопроса в повестки дня саммитов и министерских встреч Организации Исламского сотрудничества и способствуют принятию нужных Пакистану резолюций. Важным фактором, определяющим курс Исламабада на тесные контакты с арабскими соседями, является ислам, играющий огромную роль во внутриполитической жизни Пакистана.

Руководство Пакистана на протяжении многих лет поддерживает арабскую позицию по урегулированию арабо-израильского конфликта, выступает за полный вывод израильских войск со всех оккупированных в ходе войны 1967 г. арабских территорий и создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. При этом пакистанцы не выдвигают каких-либо самостоятельных инициатив по арабо-израильскому урегулированию, согласовывая свой курс с Саудовской Аравией. Вместе с тем, пакистанские представители периодически контактируют с израильтянами.

Характерной особенностью пакистанской политики является избегание вмешательства в конфликты между арабскими странами. Также не поднимается вопрос о возможной посреднической роли Пакистана в урегулировании спорных проблем в отношениях монархий Персидского залива с Ираном.

Отметим еще один важный момент. В 1998 г., когда Пакистан вслед за Индией провел испытания ядерного оружия, во многих арабских странах приветствовали создание «исламской» атомной бомбы, а аравийские монархии частично компенсировали Исламабаду ущерб от введенных против него международных санкций.

Страны-члены ССАГПЗ являются основными торгово-экономическими партнерами Пакистана в арабском мире. В 2014 г. товарооборот Пакистана с ними составил 6 млрд долларов. Стороны работают над завершением соглашения о свободной торговле. Главными партнерами Пакистана выступают здесь Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, на долю которых приходится свыше 20% внешнеторгового оборота страны. Аравийские монархии, в первую очередь КСА, ОАЭ и Катар, обеспечивают до 90% пакистанского импорта нефти и нефтепродуктов. Важную роль играют и поставки Пакистану природного газа из стран Аравийского полуострова. Пакистанский экспорт в арабские государства Залива представлен преимущественно сельскохозяйственной (рис, пшеница, фрукты и др.) и рыбной продукцией, удобрениями, стройматериалами, кожей и кожаными изделиями. Вместе с тем, в последние годы на аравийских рынках происходит падение спроса на пакистанские товары, включая удобрения и стройматериалы, что связано с налаживанием собственного производства этой продукции. Пакистан имеет в торговле с аравийскими соседями хронический дефицит, покрываемый разного рода льготами, льготными займами, различными финансовыми вливаниями.

Большое значение имеют аравийские инвестиции в долгосрочные пакистанские проекты, связанные с разведкой, добычей и транспортировкой углеводородов, строительством и модернизацией транспортной системы, энергетикой, телекоммуникационными системами. Так, Бахрейн вкладывает средства в топливно-энергетический комплекс Пакистана, сферу телекоммуникаций и сектор информационных технологий. ОАЭ активно финансирует проекты, связанные с электроэнергетикой и дорожным строительством. Особую привлекательность для саудовского бизнеса представляет энергетическая и нефтегазовая сфера Пакистана. Арабские компании участвуют в приватизации крупных государственных предприятий, в местном страховом и гостиничном бизнесе. Пакистанское правительство предоставляет компаниям из стран-членов ССАГПЗ налоговые и другие льготы. Развиваются связи с арабскими соседями в сфере морского судоходства, рыболовства, совместного использования морских ресурсов, защиты окружающей среды.

Особую значимость для Пакистана имеет финансовая помощь стран Аравийского полуострова, которая в целом ряде случаев предоставляется на льготных условиях. Средства аравийских партнеров идут, в частности, на развитие малого и среднего бизнеса, реализацию инфраструктурных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения питьевой водой сельских районов страны, возведение мечетей, гуманитарную помощь. Но, прежде всего, — это льготные поставки сырой нефти.

Аравийские монархии, являются крупнейшим центром сосредоточения пакистанской диаспоры. Здесь проживает свыше двух миллионов пакистанцев, большинство из которых – это неквалифицированные или малоквалифицированные рабочие. Миграция в страны Залива способствует ослаблению проблемы безработицы в Пакистане. Денежные переводы от пакистанцев, работающих в странах-членах ССАГПЗ, являются важной частью валютных поступлений из-за рубежа. Так, в 2012/2013 финансовом году от работавших в Саудовской Аравии граждан Пакистана поступило 4091 млн долларов, в ОАЭ – 2762 млн долларов, а в других аравийских монархий – 1603 млн долларов. Итого 8456 млн долларов.

Важная составляющая отношений Пакистана с монархиями Персидского залива – сотрудничество в военной и военно-технической сфере, имеющее давние традиции. Пакистан активно участвует в подготовке военных кадров различного уровня и профиля для вооруженных сил стран-членов ССАГПЗ, поддерживаются регулярные контакты между военными ведомствами, периодически проводятся совместные учения, особенно с КСА. Получают развитие кооперация в оборонной промышленности и поставки пакистанского оружия. Саудовская Аравия оказывает финансовую помощь пакистанскому ВПК. Монархии Залива, особенно Оман, КСА и Бахрейн, широко пользуются услугами уволенных в запас пакистанских военнослужащих, которые проходят службу по контракту в аравийских армиях. Отмечается важная роль пакистанских специалистов в деле обслуживания сложных видов вооружения, особенно авиационного.

Развивается сотрудничество по линии спецслужб. В частности, пакистанцы готовят подразделения аравийского спецназа и офицеров разведки. Проводятся операции по переброске пакистанских и афганских талибов в Сирию для участия в войне против режима Б. Асада. В ходе визита короля Бахрейна А. Аль Халифы в Пакистан в марте 2014 г. была достигнута договоренность об укреплении двустороннего сотрудничества в сфере безопасности, в том числе в вопросах подготовки бахрейнских сил безопасности и обмене разведывательной информацией. Как известно, Пакистан в 2011 г. поддержал вмешательство ССАГПЗ во главе с Саудовской Аравией в Бахрейне в интересах подавления массовых антирежимных выступлений.

Так им образом, как Пакистан, так и аравийские монархии заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, военно-технической и других сферах. Вместе с тем, по оценке некоторых аналитиков, недавнее восшествие на саудовский престол короля Салмана может привести к сокращению сотрудничества между КСА и Пакистаном на некоторых направлениях, в том числе по линии спецслужб.

52.39MB | MySQL:103 | 0,497sec